«Я вижу университетскую библиотеку научным, образовательным и воспитательным центром нового формата»

Интервью с ректором Донского государственного технического университета Бесарионом Месхи.
Библиотека есть в каждом университете, вместе с ним она развивается, меняется, включается в общие процессы. Что ждет от этого подразделения руководство вуза? Может ли библиотека стать главным информационным центром университета, средоточием самых передовых технологий и инструментов образовательного процесса? Об этом мы говорим с ректором Донского государственного технического университета Бесарионом Месхи.

«Вопрос о том, как библиотеке оставаться многофункциональным информационным, научным и образовательным центром университета, но уже в новом качестве, сегодня актуален как никогда».
— Бесарион Чохоевич, спасибо, что нашли время обсудить с нами вопросы, связанные с настоящим и будущим университетских библиотек. Рассуждения и позиция ректора по этой теме не только крайне важны для всего вузовского библиотечного сообщества, но и будут полезны другим управленцам.

— Вы подняли очень злободневный вопрос, который беспокоит многих руководителей. Библиотечные комплексы в вузах занимают огромные территории, и на них, конечно же, смотрят, когда в очередной раз возникает потребность в дополнительных площадях для размещения студенческих групп, для различных видов деятельности.

Когда я учился в университете, а это было 40 с лишним лет назад, ни один студент не мог сдать экзамены, зачеты или подготовить курсовой проект без библиотеки. Не было никакой возможности найти информацию каким-то другим способом. На абонементе, где было несколько окон выдачи книг, стояли очереди. За время моей работы в университете сменилось три ректора, каждый из них считал, что библиотека — это достояние и, как сегодня говорят, главная точка кипения в вузе. Там всегда было полно посетителей, всех гостей университета обязательно вели в библиотеку.

Сегодня в НТБ ДГТУ 7 абонементов, 10 читальных залов и 5 электронных читальных залов с доступом к 3 миллионам документов. Активная часть фонда переведена в цифровой вид, и большинство наших студентов пользуются интернет-источниками. Поэтому вопрос о том, как библиотеке оставаться многофункциональным информационным, научным и образовательным центром университета, но уже в новом качестве, сегодня актуален как никогда.

— Многие университеты сейчас проживают этап трансформации, и библиотека как неотъемлемая часть вуза не может быть в стороне от этого процесса. Есть ли, на Ваш взгляд, у библиотеки потенциал осваивать новые функции, чтобы быть не просто одним из подразделений университета, а активным участником его развития?

— Мы долго обсуждали этот вопрос с проректором, который курирует библиотеку, но окончательное решение пока не принято. Считайте, что вам первым озвучу свое мнение: библиотеку необходимо переформатировать.

Университеты меняются, в том числе содержательно. Только за 2022 год у нас в ДГТУ появилось три новых образовательных пространства, среди которых экспериментальная площадка Института опережающих технологий «Школа Икс» и стратегический проект «Т-университет». Участие университета в федеральном проекте «Передовые инженерные школы» и программе «Приоритет 2030» дало нам возможность переформатировать даже привычные факультеты и направления подготовки. Библиотеку тоже надо перестроить, создать в ней иные, новые условия для работы и развития.

В свое время мы ездили в Университет имени Короля Хуана Карлоса в Испании. У них огромный кампус, посреди которого располагается библиотека, куда нас пригласили зайти. Когда я там оказался, я не хотел уходить. В этом библиотечном корпусе было всё: ухоженная территория, современный интерьер с индивидуальными хорошо оборудованными местами для работы. Несколько огромных залов заполнены студентами, и многие еще ждут на лестничных маршах, прямо на ступеньках, когда кто-нибудь выйдет и можно будет занять место. Вот это называется библиотека — информационный центр университета. Я думаю, нам нужно стремиться к такому формату.

— Библиотеки уже занимаются наукометрией, участвуют в построении индивидуализированного обучения, оказывают методологическую помощь преподавателям. Это ли не свидетельство того, что переформатирование уже началось?

— Мы тоже занимаемся этими направлениями. У нас есть специалисты, которые ведут издательские вопросы преподавателей, отслеживают все опубликованные статьи наших ученых, составляют рейтинги публикационной активности. Библиотечный комплекс выдает кандидатам наук документ о том, сколько научных трудов и в каких изданиях у них вышли. Считаю, в перспективе эти функции должны быть расширены.

Что касается индивидуализации образования, то надо отметить, что несмотря на то, что сегодня многие говорят о наличии индивидуальных образовательных траекторий, зачастую это остается только на словах. Библиотека могла бы подключиться к этой работе и оказывать, к примеру, личную консультационную поддержку при формировании индивидуальных задач студентов и магистров.

«Рассуждая о перспективах университетской библиотеки, я даже пока не знаю, как будет в будущем называться это структурное подразделение, потому что, очевидно, что это будет нечто большее, нежели просто библиотека в ее нынешнем качестве».
— А как могут трансформироваться возможности библиотеки в сфере организации общественного, просветительского и культурного пространства вуза, чтобы стать не только информационным центром, но и центром реализации третьей миссии университета?

— Вы знаете, рассуждая о перспективах университетской библиотеки, я даже пока не знаю, как будет в будущем называться это структурное подразделение, потому что, очевидно, что это будет нечто большее, нежели просто библиотека в ее нынешнем качестве. В любом случае по своей сути она будет культурным центром университета.

Когда мы готовили нашу программу опорного вуза, то предполагали, что станем открытым университетом, доступным каждому, кто захочет к нам зайти, посмотреть, как у нас всё устроено, и получить необходимые знания. Этот принцип в итоге воплотился в жизнь. Потом, когда мы пошли дальше, присоединились к федеральным проектам, возник вопрос о том, как нам выполнить третью миссию университета, как состыковать нашу программу развития с регионом, с городом в культурно-воспитательной части. Как раз библиотека, вместе с другими структурами внутри университета, может и должна взять на себя эту миссию.

— Мы говорим о библиотеке будущего как подразделении, в котором будут аккумулироваться множество функций. Для этой новой, переформатированной структуры нужны будут специалисты с новыми компетенциями. Как Вы считаете, библиотекарь завтрашнего дня — что это за специалист?

— Это будут совершенно разные специалисты. Там нужны будут айтишники, эксперты с психолого-педагогическим образованием, специалисты по организации секций и кружков. А главное, нужны оперативные, смелые, интересные люди, которые умеют и любят общаться со студентами. Надо будет менять штатное расписание, менять требования к уровню компетентности сотрудников.

Неизменным останется наличие бумажных книжных фондов, включая классику и уникальные издания — это богатство университета, которое никогда в жизни не должно исчезнуть из его стен, и площадей для самостоятельной работы студентов, потому что не каждый имеет возможность заниматься дома или в общежитии.

Так что в целом я вижу университетскую библиотеку научным, образовательным, культурным и воспитательным центром нового формата.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.