— «ВОЕНМЕХ» — технический университет со своей спецификой. Для многих инженерных вузов крайне актуальна проблема, что поступающие к ним выпускники школ не сдают ЕГЭ по физике, предпочитая ей информатику. Вы ощущаете эту проблему?
— Да, для нас это тоже непростая тема. Физика сейчас действительно в загоне. Но можно ли вернуть к ней интерес школьников административными мерами и нужно ли это делать — вопросы, на которые у меня нет однозначного ответа.
В 1965—1970-х гг. в Советском Союзе случился бум физики. Я присутствовал на исторической конференции, где как раз обсуждалось, что тогда послужило причиной столь бурного развития этой науки в нашей стране. А случилось то, что в те годы физика широко популяризировалась. На телевидении выходила программа «Очевидное — невероятное», которую вел профессор Сергей Петрович Капица, издавались книги и учебники по физике, снимались фильмы о физиках. Вспомните: даже Шурик, герой комедий Леонида Гайдая, в киноновелле «Наваждение» сдавал экзамен по физике.
Кроме того, в те годы большое внимание уделялось системе подготовки школьных учителей физики. Наконец, третий интересный фактор — тогда в стране были определенные ограничения на изучение гуманитарных наук. По-видимому, отчасти это было связано с необходимостью продвижения советской политической системы. Вольнодумство в области гуманитарной деятельности было запрещено, а на соответствующие специальности в вузы принимали только со стажем работы или по комсомольскому направлению. На контрасте с этой зажатостью гуманитарного направления случился всплеск интереса к физике. Сейчас, что бы мы ни делали, наука о неживой природе мало кого интересует.
Есть проблемы и с математикой — наукой о количественных формах и пространственных закономерностях. Мы стали наблюдать, что у нынешних студентов плохо с пространственным воображением. Раньше будущий конструктор в уме держал трехмерную артиллерийскую башню линкора, понимал и представлял, как она движется в пространстве. Сейчас этого не видит никто. Впрочем, некоторые философы утверждают, что видеть мир в трехмерной динамике, то есть как объект движется в трехмерном пространстве, — это дар Божий, которым обладает 6% населения Земли.
Возможно, утрата этого навыка связана с тем, что люди перестали чертить и рисовать на бумаге и предпочитают это делать в компьютере. Мы, зная эту особенность, на первых курсах проводим тесты по пространственному воображению и пытаемся его развивать у студентов.
— Известно, что в советское время аббревиатура Ленинградского механического института «ЛМИ» (так вуз назывался с 1960 по 1992 гг. — Прим. ред.) в студенческих билетах позволяла без очереди посещать поликлиники, поскольку всеми воспринималась как «Ленинградский медицинский институт». Сегодня «ВОЕНМЕХ» не путают с другими вузами. Какие двери открываются его нынешним студентам и выпускникам?
— Помимо оборонно-промышленного комплекса, наши выпускники работают в органах государственной власти, в силовых структурах. У нас очень много закрытых образовательных программ, поэтому студенты умеют работать с документами высокой степени секретности, четко ставить задачи. Это дисциплинирует, воспитывает в людях пунктуальность и четкость.
К примеру, Сергей Евгеньевич Нарышкин, выпускник «ВОЕНМЕХа», — директор Службы внешней разведки РФ и президент Российского исторического общества, где я часто бываю на заседаниях — очень пунктуальный человек, все совещания у него начинаются и заканчивается минута в минуту. Другой наш выпускник, Василий Николаевич Титов, бывший вице-президент ВТБ, а сейчас советник президента — председателя правления банка, досконально помнит свой дипломный проект и много лет использовал в банковской сфере математическую систему управления, которую он изучал в вузе. Глава Службы контрразведки РФ Владислав Владимирович Меньщиков, президент ХК СКА Геннадий Николаевич Тимченко — тоже закончили «ВОЕНМЕХ».
Есть у нас необычные выпускники. Протоиерей Троицкого собора в Санкт-Петербурге, где недавно отмечалось 300 лет ведения православной службы в российских войсках, не только учился в «ВОЕНМЕХе», но и преподавал у нас на кафедре ракетостроения, он кандидат технических наук.
— А иностранцы в «ВОЕНМЕХе» учатся?
— Мы принимаем граждан из стран бывшего СССР, СНГ и проводим большую программу по подготовке с Китаем. Иностранцы учатся у нас на экономическом, информационном направлении и на прикладной механике. На военные специальности не граждан России мы не принимаем.
— Константин Михайлович, вопрос Вам как руководителю университета, который вносит большой вклад в освоение космоса. Вы наверняка лично общались со многими космонавтами. О чем Вы у них спрашивали не как ректор, а потому что это просто интересно?
— С космонавтами я общаюсь постоянно. Георгий Михайлович Гречко, единственный среди космонавтов доктор физико-математических наук и, кстати, автор открытия, связанного с излучением в космосе, часто приезжал к нам в вуз, мы с ним беседовали на самые разные темы. В последние годы он был увлечен идеей возможного существования внеземной цивилизации.
Сергей Константинович Крикалев, первый космонавт Герой России, получивший это звание после распада СССР, долгое время был мировым рекордсменом по суммарному количеству дней, проведенных в космосе, — почти три года. Его имя занесено в Книгу рекордов Гиннеса. Я много спрашивал его, каково это — столько времени провести не на Земле. Сергей Константинович, помимо того, что он очень хороший специалист в области физики полетов, занимался космической фотографией, проводил выставки своих работ.
Большой популярностью среди наших студентов пользуется Андрей Иванович Борисенко. Мы его даже провожали в полет с Байконура. Наши лучшие студенты периодически ездят на космодром, чтобы своими глазами увидеть старт космического корабля. Никакое описание не сравнится с тем, как это происходит в реальности. Когда земля трясется на километр вокруг, это надо почувствовать.
— Вы бы согласились стать космическим туристом?
— Не думал об этом, да и большого желания нет. Гораздо интереснее изучать опыт профессионалов, технические аспекты. Все-таки я считаю себя профессором, который учит студентов.