— Как Вы считаете, искусственный интеллект на какие творческие профессии окажет наибольшее влияние? Сможет ли эта технология стать помощником для творца?
— В кино — точно сможет. Думаю, кинопроизводство как процесс благодаря искусственному интеллекту будет проходить быстрее, и фильмов станет выходить больше. Технология поможет художникам-аниматорам в разы быстрее создавать персонажей, сценаристам — находить нужные для развития сюжета повороты событий, прописывать диалоги. Быстрее будет проходить этап постпродакшена фильма, когда происходит оцифровка материалов, монтаж.
Для меня в этом нет угрозы творческим профессиям, ведь искусственный интеллект генерирует на основе запросов человека, без его участия все равно ничего не создать.
— Если Вы понимаете, что какая-либо новая профессия стремительно завоевывает рынок труда, становится востребованной, массовой и подходит под Ваш профиль, — сколько времени нужно вузу, чтобы проанализировать, нужно ли для нее проектировать дополнительные или основные образовательные программы?
— У меня нет релевантного опыта в разработке программ высшего образования, но насколько я могу предположить, на это уйдет не менее пяти лет. Это очень долго, с учетом того, с какой скоростью меняются профессии. Но есть альтернативный путь — дополнительное профессиональное образование.
В сфере кинопроизводства есть множество профессий, которые уже давно существуют по факту, но их до сих пор нет ни в квалификационных справочниках, ни в образовательных стандартах. Если вы посмотрите титры к любому современному фильму, то увидите там профессии, про которые, скорее всего, даже не слышали, — гафер, скрипт-супервайзер, логер, локейшн-менеджер. Это так называемые профессии второго звена, без которых сегодня невозможен съемочный процесс. Мы развиваем программы по их подготовке с 2020 года через факультет дополнительного образования, ведем по ним обучение в 10 регионах вместе с местными кинокомиссиями. Всего у нас 14 программ повышения квалификации и переподготовки. По каким-то из них достаточно недели интенсивных занятий, другие можно освоить за полгода–год, после чего выпускник получает диплом о профессиональной переподготовке.
Основное высшее образование в творческих вузах, безусловно, должно оставаться фундаментальным, оно не может так быстро откликаться на вызовы времени, и это в общем-то и не нужно, иначе потеряется сама его суть.
— Еще один тренд образования, связанный с его цифровизацией, — это микрообучение, когда обучающий контент упаковывают в короткие форматы передачи информации. На образовательных онлайн-платформах это вовсю реализуется. А как быть вузам? Для Вас, например, это актуально?
— Если мы рассматриваем микрообучение как способ получения одной компетенции, то, безусловно, актуально. На подобных краткосрочных курсах наши студенты учатся во время летней практики или когда у них нет основного образовательного процесса. Там будущие режиссеры разбираются, чем занимается второй режиссер, операторы осваивают дополнительную профессию гафера (осветитель — Прим. ред.).
Есть еще одно, скажем так, классическое понимание, что такое микрообучение, — это короткие обучающие видео или методические карточки. За такими простыми форматами на самом деле всегда стоит огромная работа методологов, и именно такого контента нам сейчас не хватает в образовательном процессе.
Наш институт как участник Федерального проекта «Творческие люди» дистанционно обучает в этом году 1500 работников культуры со всей России. Так вот, Министерство культуры, проанализировав огромное количество наших электронных уроков, порекомендовало нам перемонтировать эти курсы в 20-минутные ролики, потому что полуторачасовые видеоуроки трудны для освоения людям, которые должны совмещать работу, обучение и личную жизнь.
В основных образовательных программах иная ситуация. Будущий режиссер смотрит кино, которое идет не 20 минут, а 3–5 часов, будущему оператору нужно часами изучать полотна в музее, чтобы развивать насмотренность, глядя на то, как свой «кадр» выстраивали великие художники. Здесь никакого микрообучения быть не может.
— В завершение мы бы хотели обсудить с Вами еще одну тему, к которой творческие вузы имеют непосредственное отношение. Как и все остальные организации высшего образования, Вы ведете воспитательную деятельность. Последнее время актуальными стали обсуждения о том, должны ли деятели культуры быть в обществе некими нравственными ориентирами, ценен ли по-прежнему в этой сфере институт репутации. Кажется, появляется запрос на то, чтобы все это как-то обновить, пересмотреть в сегодняшних реалиях. Может ли этот вопрос стать частью образовательного процесса?
— Воспитательная деятельность стала обязательной частью образовательного процесса в вузах два года назад: тогда же появилась должность проректора по воспитательной работе, в программы обучения добавили новые дисциплины. В творческом вузе из-за его специфики эта работа на самом деле проводилась и раньше, потому как творческий поиск — это во многом конфликтная история.
Когда мастер набирает себе курс, они на пять лет становятся одной семьей. Педагог должен привыкнуть к тем, кого он отобрал, а студенты должны привыкнуть к нему, и все должны научиться уважать друг друга. Неизбежно возникают ситуации, когда учитель и ученик расходятся во мнениях, все мы знаем про творческие кризисы, синдром самозванца и другие сложности, которые совершенно естественны в творческой среде. Поэтому у нас уже давно в каждой мастерской есть куратор, который следит за воспитательным процессом в группе, есть психологическая служба помощи студентам, педагогам и родителям. Так что наработок у нас много, и сейчас мы делимся с другими вузами своей практикой, как синтезировать образовательную и воспитательную деятельность.
— Екатерина Владимировна, Вы как преподаватель читали в институте дисциплину «Управление персоналом». Теперь, когда Вы ректор, есть ли у Вас понимание: как управлять человеческим капиталом в творческом вузе? В чем здесь сложности?
— Я, кстати, до сих пор преподаю эту дисциплину, для меня это хороший фундамент в вопросах управления вузом и формирования команды. Мне как специалисту в этой области все понятно и про сопротивление изменениям, когда в руководство коллективом приходит новый человек, и про лидерство, и про то, кто, как и почему себя поведет в определенной ситуации. Плюс помогает мой прошлый опыт общения с творческими людьми.
До назначения на пост исполняющего обязанности ректора я 13 лет возглавляла факультет дополнительного образования. Именно на нашем факультете с 2019 по 2022 год была создана Мастерская Александра Николаевича Сокурова. Это был мой самый важный и ценный опыт работы с творческим человеком, с Мастером, по-настоящему масштабной личностью со сложным характером, требовательным и гениальным.
Каждый наш творческий педагог по-своему уникален. Мы не можем всех подстроить под один шаблон, чтобы каждый из них одновременно умел разрабатывать курсы в Moodle, читал дистанционные лекции, писал статьи и при этом был мастером курса и практиком в индустрии. В творческом вузе очень важно найти индивидуальный подход к каждому человеку, создать условия для самореализации.
Я сама выпускница СПбГИКиТ, всю жизнь здесь работаю, как и 70% наших сотрудников. Я знаю весь персонал, но дать готовую формулу, как работать с творческими людьми, не могу. Для меня это естественный процесс. Могу лишь сказать: любому руководителю нужно понимать, что все люди в коллективе разные и уникальные личности. И педагоги, и студенты — равные участники образовательного процесса, и каждого из них необходимо уважать и ценить.