— УлГУ был создан в конце 1980-х годов как филиал МГУ имени М. В. Ломоносова, и работать в вуз приехали приглашенные со всей страны преподаватели. Каждый наверняка привнес свое мировоззрение, свои подходы к обучению. Как Вам кажется, это создало какую-то особую атмосферу в вузе, сохраняется ли она до сих пор или со временем УлГУ обрел собственный дух молодого классического университета?
— Вообще это был довольно авантюрный эксперимент — создать университет в те годы, когда всё вокруг разрушалось.
Я приехал в УлГУ, тогда еще филиал МГУ в городе Ульяновске, из Москвы после защиты диссертации в 1992 году. В столице тогда есть было нечего, а здесь был такой «островок коммунизма».
Остальные преподаватели точно так же приехали в новый университет каждый со своей темой, своими научными интересами. Вуз был похож на плавильный котел, как говорят американцы о своей стране, где собирались самые смелые, самые активные, самые мобильные, настоящие авантюристы в душе, которые хотели сделать в науке что-то новое.
Постепенно в УлГУ сформировались многочисленные научные группы, сначала небольшие, на уровне кафедр, и всё это напоминало лоскутное одеяло. Когда же появились крупные темы исследований, стало понятно, что пора объединяться и определяться, в каких направлениях мы можем и должны развиваться в научном плане, в каких у нас есть потенциал.
Говорить о том, что сегодня мы обрели новый, отличный от того прежнего, дух, пожалуй, еще рано.
Представьте, я приехал с физфака МГУ, с кафедры физической электроники, которой 91 год. А нашему университету — всего 34 года, мы еще маленькие. Да, появились новые научные группы, приехали новые специалисты, и я думаю, это будет продолжаться еще какое-то время. Мне нравится, что мы не забронзовели.
— А Вы как думаете, молодым университет до какого возраста считается?
— Пока в нем всё движется, пока все активно увлечены чем-то интересным, новым, вот до тех пор университет остается молодым. Сколько ему лет на самом деле, значения не имеет. И у столетнего, и у двухсотлетнего вуза может быть эта молодая энергия. А бывают и 30–40-летние вузы, где всё затухло и покрылось плесенью.
Чтобы предотвратить это старение, надо чтобы была какая-то встряска снаружи. Изнутри, как правило, система сама себя менять не будет. А вот если будет внешнее изменение требований, условий, будут обновления в коллективе, то может наступить вторая молодость.
Самых активных — на ключевые посты
— Ульяновский госуниверситет победил в конкурсном отборе «Приоритета 2030» и может получать ежегодно грант в 100 миллионов рублей до 2030 года. Какие задачи вуз планировал решить, заявившись на участие в этой программе?
— Отвечая на этот вопрос, я на самом деле продолжу мысль, потому что как раз внешние условия создали нам предпосылки участвовать в конкурсе на звание опорного университета, а потом и в «Приоритете 2030».
Для нас это было некое требование, которое поможет омолодить университет или, по крайней мере, сдержать его старение, потому что вы ставите перед собой интересные задачи, привлекаете новых людей, а тех, кто уже давно работает, держите в тонусе. Человек такое существо, которое расслабляется, если его положить в теплую ванную, поэтому важно, как сейчас говорят, выходить из зоны комфорта. Мы вот таким образом выходили из зоны комфорта.
Чего мы хотели добиться? Хотели реализовать наши стратегические проекты. По факту это направления по трем миссиям университета: образование, наука и связь с внешней средой. Я бы назвал их учебными, научными и социальными реакторами, благодаря которым университет развивается.
— Расскажите, пожалуйста, о любом из этих проектов.
— Приведу пример образовательного проекта, по которому мы провели несколько экспериментов.
Вы знаете, что практически во всех ведущих университетах происходит постепенный переход на индивидуальные образовательные траектории. Мы это тоже пробовали делать и пришли к мнению, что студент не может сам выбирать себе образовательную траекторию. Если бы он это умел, он был бы профессором, а не студентом.
В качестве решения мы придумали создавать цифрового двойника студента разными способами: с учетом цифровой среды, физиологических данных, психологического тестирования. Психологи долго спорили, сколько параметров необходимо учитывать, но в итоге такая модель была сформирована.
На ее основе мы подготовили — пока еще довольно сырой — рекомендательный сервис для студентов. Сервис будет индивидуально подсказывать учащимся наиболее интересные, полезные и понятные им спецкурсы и необходимые для развития «мягкие» навыки, исходя из их талантов и способностей.
Совместно с областным правительством мы намерены создать некий алгоритм, который позволит работодателям по выбранным характеристикам собрать образ эталонного выпускника — кого они хотят нанимать на работу.