— Сергей Викторович, ДВГАФК — один из восьми вузов Дальнего Востока, который вошел в программу «Приоритет 2030». Когда Вы готовились к вхождению в программу, отбирали проекты и анализировали программу развития, что вызывало больше всего сомнений и, наоборот, уверенности? Что нового Вы тогда узнали о своем университете и команде?
— Раньше бы я ответил на этот вопрос однозначно, а сейчас, когда мы уже 9 месяцев в «Приоритет 2030», однозначных ответов у меня нет. Объясню почему. Когда мы были кандидатами, было ощущение, что эта программа не про нас. Мы видели перечень университетов в большом «Приоритете» и входящие индикаторы для отбора — списки были серьезными. Когда же объявили дальневосточный трек, решили — почему бы не попробовать. Видимо, возобладал спортивный характер, потому что я по натуре игровик и понимаю, что команда может и не дотягивать до нужных показателей, но если есть хороший дружный коллектив, можно сыграть в турнир.
Еще уверенности придавало осознание того, что дальше так работать нельзя. Постепенно все процессы в вузе замедлялись, приток молодежи в коллектив был небольшой. Мы понимали, что необходимы изменения. Люди спорта, как известно, умеют ставить перед собой высшую планку и всегда стараются достичь лучших результатов. Так вот для нас «Приоритет 2030» стал вызовом — сможем ли мы войти в лигу чемпионов, будучи командой из дивизиона пониже, небольшим спортивным вузом на Дальнем Востоке.
Мы сравнивали себя с другими университетами, искали, в чем наша особенность, уникальность, и поначалу не могли понять. Когда живешь в определенных стереотипах о себе, то, опять же проводя спортивную аналогию, создается ощущение, что ты все время бегаешь по кругу стадиона. Вузу надо было выйти за пределы этого круга. И мы реально за этот период осознали, в какой точке сейчас находимся, в каком состоянии, и после этого увидели перспективы для развития.
— Вы готовите в основном тренерский корпус. Как участие в «Приоритете 2023» повлияет на систему их подготовки?
— Вы одни из немногих, кто правильно отметил, что готовим мы тренеров, а не спортсменов. К нам поступают ребята уже с разрядами. Так вот мы никак не могли избавиться от стереотипа, что готовим кадры только для отрасли физкультуры и спортивных федераций. Теперь у нас намечаются проекты со здравоохранением, культурой, корпоративным спортом в организациях и на предприятиях, с которыми раньше мы вообще не видели точек соприкосновения.
Мы пересмотрели понимание, какого именно тренера надо готовить. На Дальнем Востоке, в отличие от западной части России, тренер выстраивает свою карьеру не с нуля до топовой команды, а наоборот — он должен быть многостаночником, который приедет в таежный поселок и организует вокруг себя жизнь. Недавно созванивались с нашим выпускником, который прибыл в поселок в Магаданской области и собрал вокруг себя не только детей, но и взрослых местных жителей. Знаете, есть градообразующие предприятия, а это «поселкообразующий» человек. Там он не просто спортивный тренер, а человек, который помогает развивать поселок, проводит интересные события, создает впечатления.
— По сути он организатор культурно- и спортивно-массовых мероприятий.
— В этом и заключается большая миссия физической культуры, которую, к сожалению, в обществе свели до уровня физических упражнений. А ведь у нее есть еще и здравостроительная, и человекотворческая функция. Всё это было во времена, когда в регионе строили БАМ, и рядом возводились спортплощадки, дома культуры, чтобы люди могли отдохнуть, отвлечься после работы. Потом эта социокультурная связка ослабла. Сейчас для Дальнего Востока снова грядут большие перемены, в регион заходят крупные инвестиционные проекты, а значит миссия физической культуры актуализируется.
— Вы сказали, что в какой-то момент в вузе стало понятно, что по-старому жить уже не интересно и надо двигаться дальше. Но ведь перемены всегда вызывают сопротивление части коллектива. Обязательно кто-нибудь будет настаивать, что работали же раньше неплохо — зачем выходить с этого стадиона, из этого круга. Как мотивировать людей к развитию? Какие подходы Вы находите?
— Это те неизбежные процессы, которые необходимо пройти, потому что мы работаем не с роботами, а с живыми людьми. В моем случае ситуация интересна еще и тем, что я вырос в академии от студента до ректора, и мой коллектив — это в том числе мои учителя. Они хорошо меня знают, и я всех знаю «наизнанку». Видел, что не всем понравилось, когда в вуз пришли новые люди, хотя это было необходимо. Чтобы изменить ключевые процессы, нужен был свежий взгляд. Именно они показали нам, какие у академии есть проблемные зоны, а что является нашим золотым запасом, который мы даже не замечаем.
Перестройка учебного процесса вызывала недовольство и классический довод в пользу сохранения прежних порядков: «Мы всю жизнь так делали». Моя позиция такая — в процесс стремительных перемен мы заходим как единая команда, где каждому распределена своя роль, в соответствии с его возрастными и интеллектуальными особенностями.
— Можно сказать, у Вас тренерский подход к этому вопросу?
— Скорее, педагогический. Я всегда исхожу из педагогического принципа: ни в коем случае не унижать человека, а наоборот, стараться создать ситуацию успеха, чтобы каждый увидел свой вклад в общее дело.