— Вы описываете ситуацию, объективно не самую выгодную для университета. К тому же вуз находится в городе с населением 80 тысяч человек, на Крайнем Севере. Как в этих условиях выдерживать даже не борьбу, а скорее — конкурентную оборону?
— На самом деле, для воспроизводства кадров для тех отраслевых компаний, что работают у нас в регионе, выпускников школ вполне достаточно. Как я уже говорил, больше половины из них идут в колледжи и техникумы, куда конкурс вырос до 8 человек на место. Это значит, что молодежь готова остаться в регионе. К тому же, в организации СПО очень активно вкладываются отраслевые предприятия, понимая, что в них обучаются их будущие работники.
Университет здесь выступает как следующая ступень в профессиональном развитии. Наше преимущество в том, что, в отличие от многих других нефтегазовых вузов, мы расположены в непосредственной близости от производственных и промышленных предприятий отрасли. В 15-ти минутах езды от нас находится уникальное Ярегское нефтяное месторождение, где нефть добывают в шахтах, предприятия «Транснефть-Север», «Газпром Трансгаз Ухта».
— Какой примерно процент сотрудников этих предприятий — Ваши выпускники?
— Эти цифры мы как раз недавно обсуждали с руководителем одного из крупных предприятий, которое обслуживает трассу газопроводов от Бованенковского месторождения на Ямале до Ярославской области. У них работают 13 000 сотрудников, из них 2500 — это выпускники Ухтинского технического университета.
80–90% наших выпускников трудоустраиваются по специальности, многие — по заявкам от предприятий, где еще студентами проходили практику.
Если вы придете в офисы «Транснефти» или «Газпрома» в Санкт-Петербурге или Москве, то увидите, что среди работников на высоких постах как минимум половина — выпускники региональных нефтегазовых вузов Югорска, Уфы или Ухты. Обычная история, когда после выпуска человек устраивается сначала на местное предприятие, потом переводится в какое-то дочернее общество, делает там карьеру и дальше переезжает в головной офис. Такой специалист знает производство с низов, умеет, что называется, масло заливать в турбину, поэтому, наработав опыт, может грамотно руководить производством и четко ставить задачи.
— В ресурсодобывающей отрасли, для которой Ваш университет готовит кадры, есть достаточно возможностей для внедрения самых передовых технологий. Какие в связи с этим образовательные вызовы стоят перед университетом?
Сейчас у многих нефтегазодобывающих компаний появляются свои предприятия по выпуску оборудования, стратегически важного для их производственного процесса. Чтобы успеть за быстрым ходом инноваций в отрасли, мы обеспечиваем этим предприятиям погружение в наш образовательный процесс, в обновление и создание лабораторий на базе университета, наши преподаватели выезжают на стажировки на заводы и производства.
К примеру, «Лукойл-Ухтанефтепереработка» ведет у нас целевую подготовку студентов. Компания сама занимается отбором тех ребят, которые будут учиться в этой группе, предлагает учебники и методички, содействует созданию лаборатории для проведения практических работ, взаимодействует с преподавателями, то есть полностью сопровождает весь процесс обучения.
В 2000 году компания «Транснефть» оборудовала нам учебные аудитории такого уровня, что ничего подобного в России в те годы не было ни у кого. И несмотря на то, что они уже были лучшими, за 20 лет эти аудитории модернизировали трижды, обновляя весь парк лабораторного оборудования.
— На каких приоритетных направлениях развития сейчас концентрируется университет? И что Вы вкладываете в это приоритетное положение: привлечение дополнительных кадров, развитие лабораторий?
— Локомотивом мы считаем науку. Если это направление будет живо развиваться, все остальное приложится.
Наши научные школы разрабатывают передовые продукты, которых еще даже нет у производственников, — новые стандарты, образцы оборудования. В разработку вовлечены и студенты, и молодые преподаватели, в том числе приехавшие из других регионов, потому что это интересный и хорошо оплачиваемый проект. Это серьезная работа, по результатам которой можно готовить научные статьи, писать диссертации. В технических вузах нельзя защитить «пустотелую» докторскую диссертацию, с какими-то умозаключениями. Работа должна быть написана на основе внедренного труда, а это можно сделать только на предприятии.
Студенты у нас тоже учатся не по устаревшим учебникам, а по тем задачам и темам, которые важны для реального производства, им интересно быть участниками настоящих проектов для нефтегазовых компаний.
— Проектное обучение, которое сейчас активно внедряется в университетах, формирует у студентов навык мыслить категориями проекта. А вот насколько все это близко преподавателям, сотрудникам администрации вуза? Многие ректоры в интервью отмечают, что это непростой и небыстрый процесс.
— У нас примерно такая же ситуация. Настроить коллектив на новый режим работы и новое понимание того, как развивается современный университет, довольно сложно, потому как педагогическое сообщество консервативно. Тем не менее, многие преподаватели уже сориентировались и тоже объединяются, в том числе с разных кафедр и даже факультетов, для работы в совместных проектах, для реализации общих задач.
— А что Вы определяете в университете как ядро организационной или корпоративной культуры? Какую ценность Вы считаете основополагающей в УГТУ? По Вашим ощущениям, какой процент коллектива ее разделяет, и что нужно, чтобы этот показатель возрос?
— Главная ценность в вузе — знания, поэтому основой корпоративной культуры должно быть убеждение, что их необходимо сохранять и преумножать. Думаю, такой подход разделяет не меньше половины сотрудников, тех, кто ответственен за образовательный процесс и научную работу.
Как мы поддерживаем генерацию знаний? В эффективный контракт включили критерии, которые касаются работы со студентами, внеучебной, научной деятельности, работы в отраслевых компаниях и в системе дополнительного образования. Материальное стимулирование за выполнение этих критериев привело к должному эффекту — по многим из них динамика положительная.
— Руслан Викторович, мы с Вами многое обсудили о вкладе университета в развитие нефтегазовой отрасли. В нашей стране добыча этих ресурсов происходит в суровых климатических условиях, и Вы об этом знаете не понаслышке — сами когда-то работали на месторождениях. О людях Севера отзываются как о надежных, они всегда придут на помощь, потому что знают, как жизненно бывает важна взаимовыручка. А Вы можете узнать в незнакомом человеке северянина?
Вообще у северян есть ряд отличительных признаков. В регионе, например, есть определенные речевые обороты, которые больше нигде не употребляют в разговоре.
Жители Севера могут показаться суровыми, где-то даже угрюмыми, не словоохотливыми. Их, на мой взгляд, отличает полное отсутствие лукавства — они всегда говорят прямо в глаза то, что думают, без камня за пазухой, не притворяются.
Вы верно отметили про взаимовыручку на Севере, здесь это необходимое условие выживания. Представьте себе такой эксперимент. Если встать на любой автотрассе где-нибудь в Центральной России и поднять руку, чтобы кто-то из водителей остановился, — сколько машин проедет, а сколько остановится? Если вы окажитесь на трассе между Усинском и Харьягой (населенные пункты в Коми — Прим. Ред.), уверяю вас, — остановится каждая машина. Причем, бывает, водителю даже не по пути, но он все равно спросит, нужно ли чем-то помочь.
На Севере люди живут работой, для них там, как правило, и дом, и семья. В центральных регионах в пятницу во второй половине дня во многих организациях уже нет никого, потому что там у многих дачи, какие-то загородные поездки. На Севере так не принято: здесь в 8 часов утра пришел на работу и в лучшем случае в 17 ушел.
Еще регион отличает большое национальное разнообразие.
— А Вы сами как оказались в Ухте?
— Я здесь родился, как и мой отец, хотя корни его с Вологды. Мама приехала в 1960-х годах из Украины. Мы вот с вами начали диалог с того, как привлечь молодежь в Ухту. В середине прошлого века инструменты для этого были. Я спросил как-то у мамы: почему она сюда приехала? Оказалось, всё просто: родилась в деревне, где даже церкви не было, паспортов ни у кого тоже не было, все работали за трудодни, мешок комбикорма считался за богатство. А тут сестра, которая уехала на Север, пишет оттуда письма — что там все зарабатывают деньги, всем дают квартиры от предприятий. И моя мама в свои 15 лет села на поезд и уехала в далекую Ухту. С тех пор по сути потребности у людей остались теми же — всем нужна достойная зарплата, хорошие условия для проживания и интересная перспективная работа.