— А что насчет престижности профессии агрария? Согласны с прогнозом, что она возрастет?
— На сегодняшний день аграрное образование не самое престижное, но ведь привлекательность тех или иных направлений в высшем образовании постоянно меняется. Были годы, когда все хотели быть банкирами, потом юристами, экономистами. Сегодня государство начинает поддерживать инженерные специальности, поскольку без технологического развития невозможно развитие страны в целом.
Аграрное образование многими людьми старшего поколения, особенно в сельской местности, воспринимается негативно. Я часто встречаюсь с родителями сельских школьников, очень многие из них до сих пор считают, что сельское хозяйство — это тяжелая грязная работа, где всё приходится выполнять вручную. Когда мы их вместе со школьниками привозим на современное аграрное производство, где всё механизировано, работают роботы, а специалисты ходят в белых халатах, многих это шокирует.
Нам предстоит поменять устаревшее представление людей об аграрных профессиях, разъяснить им, что современные агропредприятия — это не старые колхозы, а высокотехнологичные производства.
Второе, что нужно сделать, — развивать материально-техническую и научную базу аграрных вузов, которая долгое время рассчитывалась по остаточному принципу. Не секрет, что объем всех средств, выделяемых в Минсельхозе на науку в аграрных вузах, был сопоставим с объемом средств, которые выделяли на науку в один университет в системе Минобра. Иными словами, 54 аграрных вуза получали приблизительно такой же объем финансирования на науку, как один крупный московский университет, — это о многом говорит. Надеемся, что в ближайшей перспективе это неравенство будет нивелировано.
— В Пермском ГАТУ как раз скоро пройдет День открытых дверей (интервью было проведено накануне — Прим. ред.), где школьники познакомятся с университетом, его программами и преподавателями. Какое впечатление об университете хочется оставить у посетителей?
— Я открыто говорю: мы — тот вуз, который сталкивался с проблемой набора в силу тех аспектов, которые мы до этого обсуждали, и поэтому вынуждены были принципиально изменить тактику и стратегию работы с абитуриентами. Мы не можем уповать на то, что к нам придет множество поступающих, а мы отберем лучших. Нам нужно самим формировать будущего абитуриента и вести его от школьной скамьи до университетской аудитории. Это очень сложная, кропотливая работа «в полях» — в школах, техникумах, это выезды на места, проведение профориентационной работы, различных конкурсов.
Мы практикуем создание агроклассов в школах, которые заинтересованы в сотрудничестве с нами. Профориентация там начинается с пятого-шестого класса. В этом возрасте ребенок жаждет новых знаний, визуального восприятия, и ему важны не перспективы по трудоустройству, ему интересно, как выглядит ветклиника, как там лечат домашних животных, как на фермах выращивают продукты, которые мы едим.
Школьнику нужно показать, кто такой агроном, чем он занимается, что он создает своими руками. Благодаря такой визуализации закладывается основа привлекательности нашей профессии. День открытых дверей мы во многом используем именно для этого, но вместе с тем для старших школьников стараемся продемонстрировать, какие возможности трудоустройства ждут наших выпускников, какие есть новые тенденции в аграрных профессиях.
— Недавно Пермский ГАТУ получил почётное знамя лучшего вуза по организации студенческих отрядов среди более 100 университетов. Ваш вуз был одним из первых в стране, где были созданы такие молодежные организации. Чем они занимаются сейчас и почему вуз уделяет этому направлению такое внимание?
— Помимо сельхозотрядов, которые мы создаем для студентов, у нас есть еще пять направлений, в том числе строительные отряды, которые работают на крупных стройках, и сервисные отряды, которые оказывают помощь на сезонных работах. Для учащихся это не просто возможность съездить в другие регионы, посмотреть страну и заработать деньги. Мы рассматриваем студотряддвижение как элемент развития дополнительных навыков и компетенций студентов, дополнительного профессионального образования, получения рабочей профессии: каменщика, штукатура, столяра, зоотехника, эколога, лаборанта. Наличие дополнительной рабочей профессии, умение делать что-то своими руками пригодятся в жизни независимо от того, где и кем потом будет работать наш выпускник.
— Алексей Петрович, Вы выпускник историко-филологического факультета Университета дружбы народов им. Патриса Лумумбы по специальностям «историк» и «переводчик с французского языка», работали главным федеральным инспектором, были депутатом Государственной Думы. Сложно ли Вам было освоиться в аграрном деле?
— Такой же вопрос мне задала аттестационная комиссия в министерстве, когда рассматривала мою кандидатуру на позицию ректора. Всё-таки человек с гуманитарным мышлением — нетипичный претендент на пост руководителя аграрного вуза. По поводу меня были серьезные сомнения в том, справлюсь ли я с этой работой, смогу ли понять специфику вуза, да и вообще сумею ли отличить ячмень от ржи и овес от пшеницы.
Считаю, что мне помогли два фактора, которые часто выручают меня по жизни. Во-первых, я родился и вырос в сельской местности и уже после пятого класса работал в поле помощником комбайнера, видел, как ведется уборка урожая, заготовка кормовых. Во-вторых, в своей профессиональной жизни я всегда плотно взаимодействовал с разными сферами и отраслями экономики, в том числе с агропромышленным комплексом, особенно когда работал главным федеральным инспектором.
Начинал я свою карьеру в системе образования, прошел путь от преподавателя до заведующего кафедрой и декана факультета, поэтому сказать, что я совсем не был готов к такой работе, нельзя. Весь мой предшествующий профессиональный опыт помогает мне работать в нынешней должности, поскольку ректор — это и ученый, и администратор, и управленец, и дипломат.