Активное развитие сферы аграрного образования, повышение цифровой грамотности студентов и преподавателей — это в том числе попытка перебороть те трудности, которые связаны с трудоустройством выпускников. Несмотря на острую потребность в кадрах в АПК, не все студенты стремятся идти работать по специальности после окончания университета.
«Проблема трудоустройства выпускников аграрного вуза всегда стояла достаточно остро, — рассказывает Александр Трухачев, врио ректора Ставропольского ГАУ. — Если в 1950-е годы существовала централизованная система их распределения, то в условиях рыночной экономики выпускник вынужден искать работу самостоятельно. Поэтому основные проблемы современных выпускников связаны, с одной стороны, с нежеланием работодателей брать на работу специалистов без опыта, а с другой стороны, сами выпускники не стремятся к работе в аграрной сфере из-за ее малопрестижности и низкой оплаты труда».
С этим мнением абсолютно согласны и ректоры Омского ГАУ и Донского ГАУ. По словам Оксаны Шумаковой, студенты не очень заинтересованы в том, чтобы работать в сельской местности: низкий уровень заработной платы, плохое состояние дорог, неразвитость социальной инфраструктуры, плохой интернет и отсутствие молодежи для общения, личностного и профессионального развития — все это отвращает выпускников от мысли о переезде.
Чтобы привлечь студентов, уже сейчас специалистам, готовым работать в сельской местности, назначаются дополнительные выплаты. Но опыт показывает, что этого недостаточно, и в аграрные вузы часто идут поступать с низкими баллами ЕГЭ — то есть часто заведомо незамотивированные, незаинтересованные ребята. Решением проблемы мог бы стать комплекс мер, направленный на повышение престижности аграрных профессий, а также на улучшение инфраструктуры сельской местности.
Кроме того, уже на этапе обучения студент должен ощущать свою ценность и будущую востребованность на рынке труда. Для этого можно было бы еще более активно привлекать работодателей к выстраиванию образовательного процесса, оценке компетенций выпускников и формированию контрольных цифр приема.
Что любопытно, по данным вузов, уровень трудоустройства выпускников аграрных университетов достаточно высок: в Омском ГАУ в 2020 году выпустилось 1311 специалистов, более 80% трудоустроено, в том числе более 60% — на предприятия АПК. В Ставропольском ГАУ более 90% выпускников идут работать по специальности, трудоустраиваясь на АО «Концерн Энергомера», ООО «Агрофирма «Золотая нива», СПК «Россия» в Новоалександровском районе, ПАО Сбербанк, АО «Ставропольэнерго», «Ставропольская биофабрика» и др.
В Донском ГАУ только с начала 2021 года заключено более 30 новых соглашений о сотрудничестве с профильными предприятиями и учреждениями региона. Университет сегодня ведет подготовку более чем по 70 направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры. По словам ректора, все они актуальны и востребованы, начиная от ветеринарии и заканчивая технологическими и инженерными специальностями. «Избытка аграрных специалистов в южных регионах и стране в целом нет, наоборот, есть существенный кадровый дефицит», — отмечает ректор Владимир Федоров.