— Сергей Михайлович, как территориальные особенности Брянского ГАУ отражаются на его работе? Можно ли говорить о том, что Ваш вуз представляет собой кампус?
— У высшего учебного заведения, которое находится не в городе, есть и плюсы и минусы. Брянский ГАУ расположен в историческом месте, в старинной усадьбе племянника Федора Тютчева А. Безобразова, посреди живописного парка. Родители абитуриентов, когда к нам приезжают, говорят: «У вас здесь просто санаторий!». Кокино вообще называют «маленькой Швейцарией».
Но есть и минусы. Студенческая молодежь предпочитает городской комфорт, развлечения — их у нас нет в таком большом ассортименте. Хотя вся необходимая инфраструктура, в том числе для свободного времени, в университете есть: стадион, спортивные площадки. У нас здесь, действительно, настоящий кампус.
— Вы обучаете студентов исключительно из сёл?
— Примерно 60% наших студентов — сельские ребята, 40% — городские. В разрезе отдельных направлений пропорции меняются. На агрономии больше студентов из села, процентов 80. На ветеринарии и на экономике больше городских.
— Из каких регионов Ваши студенты?
— Много ребят из Смоленской, Московской, Калужской областей, с Донбасса. Есть студенты из стран ближнего зарубежья: Таджикистана, Казахстана, Узбекистана, Туркменистана, а также Африки и Латинской Америки.
— В региональных аграрных вузах, особенно расположенных не в административном центре, учатся те студенты, чьи родители, скорее всего, получали образование там же. С одной стороны, это плюс для университета — абитуриенты часто идут по стопам родителей. С другой — родители учились 20 лет назад и помнят вуз по временам своего студенчества. С тех пор изменился не только вуз, но и содержание аграрных профессий, тогда как у старшего поколения представления о них остались на прежнем уровне, что тоже может повлиять на выбор ребенка. Это проблема для Вашего вуза?
— Я сам выпускник нашего аграрного университета, потом мой сын его заканчивал, так что могу сказать, что никаких проблем в этом нет. Наоборот, приятно, когда выпускники приводят своих детей, показывают им территорию, рассказывают, где что находится, каким они помнят свой вуз.
А вот что касается учебного процесса — в нем изменилось абсолютно всё. Появились новые технологии, техника, новые методики преподавания, новые направления и профили обучения, которых стало гораздо больше. Когда я поступал на специальность «Агрономия», она не включала никаких профилей. Сейчас в нее входят «Агробизнес», «Фитосанитарный контроль», «Луговые ландшафты и газоны». Абитуриенту сегодня предоставлен большой выбор профессий даже внутри одного направления.