Мы собираем cookies

«Без людей никакие стратегии в университете не работают»

Интервью с ректором Пермского государственного медицинского университета имени академика Е. А. Вагнера Анной Благонравовой.

Как подготовить врача будущего в условиях демографического спада, кадрового дефицита и ускоряющегося развития медицины? Почему пациентоориентированность сегодня важнее технологий, и какие вызовы ставит перед университетом международное медицинское образование? Об этом — в интервью с ректором ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера Минздрава России Анной Благонравовой.


Анна Сергеевна, Вы возглавляете единственный медицинский вуз в таком большом субъекте, как Пермский край. Какую нагрузку в связи с этим несет университет?

— Нагрузка выражается в том, что мы должны закрыть колоссальную кадровую потребность системы здравоохранения Пермского края — региона с большой территорией и большим количеством лечебных организаций, в первую очередь учреждений первичного звена. Это наш основной вызов, на который мы должны ответить в условиях демографического спада и уменьшения количества выпускников 11-х классов, готовых и способных обучаться в медицинском университете.

Еще одна важная задача — сократить дефицит кадров в отдаленных населенных пунктах. Проблема эта не уникальна ни для Пермского края, ни для медицинских вузов. Различные меры стимулирования и поддержки выпускников медицинских вузов, готовых пойти работать в государственные учреждения, активно обсуждаются в Госдуме РФ, в профессиональном сообществе. С одной стороны, мы разделяем эту озабоченность: государство вкладывает средства в обучение медицинских специалистов и ожидает соответствующей отдачи. С другой стороны, в условиях снижения престижа профессии врача, с возрастанием ответственности работников здравоохранения перед обществом, перед контрольными и надзорными органами, встает вопрос о том, как соблюсти этот баланс, потому что, если перегнуть палку, можно получить ровно обратную реакцию.
«Знания все равно «устареют» за 8-летний цикл обучения, поэтому студентам и ординаторам надо давать перспективное видение и обучать умению воспринимать все новое, что появляется в медицине».
Баланс, по словам многих Ваших коллег, ректоров медицинских вузов, важно держать по еще одной причине. Здравоохранение как отрасль развивается очень быстро, что требует соответствующей подготовки студентов. Насколько Ваш университет удерживает эти скорости в образовательном процессе?

—Бесспорно, университет должен удерживаться на передовой линии прогресса, отвечать современным запросам работодателей и научно-технологическим вызовам. Но при этом мы понимаем, что высшее образование не подвержено молниеносным ответам на текущие вызовы. Да и не за всеми вызовами нужно гнаться. Медицинское образование консервативно. Как я однажды услышала: «Что с вас, медицинских вузов, взять? Вы же до сих пор латинский язык изучаете!» Традиции в образовании имеют большое значение.

Сейчас мы должны каждой новой технологии здравоохранения обучить соответствующего специалиста. Это сложная задача, и для ее выполнения нам необходимо развить у студентов способность к обучению, поиску и критическому осмыслению информации, снабдить их гибкими навыками, дать им широту мировоззрения и подготовить быстро реагировать на передовые разработки в их профессии. Знания все равно «устареют» за 8-летний цикл обучения, поэтому студентам и ординаторам надо давать перспективное видение и обучать умению воспринимать все новое, что появляется в медицине.
— Пандемия способствовала открытию во многих медицинских вузах новых востребованных в практическом здравоохранении специальностей. Появились ли у вас с 2020 г. новые специальности? Как происходило их методическое наполнение?

— За последние годы мы открыли у себя направления медицинской микробиологии и рентгенэндоваскулярной хирургии, но не на фоне ковида, а по требованию времени, потому что эти специалисты сейчас очень востребованы.

Прежде чем составлять новую программу, мы исследуем рынок, чтобы быть уверенными в том, что наберем на нее слушателей.

В специалитете открытия новых программ у нас пока не планируется, а вот в сегменте дополнительного профессионального образования ситуация меняется очень быстро. Там новое направление может появиться за несколько месяцев. Часто такие программы открываются под конкретный запрос регионального Минздрава. Например, осложнилась эпидемиологическая ситуация — мы оперативно собираем курс по актуальным инфекционным заболеваниям. Возникла проблемная ситуация в региональных учреждениях здравоохранения — мы организуем мультидисциплинарное обучение врачей и среднего медицинского персонала.
— Поговорим о новых социальных запросах к современным врачам. Центр развития здравоохранения «Сколково» представил результаты своего исследования «Здравоохранение России глазами пациента», где среди прочего есть требования к идеальной системе здравоохранения — как ее видят сами пациенты. Так вот топ-3 этого списка связан исключительно с фигурой самого врача, его отношением к пациенту и его проблеме. Это оказалось даже важнее, чем скорость оказания помощи.

Источник изображения: Исследование Центра развития здравоохранения «Сколково» «Здравоохранение России глазами пациента»

Что, на Ваш взгляд, сегодня может способствовать или наоборот мешать развитию персонализированного подхода в медицине?

— По ответам в этом исследовании мы видим, что сегодня пациент, обращаясь к врачу, хочет, чтобы по отношению к нему проявили заботу. Мы, кстати, тоже проводили опросы среди врачей и пациентов и выяснили, что их запросы зачастую не совпадают. Врачу в его парадигме важно рассказать пациенту про диагноз, про особенности и последствия заболевания. Пациенту важно знать, когда он выздоровеет, его состояние улучшится и он сможет вернуться к своему привычному образу жизни.

«В государственной поликлинике или больнице врач знает, что если он не вникнет персонально в проблему пациента, ему за это ничего не будет. А вот если он неправильно заполнит историю болезни, его накажут, вплоть до уголовной ответственности».
Я размышляла о том, почему такое большое количество людей обращаются в частные медицинские центры, хотя зачастую в государственных учреждениях медицинская помощь объективно организована лучше. Особенно это касается лечения серьезных заболеваний. Тем не менее многие предпочитают частные клиники, потому что там хороший сервис, заботливое, внимательное отношение к пациентам.

В государственных медучреждениях, очевидно, с этим есть проблемы по целому ряду причин. Прежде всего из-за дефицита времени и кадров. Врачи перегружены работой. Я никого не пытаюсь оправдывать, я стараюсь объективизировать эти причины. В государственной поликлинике или больнице врач знает, что если он не вникнет персонально в проблему пациента, ему за это ничего не будет. А вот если он неправильно заполнит историю болезни, его накажут, вплоть до уголовной ответственности.
«...в современной медицине есть большое количество специальностей, где общение с пациентом вообще не предполагается».

Еще один важный фактор: наши сегодняшние выпускники — это поколение людей, которые больше времени проводят не в личном человеческом общении, а в мессенджерах и соцсетях. У них слабо развит навык прямой коммуникации человека с человеком. Это объективная реальность, подтверждение которой мы обнаруживаем уже на профориентационных мероприятиях со школьниками. От некоторых из них мы получаем отклики, что их интересует медицина, но они не хотели бы лично общаться с пациентами. И мы рассказываем, что в современной медицине есть большое количество специальностей, где общение с пациентом вообще не предполагается. Лет 10–20 лет назад такого запроса со стороны абитуриентов не было. Это понимают и в Министерстве здравоохранения, и в образовательных организациях, поэтому в вузах в образовательные программы вводят развитие коммуникативных навыков.

Вряд ли нам удастся выпускать врачей, которые будут на 100% пациентоориентированы и пациентоцентричны, но мы точно можем обучить их основным навыкам взаимоотношений с пациентом.
— Несколько вопросов о науке в университете. В программе развития ПГМУ им. академика Е. А. Вагнера одной из основных проблем, ограничивающих развитие науки в университете, отмечено слабое финансирование. Вы видите решение в увеличении объема и количества научных грантов, более активном участии в доклинических и клинических исследованиях, или делаете ставку на что-то другое?

— Фундаментальные исследования в медицине ведутся в основном в классических университетах. Медицинский вуз чаще выступает как постановщик задач и база для прикладных исследований. Если университет обладает определенными научными компетенциями, он может подавать заявки на гранты в РНФ, включаться в программы Минобрнауки, получать на это финансирование и совместно с коллегами из фундаментальных направлений проводить исследования.

Основной источник финансирования прикладных исследований в медицинской науке, — это прежде всего государственное задание на проведение научных разработок. Большой потенциал есть у доклинических и клинических исследований и испытаний лекарственных средств и медицинских изделий. Как раз в части таких прикладных исследований наш университет сейчас активно развивается. Технологический суверенитет предполагает независимость от зарубежных поставщиков, поэтому большое количество разработчиков отечественных медицинских изделий сейчас пытаются вывести на рынок свои продукты. Для этого им необходима экспертиза, проведение пострегистрационных испытаний. Это очень перспективная ниша для развития прикладных научных исследований и получения финансирования для научно-исследовательской деятельности в университете.
«Я планирую ввести новую должность проректора по интернациональной деятельности и молодежной политике, так как стало ясно, что рассматривать эти вопросы в отрыве друг от друга нельзя».
У ПГМУ много иностранных партнеров по самым разным направлениям работы. В 2023 г. вы переформатировали внутреннее управление международного медицинского образования. Для чего это было нужно?

— Наш университет давно является активным участником интернационального рынка медицинского образования. Более 30% наших студентов составляют иностранные обучающиеся. У нас сложились тесные международные взаимоотношения в рамках научно-исследовательских работ, налажена система входящей и исходящей академической мобильности. К нам приезжают зарубежные преподаватели, профессора, и наши сотрудники тоже выезжают за рубеж. Мы активно поддерживаем поездки наших студентов на стажировки за границу.

С 2023 г. мы эту деятельность усилили, создали отдельное подразделение — управление международного медицинского образования, а с весны 2025 г. начали пересматривать в этом контексте свою молодежную политику и фактически соединили два этих направления в одно. Я планирую ввести новую должность проректора по интернациональной деятельности и молодежной политике, так как стало ясно, что рассматривать эти вопросы в отрыве друг от друга нельзя.
— Без каких ресурсов стратегия развития вуза для Вас остается лишь идеальным будущим на бумаге, но не настоящим университета?

— Даже при наличии огромного финансирования и различных рычагов влияния, без людей ничего не сделаешь. Самое ценное, что есть в университетах, — это люди.
— Анна Сергеевна, а что, как минимум, необходимо знать ректору вуза, чтобы эффективно руководить разными командами внутри большого коллектива?

— Работа ректора вообще одна из самых интересных и сложных, потому что приходится решать самые разные вопросы. Совершенно точно ректору понадобятся знания юридических вопросов, безопасности работы учреждения, финансово-экономической сферы. Нужно хорошо владеть коммуникативными навыками, потому что к ректору приходят самые разные люди. Еще очень важно иметь опыт преподавательской работы в вузе, чтобы понимать внутреннюю жизнь университета, не растерять важные кадры и не разрушить ауру в коллективе.
02 июня / 2025
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.