Аграрный труд требует отдачи

Ректоры аграрных вузов о ключевых изменения в отрасли



Фундаментальные научно-технологические и даже концептуальные перемены, происходящие в высшем образовании, затрагивают не только академическую сферу. Новаторство характерно и для тех областей, в которых готовят кадры для различных межотраслевых, экономических, промышленных комплексов.

Сохраняя свое исторически доминирующее положение, на первый план выходит аграрная сфера. Так, 13% территории России, по данным Росстата, — это сельскохозяйственные угодья площадью более 220 млн га, для эффективного использования ресурсов которых необходимы квалифицированные кадры. Их подготовкой и занимаются вузы, подведомственные Министерству сельского хозяйства РФ.

Как в нынешних реалиях осуществляется подготовка будущих ветеринаров, агрономов, агроинженеров, экологов, технологов молочной и мясной продукции? Уместно ли говорить о цифровизации и инновациях в таком секторе? Каковы цели и задачи современного аграрного образования, отличаются ли они от тех целей, что ставились перед вузами 30−50 лет назад?

Об этом мы поговорили с руководителями Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина, Донского государственного аграрного университета и Ставропольского государственного аграрного университета.



  • Оксана Викторовна Шумакова

    доктор экономических наук, профессор, ректор Омского государственного аграрного университета имени
    П. А. Столыпина
  • Владимир Христофорович Федоров
    доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ректор Донского государственного аграрного университета
  • Трухачев Александр Владимирович
    доктор экономических наук, врио ректора Ставропольского государственного аграрного университета

Аграрное образование вчера, сегодня, завтра: задачи и вызовы


Кажется, что за последние десятилетия общество значительно изменилось. Войдя в стадию постиндустриальной экономики, которая подразумевает более технологичное развитие всех отраслей, мы по-новому смотрим на привычные нам процессы и явления. Не является исключением и агропромышленный комплекс (АПК), чье нынешнее развитие сопряжено в том числе с роботизацией производства, автоматизацией множества процессов, развитием генной инженерии и точного земледелия и т. п.

В соответствии с новым запросом работодателей и заказчиков меняется и процесс обучения и подготовки кадров для АПК. «Система подготовки кадров для отрасли это инвестиции в будущее, поэтому она должна быть гибкой, готовой оперативно реагировать на требования времени», — уверен врио ректора Ставропольского ГАУ Александр Трухачев.

При этом перед университетом стоят даже более масштабные задачи — стать не просто поставщиком кадров, а центром развития. Ректор Омского ГАУ Оксана Шумакова уверена: миссия университета заключается в том, чтобы быть глобальным центром непрерывного аграрного образования, культуры, фундаментальных и прикладных научных исследований; центром, который обеспечивает подготовку конкурентоспособных кадров, прорывных технологий в АПК Российской Федерации.

С этим согласен и Владимир Федоров, ректор Донского ГАУ: сегодня аграрные вузы, без сомнения, ориентируются на устойчивое развитие кадрового потенциала АПК, при этом ставят перед собой и глобальные цели — обеспечить продовольственную безопасность и конкурентоспособность России на мировых агропродовольственных рынках в современных, быстро изменяющихся условиях.

Но эти же цели были и 30, и 50 лет назад. Что же изменилось в аграрном образовании с того времени?

Во-первых, масштабнее и амбициознее стали задачи. «Их формулировка требует ориентира на мировые тренды, постоянно меняющуюся конъюнктуру рынка труда, запросы бизнеса, который из категории потенциального работодателя перешёл в категорию индустриального партнера», — рассказывает Оксана Шумакова (Омский ГАУ).

Во-вторых, повысились требования к образованию. «Значительно снизился спрос на неквалифицированный труд, в сельскохозяйственное производство активно внедряются биотехнологические разработки, набирает обороты цифровизация, в аграрном бизнесе происходит формирование экономики знаний», — комментирует ректор Донского ГАУ Владимир Федоров.

В-третьих, аграрное образование сталкивается с рядом вызовов. «Это и снижение престижности аграрных профессий, и меньшая привлекательность сельского образа жизни на фоне недостаточного развития сельской инфраструктуры, и сокращение объемов инвестиций, и высокая степень изношенности оборудования, и дефицит специалистов с новыми профессиональными и цифровыми компетенциями, и, конечно, существенные риски продовольственной безопасности, связанные с сокращением национальных генетических ресурсов животных и растений, и многие другие вызовы», — перечисляет Александр Трухачев, врио ректора Ставропольского ГАУ.

Донской государственный аграрный университет


Аграрное и цифровое
Более того, ощущая необходимость изменений и даже внедряя их, нынешнее аграрное образование все же с трудом может предположить, какие разработки и инновации будут востребованы в будущем, какие кадры и с какими компетенциями понадобятся для внедрения этих инноваций. Однако уже сегодня можно сказать, что важным является цифровой блок компетенций у работников и опять же цифровые технологии.

Так, в сентябре 2021 года вице-премьер РФ Дмитрий Чернышенко поручил шести министерствам заняться вопросом «цифровой зрелости»: речь идет уже не столько о «трансформации», сколько о «зрелости», которая может быть измерена и оценена по различным критериям. На данном этапе — до конца 2021 года — предполагается привлечь к этой деятельности Минцифры, Минобрнауки, Минздрав, Минпросвещения, Минстрой и Минтранс РФ. Пока что эта задача не в ведении Министерства сельского хозяйства (МСХ) России, но, без сомнения, новые требования распространятся и на аграрный сектор и образовательные учреждения, которые готовят кадры для него.

Уже сейчас своими силами вузы пытаются соответствовать ключевым трендам в образовании. Так, в 2020 году в Омском государственном аграрном университете при поддержке МСХ РФ был открыт Цифровой ситуационный центр, который занимается такими проектами, как «Агроскаутинг» и «Цифровой двойник стада». «Цифровые решения активно проникают во все сегменты сельского хозяйства, становясь настоящим индикатором успешности и перспективности бизнеса», — уверена ректор. Она добавляет, что важны и изменения в структуре университета: «Необходимо внедрять такие цифровые сервисы как “умное трудоустройство”, цифровые решения для профориентационной работы, цифровое менторство для студентов и сотрудников, необходимо повышать цифровую грамотность научно-педагогических работников».

По словам Александра Трухачева (Ставропольский ГАУ), первостепенными для работников сельского хозяйства являются концепции умных (smart) технологий. Он приводит в качестве примера такие цифровые решения, как «Цифровое землепользование», «Умное поле», «Умный сад», «Умная теплица», «Умная ферма», а также широко внедряемые Big Data и искусственный интеллект. В Ставропольском государственном аграрном университете модули этих дисциплин включены в образовательные программы первых курсов даже по непрофильным для ИТ-сферы направлениям. Студент сам выбирает эти модули, что позволяет до 15% образовательной программы проходить в формате ИОТ — индивидуальной образовательной траектории.

Донской государственный аграрный университет развивается в том цифровом направлении, которое задано государственными инициативами. Так, в августе 2021 года в Ростовской области была принята стратегия цифровой трансформации отраслей экономики, в соответствии с которой сельхозтоваропроизводителям будет доступна в электронном виде информация о полях и растениях, а для работы в поле будет привлекаться робототехника. Кроме того, в стране активно внедряется ФГИС «Меркурий» — система электронных ветеринарных сертификатов, развиваются площадки интернет-торговли сельскохозяйственной продукцией и продовольствием.

В деятельности образовательных и научных организаций, к которым относится Донской ГАУ, важную роль играет электронная информационно-образовательная среда, наполняемая в том числе цифровым контентом. По словам ректора, в 2020 году университет вошел в состав Консорциума сетевых электронных библиотек. «Проект успешно развивается, — рассказывает Владимир Федоров, — в настоящее время сотрудникам и студентам Донского ГАУ доступны учебные издания более 320 российских и зарубежных вузов, материалы ведущих научных школ. Соответственно, работы наших авторов также весьма востребованы у читателей из других вузов».

Ставропольский государственный аграрный университет


Трудоустройство выпускников: возможности и проблемы
Активное развитие сферы аграрного образования, повышение цифровой грамотности студентов и преподавателей — это в том числе попытка перебороть те трудности, которые связаны с трудоустройством выпускников. Несмотря на острую потребность в кадрах в АПК, не все студенты стремятся идти работать по специальности после окончания университета.

«Проблема трудоустройства выпускников аграрного вуза всегда стояла достаточно остро, — рассказывает Александр Трухачев, врио ректора Ставропольского ГАУ. — Если в 1950-е годы существовала централизованная система их распределения, то в условиях рыночной экономики выпускник вынужден искать работу самостоятельно. Поэтому основные проблемы современных выпускников связаны, с одной стороны, с нежеланием работодателей брать на работу специалистов без опыта, а с другой стороны, сами выпускники не стремятся к работе в аграрной сфере из-за ее малопрестижности и низкой оплаты труда».

С этим мнением абсолютно согласны и ректоры Омского ГАУ и Донского ГАУ. По словам Оксаны Шумаковой, студенты не очень заинтересованы в том, чтобы работать в сельской местности: низкий уровень заработной платы, плохое состояние дорог, неразвитость социальной инфраструктуры, плохой интернет и отсутствие молодежи для общения, личностного и профессионального развития — все это отвращает выпускников от мысли о переезде.

Чтобы привлечь студентов, уже сейчас специалистам, готовым работать в сельской местности, назначаются дополнительные выплаты. Но опыт показывает, что этого недостаточно, и в аграрные вузы часто идут поступать с низкими баллами ЕГЭ — то есть часто заведомо незамотивированные, незаинтересованные ребята. Решением проблемы мог бы стать комплекс мер, направленный на повышение престижности аграрных профессий, а также на улучшение инфраструктуры сельской местности.

Кроме того, уже на этапе обучения студент должен ощущать свою ценность и будущую востребованность на рынке труда. Для этого можно было бы еще более активно привлекать работодателей к выстраиванию образовательного процесса, оценке компетенций выпускников и формированию контрольных цифр приема.

Что любопытно, по данным вузов, уровень трудоустройства выпускников аграрных университетов достаточно высок: в Омском ГАУ в 2020 году выпустилось 1311 специалистов, более 80% трудоустроено, в том числе более 60% — на предприятия АПК. В Ставропольском ГАУ более 90% выпускников идут работать по специальности, трудоустраиваясь на АО «Концерн Энергомера», ООО «Агрофирма «Золотая нива», СПК «Россия» в Новоалександровском районе, ПАО Сбербанк, АО «Ставропольэнерго», «Ставропольская биофабрика» и др.

В Донском ГАУ только с начала 2021 года заключено более 30 новых соглашений о сотрудничестве с профильными предприятиями и учреждениями региона. Университет сегодня ведет подготовку более чем по 70 направлениям бакалавриата, специалитета и магистратуры. По словам ректора, все они актуальны и востребованы, начиная от ветеринарии и заканчивая технологическими и инженерными специальностями. «Избытка аграрных специалистов в южных регионах и стране в целом нет, наоборот, есть существенный кадровый дефицит», — отмечает ректор Владимир Федоров.



Интерес поступающих
А что с абитуриентами? Какая аграрная специальность наиболее востребована у них?

В аграрных университетах традиционные для отрасли направления подготовки также востребованы у абитуриентов, как и непрофильные.
В Донском ГАУ конкурс 4 человека на место, а наиболее популярными направлениями стали «Ветеринария», «Агроинженерия», «Агрономия», «Зоотехния», «Природообустройство и водопользование». В Ставропольском ГАУ традиционно отмечают спрос на направления подготовки и специальности экономического, инженерного и технологического профиля, а также на такие направления подготовки, как «Ветеринария» и «Информационные системы и технологии». В Омском ГАУ наиболее востребованными у абитуриентов являются такие специальности, как ветеринарный врач, агроном, агроинженер, эколог, технолог молочной и мясной продукции.

В целом, по словам Александра Трухачева, однозначно нельзя сказать насчет востребованности у абитуриентов тех или иных направлений подготовки и специальностей. С такой позицией согласна и Оксана Шумакова:

«Компании, занимающиеся онлайн-рекрутингом, постоянно проводят опросы и публикуют результаты исследований. Если ориентироваться при выборе профессий на эти данные, то можно сделать вывод относительно востребованности исключительно технических направлений подготовки. В действительности нужно помнить, что формулы “идеальной профессии” не существует. В наше динамичное время спрос на те или иные профессии может быстро возникнуть, модифицироваться и пропасть. Поэтому нужно выбирать не столько современные, сколько важные профессии».

Поэтому не меньший интерес у студентов и абитуриентов вызывают и так называемые непрофильные для аграрных вузов специальности: экономика, юриспруденция, архитектура, экология.

Значимость подготовки в аграрных вузах выпускников по непрофильным специальностям возрастает в связи с принятием Федерального закона от 26 мая 2021 г. № 144-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации”». Теперь у студентов есть возможность получить сразу несколько квалификаций. Очень часто дополнительной квалификацией как раз становится непрофильная. Так становятся востребованными, например, экономика сельского хозяйства, вопросы бухгалтерского и налогового учета в сельскохозяйственных организациях.

Приобретение новых компетенций, их «надстройка» на имеющуюся аграрную базу — конкурентное преимущество выпускника, а наличие таких направлений подготовки — конкурентное преимущество отраслевого вуза. «В условиях повышения конкуренции такой специалист-аграрий, несомненно, будет востребован на рынке труда и будет иметь преимущество перед классическим выпускником-экономистом», — уверен Владимир Федоров, ректор Донского ГАУ.

Об опыте Омского ГАУ рассказывает ректор Оксана Шумакова:
«Учитывая сложившиеся тенденции и запросы бизнеса, мы работаем над диверсификацией портфеля образовательных программ, над открытием новых направлений подготовки, в том числе в области информационных технологий и юриспруденции. При этом хочу заверить, что аграрный университет однозначно не потеряет свой отраслевой “почерк”, наоборот, мы усилим его новыми компетенциями, востребованными агропромышленным комплексом».

Омский государственный аграрный университет


Новый взгляд на привычные задачи в аграрном секторе
Вопросы, связанные с квалификацией кадров, заканчивающих высшие учебные заведения, и вопросы, связанные с уровнем знаний поступающих, важны, поскольку аграрные вузы в том числе занимаются передовыми разработками и наукоемким производством.

Яркий пример — непосредственное участие вузов аграрного сектора в развитии рынка FoodNet, то есть в решении вопросов дефицита пахотных земель, биоресурсов, форсировании развития технологий по созданию альтернативных источников сырья для пищевой и кормовой отрасли, персонализированного питания и т. п.

FoodNet — один из тех рынков, на которых фокусируется Национальная технологическая инициатива. Они основаны на «новом технологическом укладе, переход к которому планируется осуществить в ближайшие 10−20 лет». В случае с рынком FoodNet речь идет об «умных» сервисах и продуктах, разработанных сельскохозяйственными товаропроизводителями для создания системы питания человека будущего.

В этом направлении — особенно над созданием продуктов питания индивидуализированного и функционального назначения — ученые активно работают с начала XXI века.

В вузах тоже есть свои наработки. Так, в Омском государственном аграрном университете ученые проводят исследования по разработке пищевой добавки на основе бактериальной целлюлозы для производства плавленых сыров, а также по разработке молочных продуктов функционального назначения.

Донской ГАУ известен своими инновационными сырами, кисломолочными продуктами, хлебобулочными и мясными изделиями. В 2020 году исследователи биотехнологического факультета запатентовали способ производства мясных продуктов с растительной добавкой. В данном случае используются плоды зизифуса (китайский финик), которые эффективно влияют на функцию печени и иммунную систему, благотворно воздействуют на организм при заболеваниях сердечно-сосудистой системы и желудочно-кишечного тракта, применяются при анемии и заболеваниях щитовидной железы. Определенный способ изготовления позволяет сохранить все полезные свойства зизифуса в готовых мясных продуктах. «Наши инновационные продукты не имеют аналогов не только в России, но и на мировом рынке — это не преувеличение», — добавляет ректор.

Кто он — аграрий?
Все эти знания, навыки и компетенции соединяются воедино при попытке сформировать портрет современного специалиста аграрного сектора. Мы попросили наших спикеров обозначить, каким они видят такого специалиста.

«Современный аграрий — это прежде всего лидер изменений, конкурентоспособный, владеющий целым комплексом профессиональных (hard skills) и надпрофессиональных компетенций (soft skills) высококвалифицированный специалист аграрной отрасли», — уверен врио ректора Ставропольского ГАУ Александр Трухачев. С его точки зрения, задача вуза — подготовить таких специалистов для АПК, причем не только ориентируясь на нынешние потребности региона, но и заглядывая в будущее.

«Современный аграрий — это специалист, с успехом применяющий знания и опыт фундаментальной и прикладной науки на практике», — делится своим мнением Владимир Федоров, ректор Донского ГАУ. «Люди, — продолжает ректор, — которые планируют построить карьеру в агросекторе, должны прекрасно разбираться в технологических вопросах производства и реализации сельхозпродукции, ориентироваться в ситуации на аграрном рынке. Комплекс определенных знаний и умений крайне необходим для достижения высоких результатов. И обучение такого специалиста начинается в аграрном вузе, где междисциплинарный подход позволяет выпускникам соответствовать требованиям нынешнего дня».

«Аграрный труд требует полной отдачи, умения работать на перспективу, — убеждена Оксана Шумакова, ректор Омского государственного аграрного университета имени П. А. Столыпина. По ее словам, в условиях масштабной цифровой трансформации АПК современным специалистам, помимо традиционных профессиональных компетенций, необходимо обладать знаниями и навыками использования цифровых технологий и «умного» оборудования. Неизменно важными качествами являются стремление к постоянному профессиональному саморазвитию, любовь к выбранной профессии и отрасли в целом. «Немалая часть успеха — желание преуспеть», — цитирует Сенеку ректор.

И с этим афоризмом невозможно поспорить.





30 ноября / 2021
Автор: Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.