— Александр Рудольфович, мы не можем не задать Вам вопрос: что Вы думаете о существенном снижении интереса к физике как школьной дисциплине: и на уровне администрации школ, и на уровне выпускников, выбирающих ЕГЭ? Или для Алферовского университета это не проблема?
— Поверьте, мы эту проблему ощущаем точно так же, как и инженерные вузы. Мы все понимаем, что происходящее с физикой в школах — это большая беда. Не бывает элитного спорта без спорта массового. То же самое здесь: «сливки сливок» собираются как некая доля от заходящих в широкую воронку.
Проблему с физикой в школах замалчивали несколько десятилетий. Из-за тяжелой экономической ситуации в 1990-е годы из школ «выбили» поколение учителей позднесоветских времен подготовки, когда выпускались наиболее сильные предметники. Руководство школ понимало, что из-за нехватки педагогов занятия зачастую ведут люди, даже не имеющие профильного образования, но, к сожалению, проблема от этого не решалась. Еще больше она усилилась в последние годы, когда на учителя химии или физики можно было поступить, не сдавая ни химию, ни физику.
— Получается замкнутый круг: на учителей физики поступают те, кто физику в школе не знал и боялся сдавать в качестве ЕГЭ, и, закончив вуз, они продолжают ее не знать и бояться.
— Лет 15 назад в ходу была такая хлесткая фраза о педагогическом образовании: «двойной ухудшающий отбор». В педагогические вузы поступали не самые сильные абитуриенты, а по окончании университета в профессию шли наиболее слабые, те из них, кто не нашел себя в других сферах. Некоторое время назад казалось, что эта проблема ослабла, и мы увидели довольно серьезные притоки в педагогические вузы абитуриентов с высокими баллами. Но, похоже, в последние годы этот двойной ухудшающий отбор обрел новые формы.
К сожалению, мой прогноз весьма печальный в том смысле, что даже если сейчас навалиться всем миром, направить большие суммы государственных денег в материально-техническую базу, в переподготовку учителей, это все равно будет долгий инерционный процесс. Здесь надо «запрягаться» на целое поколение. Этим вопросом необходимо заниматься всерьез, в масштабе страны: это задача, если не национального, то, по крайней мере, серьезного федерального проекта, который включает изменение материального статуса учителя, обновление материально-технической базы и вообще всего, что связано с переменами в отношении общества к этим вопросам.
Ситуация осложняется еще и тем, что люди смотрят на образование как на инвестицию. Средства, которые вкладываются в обучение, а это и потраченные время и силы, и репетиторы, и оплата учебы в вузе, — это расходная часть. После окончания вуза студенты и их родители хотят, чтобы эти инвестиции побыстрее «отбились». А здесь нам предстоит долгое решение проблемы, и придется стараться всем: и вузам, и государственным деятелям, и школе, и родителям.
— Поговорим об образовательном процессе в Алферовском университете. Вы предлагаете студентам интеграцию в науку с первых курсов обучения и возможность проведения собственных научных исследований. Как это реализуется на практике?
— Главная функция нашего университета — сформировать у будущего исследователя принятие культуры исследований и лабораторий, для чего первые два курса студенты получают фундаментальную физико-математическую подготовку, а дальше — помочь им встать на путь самостоятельного исследования.
Для научно-образовательного кластера Физико-технического института имени А. Ф. Иоффе в университете мы планируем организовать 4 кафедры: одну обеспечивающую и три профильные, возглавят которые действующие ученые, члены-корреспонденты и академики Российской Академии наук.
Нам важно, чтобы Физтех выступал не просто партнером, оттуда приходят преподаватели для чтения дисциплин, а чтобы он был для нас постановщиком задач и требований по достижению того качества студентов, которые в итоге придут к ним в качестве молодых ученых.
Для этого в образовательных программах направления «Прикладные математика и физика» мы формируем множественные профили и будем использовать индивидуальные траектории для студентов, когда образовательный процесс выстроен таким образом, что в ходе движения по учебным курсам и по исследовательской работе на выходе мы получаем специалистов с разными наборами компетенций.
Недавно я разговаривал с директором одного высокотехнологичного предприятия и задал ему вопрос: «Вы можете сформулировать для университета систему требований к выпускнику 2028 года?». На это он ответил, что ему сейчас нужны специалисты с конкретными навыками, а что нужно будет в 2028-м — неизвестно. Модель, которую мы предлагаем, сужает горизонт «неопределенности» университета с 5–6 лет до 1–2 лет. В этом случае узкопрофессиональные компетенции формируются на последнем этапе выхода студента из университета.