«Чтобы попасть в лигу чемпионов, нужна команда с общей целью»

Интервью с ректором Дальневосточной государственной академии физической культуры Сергеем Галицыным.
Дальневосточная государственная академия физической культуры (ДВГАФК) — небольшой профильный вуз в Хабаровске, где готовят квалифицированных тренеров, менеджеров в спортивной сфере, профессионалов в области адаптивной физической культуры. Мы поговорили с его ректором о том, как важно проявлять спортивный характер, чтобы даже при скромных показателях добиваться высоких результатов.

«Дальше так работать нельзя»
«Для нас „Приоритет 2030“ стал вызовом — сможем ли мы войти в лигу чемпионов, будучи командой из дивизиона пониже, небольшим спортивным вузом на Дальнем Востоке».
— Сергей Викторович, ДВГАФК — один из восьми вузов Дальнего Востока, который вошел в программу «Приоритет 2030». Когда Вы готовились к вхождению в программу, отбирали проекты и анализировали программу развития, что вызывало больше всего сомнений и, наоборот, уверенности? Что нового Вы тогда узнали о своем университете и команде?

— Раньше бы я ответил на этот вопрос однозначно, а сейчас, когда мы уже 9 месяцев в «Приоритет 2030», однозначных ответов у меня нет. Объясню почему. Когда мы были кандидатами, было ощущение, что эта программа не про нас. Мы видели перечень университетов в большом «Приоритете» и входящие индикаторы для отбора — списки были серьезными. Когда же объявили дальневосточный трек, решили — почему бы не попробовать. Видимо, возобладал спортивный характер, потому что я по натуре игровик и понимаю, что команда может и не дотягивать до нужных показателей, но если есть хороший дружный коллектив, можно сыграть в турнир.

Еще уверенности придавало осознание того, что дальше так работать нельзя. Постепенно все процессы в вузе замедлялись, приток молодежи в коллектив был небольшой. Мы понимали, что необходимы изменения. Люди спорта, как известно, умеют ставить перед собой высшую планку и всегда стараются достичь лучших результатов. Так вот для нас «Приоритет 2030» стал вызовом — сможем ли мы войти в лигу чемпионов, будучи командой из дивизиона пониже, небольшим спортивным вузом на Дальнем Востоке.

Мы сравнивали себя с другими университетами, искали, в чем наша особенность, уникальность, и поначалу не могли понять. Когда живешь в определенных стереотипах о себе, то, опять же проводя спортивную аналогию, создается ощущение, что ты все время бегаешь по кругу стадиона. Вузу надо было выйти за пределы этого круга. И мы реально за этот период осознали, в какой точке сейчас находимся, в каком состоянии, и после этого увидели перспективы для развития.

— Вы готовите в основном тренерский корпус. Как участие в «Приоритете 2023» повлияет на систему их подготовки?

— Вы одни из немногих, кто правильно отметил, что готовим мы тренеров, а не спортсменов. К нам поступают ребята уже с разрядами. Так вот мы никак не могли избавиться от стереотипа, что готовим кадры только для отрасли физкультуры и спортивных федераций. Теперь у нас намечаются проекты со здравоохранением, культурой, корпоративным спортом в организациях и на предприятиях, с которыми раньше мы вообще не видели точек соприкосновения.

Мы пересмотрели понимание, какого именно тренера надо готовить. На Дальнем Востоке, в отличие от западной части России, тренер выстраивает свою карьеру не с нуля до топовой команды, а наоборот — он должен быть многостаночником, который приедет в таежный поселок и организует вокруг себя жизнь. Недавно созванивались с нашим выпускником, который прибыл в поселок в Магаданской области и собрал вокруг себя не только детей, но и взрослых местных жителей. Знаете, есть градообразующие предприятия, а это «поселкообразующий» человек. Там он не просто спортивный тренер, а человек, который помогает развивать поселок, проводит интересные события, создает впечатления.

— По сути он организатор культурно- и спортивно-массовых мероприятий.

— В этом и заключается большая миссия физической культуры, которую, к сожалению, в обществе свели до уровня физических упражнений. А ведь у нее есть еще и здравостроительная, и человекотворческая функция. Всё это было во времена, когда в регионе строили БАМ, и рядом возводились спортплощадки, дома культуры, чтобы люди могли отдохнуть, отвлечься после работы. Потом эта социокультурная связка ослабла. Сейчас для Дальнего Востока снова грядут большие перемены, в регион заходят крупные инвестиционные проекты, а значит миссия физической культуры актуализируется.

— Вы сказали, что в какой-то момент в вузе стало понятно, что по-старому жить уже не интересно и надо двигаться дальше. Но ведь перемены всегда вызывают сопротивление части коллектива. Обязательно кто-нибудь будет настаивать, что работали же раньше неплохо — зачем выходить с этого стадиона, из этого круга. Как мотивировать людей к развитию? Какие подходы Вы находите?

— Это те неизбежные процессы, которые необходимо пройти, потому что мы работаем не с роботами, а с живыми людьми. В моем случае ситуация интересна еще и тем, что я вырос в академии от студента до ректора, и мой коллектив — это в том числе мои учителя. Они хорошо меня знают, и я всех знаю «наизнанку». Видел, что не всем понравилось, когда в вуз пришли новые люди, хотя это было необходимо. Чтобы изменить ключевые процессы, нужен был свежий взгляд. Именно они показали нам, какие у академии есть проблемные зоны, а что является нашим золотым запасом, который мы даже не замечаем.

Перестройка учебного процесса вызывала недовольство и классический довод в пользу сохранения прежних порядков: «Мы всю жизнь так делали». Моя позиция такая — в процесс стремительных перемен мы заходим как единая команда, где каждому распределена своя роль, в соответствии с его возрастными и интеллектуальными особенностями.

— Можно сказать, у Вас тренерский подход к этому вопросу?

— Скорее, педагогический. Я всегда исхожу из педагогического принципа: ни в коем случае не унижать человека, а наоборот, стараться создать ситуацию успеха, чтобы каждый увидел свой вклад в общее дело.

«Мы видим явный сдвиг в сторону азиатских образовательных инноваций и стиля мышления».
— Про что еще теперь будет ДВГАФК? Для каких дополнительных направлений вы планируете готовить специалистов?

— Спорт, физическая культура — это наше предназначение, от него мы не уйдем, но при сохранении этого ядра мы видим явный сдвиг в сторону азиатских образовательных инноваций и стиля мышления. Мы находимся в Хабаровске, на границе с Китаем, и это оказывает на нас существенное влияние. Для азиатского менталитета важна гармония духа и тела, и эта концепция соответствует нашему спортивному профилю.

Усиление контактов с китайской стороной неизбежно с учетом тех тектонических геополитических сдвигов, которые сейчас происходят в мире. Только за месяц у нашей академии было 8 встреч с представителями Китая. Они активно заинтересованы развивать зимние виды спорта: биатлон, лыжи, хоккей, и нам надо быть к этому готовыми, изучать их школы, предлагать наши национальные виды спорта, например, русский хоккей. Комбинация отечественных и китайских методик подготовки спортсменов может дать интересный результат.

— В одном интервью Вы рассказывали, что, помимо образования, науки и спорта, планируете развивать еще один компонент вузовского бренда — впечатления, которые ваши потенциальные студенты смогут получить от жизни на Дальнем Востоке. Иными словами, «продавать» абитуриентам локацию и возможность жить и получать образование в регионе с уникальной природой, климатом, туристическим потенциалом. Как Вы намерены развивать этот компонент?

— Как-то нам сказали, что академию в регионе не видно. Я поначалу возразил: как же не видно? Мы активны, проводим столько мероприятий. А сейчас понимаю, что нам важно работать над привлечением абитуриентов, чтобы они сами хотели к нам поступать, а не их к нам направляли спортивные школы и наши бывшие выпускники. Мы не в когорте топовых вузов и понимаем, что спортивную академию выбирают спортсмены. Надо было понять, чем еще мы можем привлечь школьников, и тогда родилась идея про впечатления от региона. Раньше люди переезжали на Дальний Восток за туманом и за запахом тайги, за романтикой и в стремлении освоить новую территорию. Сейчас мы можем предложить другие впечатления, другой образ региона. Те, кто у нас учатся, могут увидеть китов Чукотки, вулканы Камчатки, мосты Владивостока, остров Сахалин, побывать на краю земли. Эту тему мы и хотим развивать.

— Сейчас в вузах востребован подход, когда студенты одновременно с основной программой обучения получают дополнительное профессиональное образование, чтобы после выпуска обладать разнообразными компетенциями. Вы планируете реализовывать подобную модель? Какие дополнительные специальности были бы у вас востребованы?

— Как я уже сказал, на Дальнем Востоке требуется тренер-многостаночник, чтобы у него была возможность проявить себя в разных направлениях. Для этого уже сейчас организуем короткие программы ДПО, а в будущем планируем открыть их в магистратуре. Думаю, это будет востребовано. Я сейчас преподаю у студентов четвертого курса и спрашиваю у них, какие дополнительные навыки они бы хотели освоить. Ответы получаю самые неожиданные: от игры на пианино до ораторского искусства и ивент-организации.

Мечтаем открыть направления спортивной психологии и спортивной медицины, потому что таких специалистов очень мало, а они нужны. Заходим к этой цели через партнерство с краевой больницей, которой, как выяснилось, нужны наши методики в области лечебной физической культуры и наши студенты в качестве стажеров и практикантов.

А еще хотим открыть школы восточных языков. Спортсмену или тренеру в нашем регионе полезно знать, хотя бы на базовом уровне, китайский, корейский или японский языки.

— Расскажите, пожалуйста, о новых видах спорта, которые развиваются в академии. Есть ли к ним интерес?

— У нас два таких направления. Это фиджитал спорт*, который сейчас активно распространяется по всей стране и, в отличие от компьютерного спорта, больше подходит для нашего вуза, потому что не требует полной переделки учебного плана.

На волне популярности многие вузы начали готовить фиджитал-спортсменов, а мы готовы обучать тренеров и специалистов, которые будут организовывать и управлять мероприятиями по фиджитал-спорту. Ни методичек, ни схем обучения по этому виду спорта пока нет, и тем интереснее его перспективы.

Второе направление — хоккей 3 на 3, где больше элементов и бросков.

«В любом коллективе — роли распределены так, что один всегда готов подстраховать, другой стоит в стороне, третий не дотянул, не добежал, недопонял».
— Сергей Викторович, Вы были тренером по футболу. Мы собрали несколько цитат мировых футболистов и тренеров и предлагаем проверить, схожа ли их деятельность с работой ректора.

«Я не хочу терять футболиста в себе, а это необходимо сделать, чтобы стать успешным тренером» (Деннис Бергкамп). А Вам спортивная закалка больше помогает в руководящей работе или мешает?

— Любой человек, который прошел спортивную школу, обладает сильным характером, ответственностью и самодисциплиной. Я вот точно смотрю на жизнь через командные виды спорта. Кто главный в футбольной команде? Кто-то скажет: 10-й номер, нападающий, центрфорвард, но он может совершать ошибки, и за это ему ничего не будет. По-настоящему же игрой управляет 7-й номер, плеймейкер. То же самое в любом коллективе — роли распределены так, что один всегда готов подстраховать, другой стоит в стороне, третий не дотянул, не добежал, недопонял.

А вот по поводу того, что не хочется терять в себе футболиста, я бы сказал, что не хочу терять в себе преподавателя, поэтому по-прежнему преподаю на полставки.

«Мой отец, когда я был ребенком, был судьей в матче со мной. Помню, он показал мне желтую карточку и спросил мое имя» (Кевин Кайл). А для Вас кто главный тренер и наставник по жизни?

— Я помню всех своих учителей, начиная от школьного педагога по физкультуре. Глобально же мои наставники — это мой вуз, где я вырос от студента до руководителя, и мой регион. Есть такое утверждение, что, когда переселенцы приезжали на Дальний Восток, они ехали осваивать территорию, но не заметили, как территория освоила их. Локация, где ты живешь, во многом формирует тебя, и в моем случае она — самый крутой наставник, потому что учит выживать в суровых условиях и дает понимание того, как важна кооперации, коллектив, команда.

«Если у тебя собраны лучшие игроки, это не значит, что у тебя лучшая команда» (Марчелло Липпи). Вы как руководитель предпочитаете, чтобы в команде были сплошь звезды, или победу приносят обычно малозаметные, но упорные игроки?

— Каждый должен выполнять в команде свою роль. Когда все кругом звезды — это ни к чему. «Реал Мадрид» в свое время скупил всех лучших футболистов и ничего не получил. Суть коллектива как раз в другом: только помогая друг другу и выполняя общую миссию, можно выйти на результат. И потом, в моей практике было много случаев, когда команда, на которую никто не ставил, добивалась хороших результатов. Я убедился в этом еще раз на «Приоритете 2030» на примере нашей академии.

*Фиджитал-спорт — функционально-цифровое двоеборье. Официально признан в России как вид спорта в 2023 году, после громкой победы российской команды Team Spirit на крупнейшем мировом турнире The International 10, который прошел в 2021 году, по Dota 2, и ее рекордного для киберспорта призового выигрыша в $ 18,2 млн.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.