— Игорь Олегович, в завершение вопрос Вам как лидеру управленческой команды вуза. Есть мнение, что эффективность любого руководителя может измеряться еще и тем, насколько устойчива его команда, насколько лидер чувствует, когда коллектив «перегрелся», потерял вдохновение, и, соответственно, умеет управлять этой энергией, в идеале — едва ли не на уровне спортивного тренера. А для Вас все это важно как для ректора?
— Недавно я был на мероприятии, где эксперт рассказывал о двойной конкуренции в бизнесе: о том, что за сложной историей поиска клиентов и борьбы с конкурентами мы часто забываем о второй, может быть, даже более важной задаче, — формирование и удержание команды. Коллектива, что выполняет функции, о которых руководитель иногда даже не знает. И может быть, хорошо, что не знает, потому что вмешайся он в эту историю и выскажи свое мнение, можно ненароком заставить людей выполнить свою команду, потому что они воспримут ее как поручение от начальника. Я, например, не считаю себя профессионалом в области вузовского книгоиздания, всех нюансов этого процесса не знаю, поэтому если я начну вмешиваться в эти задачи со своими рекомендациями, то, возможно, сделаю только хуже.
Я часто стараюсь думать о тех вещах, о которых вы говорите, по-человечески переживаю трудности коллег из разных подразделений. Обычно я прихожу на работу рано, и коммуникация с коллективом у меня начинается с охраны. Кроме того, я продолжаю преподавать на кафедре информатики и общаюсь там с коллегами, слышу их обратную связь, опасения, вопросы. И конечно, студенты рассказывают о том, что происходит в их студенческой жизни, в общежитии. Я вообще по-хорошему удивляюсь людям, которые работают со мной вместе в команде: они решают очень сложные задачи.
А по поводу сравнения ректора с тренером могу рассказать о периоде, когда я работал педагогом дополнительного образования в секции «Большой теннис». Это преимущественно индивидуальный вид спорта, поэтому там тяжело тренировать команду. Когда ты тренируешь пару или целую команду, например региональную, и вам предстоит выезжать на крупные соревнования, приходится выбирать только одного игрока. Так вот часто наставник выбирает спортсмена, который, может быть, показывал не самые лучшие результаты в сезоне, но именно он сейчас нужен, потому что команда соперников тоже выбрала определенного теннисиста. В этом смысле работа ректора схожа с тренером — играющим тренером, потому что без собственной вовлеченности руководителю вуза сейчас тяжело работать.