Мы собираем cookies

«Главная задача школы — сформировать у человека интерес к познанию мира»

Интервью с ректором Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена Сергеем Тарасовым.
РГПУ им. А. И. Герцена единственный среди российских педагогических вузов вошел в мировой рейтинг университетов Times Higher Education University Impact Rankings 2024. Родоначальник нескольких направлений педагогики, Герценовский университет как образовательная организация на протяжении двух столетий является во многом флагманом и одним из ведущих методических центров для педагогов.

С ректором университета, Сергеем Валентиновичем Тарасовым, мы обсудили самые разные темы, касающиеся образования. Реальные причины интереса к педагогическим специальностям среди абитуриентов, обновление методического сопровождения учителей, новые вызовы в работе со школьниками, проблемы объективного оценивания учебных результатов — эти и другие вопросы, которые волнуют профессиональное сообщество.
«В нестабильное время школа и в целом система образования воспринимается как та сфера, которая всегда существовала в человеческой цивилизации и позволяла человеку чувствовать себя более-менее уверенно в профессиональном плане».
Сергей Валентинович, в 2025 году на направления подготовки учителей было подано рекордное количество заявлений. Конкурс в педагогические вузы составил 16 человек на место, и РГПУ им. А. И. Герцена в топ-5 университетов по числу поданных заявлений. Как Вы объясняете реальные причины такого интереса абитуриентов к педагогическому образованию?

— В этом году на педагогические специальности у нас подано на 37% больше заявлений, чем в 2024. Конкурс составил 26 человек на место. В целом повышение интереса к университету и особенно к педагогическим направлениям подготовки (их у нас примерно 65%) мы наблюдаем последние три года. Остальные направления у нас связаны с гуманитарной сферой, близкой к педагогике, и с фундаментальными предметными науками в чистом виде: физика, химия и другие. Педагогический университет, особенно ведущий, должен иметь возможность развивать не только психолого-педагогическую науку, но и в целом насыщенную многоплановую интеллектуальную среду, что предполагает определенную широту выбора для абитуриентов.

Что касается реальных причин интереса к педагогическому образованию, на мой взгляд, их несколько. Во-первых, — и я в этом убежден, — это усиление внимания государства к образованию, особенно к педагогическому. Год педагога-наставника, проекты, запущенные на телевидении, профессиональные конкурсы и многое другое в медийном пространстве дало свои результаты.

Подобная ситуация, кстати, была в конце 1980-х годов, когда я сам поступал на исторический факультет тогда еще педагогического института имени А. И. Герцена. Конкурс был 10 человек на место. Я связываю этот всплеск интереса к истории с тем, что в тот период начали публиковать новые исторические документы и сборники, которые раньше были недоступны. Это еще одно доказательство того, что информационная, медийная поддержка очень важна.

В этом году к нам на направление «Физика» поступила выпускница со 100 баллами ЕГЭ по литературе. На мой вопрос: «Почему же вы идете на физику, а не на филологию?», абитуриентка ответила, что физика ей тоже интересна и она знает, что учителей по этому предмету в школах не хватает. У меня нет оснований не доверять искренности ее ответа. Сейчас вообще поступают очень осознанные ребята, которые хотят состояться в профессии, многие действительно нацелены работать в школе.

Следующая причина интереса к педагогическому образованию, скорее, на уровне моей гипотезы, заключается в том, что в нестабильное время школа и в целом система образования воспринимается как та сфера, которая всегда существовала в человеческой цивилизации и позволяла человеку чувствовать себя более-менее уверенно в профессиональном плане. Во все времена детей нужно воспитывать, образовывать, учить. Школа была, есть и будет.

Третья причина — педагогические университеты дают хорошую психолого-педагогическую подготовку. Сегодня это чрезвычайно важно: умение общаться с людьми, понимать другого человека, работать в коллективе, в команде, выстраивать собственную дисциплину. Именно поэтому выпускники педагогических вузов востребованы в самых разных сферах, не только в системе образования. Возможно, кстати, это одна из причин, почему у нас не хватает учителей. Педагогический университет развивает у студентов широкий содержательный кругозор. Выпускник, например, факультета истории и социальных наук Герценовского университета, — это специалист широкого социально-гуманитарного профиля. Он может преподавать историю, право, обществознание, мировую художественную культуру, историю культуры и т. д. Это существенное конкурентное преимущество.

Наконец, еще один важный фактор — широкие возможности для внеучебной деятельности студентов: спорт, театр, музыка, изучение дополнительных профессий. Насыщенная студенческая жизнь — важная составляющая для формирования сообщества выпускников, она дает понимание того, каким должно быть качество жизни, а не только ее уровень, насколько ценно психологическое благополучие, ощущение взаимной поддержки, уважения.
Ваша образовательная организация была создана в конце XVIII века как Воспитательный дом, где впервые в России стали решать проблемы охраны детства, была организована система детских домов, сельских школ, детских садов и яслей. Воспитательный дом — родоначальник практической коррекционной педагогики. Сегодня этими и другими вопросами педагогики и образования у Вас занимаются целые научные институты. Какие укрупненные типы проблем они решают: для системы образования, для педагогов, для семей?

— Мы ведем отсчет своей истории с 1797 года, когда был создан Воспитательный дом, в котором готовили специалистов педагогов: домашних воспитательниц, детских садовниц. С тех пор университет не менял своего месторасположения. Даже в годы войны институт не покинул свое историческое здание, которое было оборудовано под госпиталь. Раненых в нем выхаживали студентки. В блокаду здесь продолжали работать два библиотекаря, они ежедневно совершали обход разрушенных домов и квартир, спасали книги. Образовательный процесс в институте тоже не останавливался.

Герценовский университет, а ранее — институт, Воспитательный дом, всегда были инновационными, здесь формировались многие педагогические технологии и подходы. Фактически здесь зарождалась коррекционная педагогика, отечественная психология. В институте работали выдающийся психолог Л. С. Выготский, математик Г. М. Фихтенгольц, филологи и лингвисты С. И. Ожегов, Л. В. Щерба. Академик И. В. Курчатов 6 лет возглавлял здесь кафедру физики еще до начала атомного проекта.

Если говорить о вызовах современности, то сегодня наиболее важны новые разработки в области коррекционной педагогики и психологии. Все больше детей во всем мире и в нашей стране тоже, к сожалению, нуждаются в особом подходе к воспитанию, обучению и развитию из-за особенностей здоровья. Элементы коррекционной или специальной педагогики мы уже внедряем в образовательный процесс.

Другое наше важное направление — психологическая безопасность образовательной среды, где изучаются новые подходы к пониманию оценки качества образования и качества жизни.

Еще одна интереснейшая и очень перспективная тематика — это новые модели организации образовательного процесса в школе и в вузе с использованием методических подходов на основе искусственного интеллекта и то, как сегодня эти методики могут быть дополнены возможностями AI-технологий.

Мы также занимаемся вопросами перехода на новую систему высшего образования, которые требуют определенного теоретического осмысления и практических решений. Продолжаем активно развивать фундаментальные направления в области физики, химии, биологии, делаем по ним совместные проекты с зарубежными исследователями из дружественных стран.

Среди новых структур в университете отмечу лабораторию игротехники, которую возглавляет Алексей Блинов, известный практик этой технологии. Игротехнические практики сейчас широко используются в современном образовании и в воспитательной работе во всех образовательных учреждениях.
Влияют ли на развитие этих направлений работы современные условия взросления и развития самостоятельности детей?

— Конечно, мы учитываем эти особенности, потому что сами видим, что при всей мотивированности, старательности, осознанности в выборе будущей профессии выпускникам школ свойственны инфантильность, несамостоятельность, поверхностно-критический взгляд на какие-то вещи. При этом надо отметить, что серьезных, глубоких популяционных исследований межпоколенческих различий на сегодняшний день практически нет. Есть отдельные экспертные мнения.

Несколько лет назад вместе с Российской академией образования мы запустили большое популяционное исследование психологических особенностей детей и подростков школьного возраста с элементами лонгитюда (Изучение одних и тех же объектов на протяжении длительного времени — Прим. ред.). Область нашего изучения — когнитивные, познавательные процессы, особенности памяти, мышления. Это большой пласт работы, и ее первые результаты уже позволяют нам глубже понимать суть изменений, которые происходят в новых поколениях детей.
«…необходимо повышать уровень профессиональной рефлексивности».
Было бы очень интересно изучить итоговые результаты вашего исследования. Особенно на фоне предположений, что дети поколения «альфа» будут еще быстрее, чем зумеры, усваивать информацию, а значит, ритм обучения еще больше ускорится. Как это может отразиться в методической поддержке педагогов?

— Это потребует внедрения в образовательный процесс блока когнитивных технологий. Я уже упомянул про игровые технологии и добавлю к этому перечню технологии моделирования, проектирования. Это касается и школы, и вуза.

В педагогических университетах важно не только увеличить количество часов на практику, но и в целом изменить подход к практической подготовке учителя, потому что она шире, чем только практика. Для этого необходимо повышать уровень профессиональной рефлексивности. Как педагогу оценить и осмыслить урок, занятие или какое-то внеурочное событие, определить его результат? Как на это влиять и как этим управлять? Мы должны дать учителю некие «ключи», я бы назвал это практической методологией решения педагогических задач. Речь о наборе инструментов, широком арсенале глубоких, содержательных технологических принципов и подходов, которые может использовать педагог.

Из своей практической профессиональной деятельности я знаю, что обсуждение урока — это сложная задача. Зачастую ее решение превращается в поверхностное обсуждение, неглубокое с психолого-педагогической точки зрения. Наша задача — научить студентов рефлексивному подходу, потому что этого требует от учителя работа с новыми поколениями детей. Для этого мы создаем методический центр с симбиозом методического, психолого-педагогического и предметно-методического подходов с участием искусственного интеллекта.
Вероятно, искусственный интеллект так быстро внедряется в образовании именно потому, что школьники и студенты — наиболее активные пользователи цифрового мира, и они гораздо быстрее педагогов осваивают его новые инструменты. Какие вызовы это создает?

— Мы над этим уже работаем и хотим это делать в партнерстве с ведущими техническими вузами, сильными в тематике искусственного интеллекта. Думаю, у нас могут появиться совместные исследовательские структуры, проекты, магистерские и сетевые программы подготовки специалистов для высшего и среднего профессионального образования.
«Нам, возможно, пора уйти от убеждения, что школа обязательно должна воспитывать только отличников. Главная задача школы, на мой взгляд, — сформировать у человека исследовательский и творческий подход ко всему, чем бы он ни занимался в жизни».
Поговорим о еще одной проблеме, которая волнует педагогическое сообщество — культуре оценивания. По словам главы Рособрнадзора Анзора Музаева, «еще одна большая потеря для нашего образования в 1990-е и 2000-е годы — до сих пор мы потеряли целую культуру объективного оценивания. Начиная от ежедневной оценки за успеваемость, заканчивая государственной аттестацией». Как системно решать эту проблему, на Ваш взгляд?

— Проблема оценивания — одна из ключевых в педагогике наряду с отбором содержания и технологий личностного подхода. Этот вопрос всегда был в фокусе педагогической науки и практики. Например, в первые годы советской власти проводились эксперименты, в ходе которых отметки вообще были отменены в системе образования. Начался мучительный поиск, чем их заменить. Потом отметки снова вернули.

Я согласен с тем, что в 90-е годы произошло определенное размывание культуры объективного оценивания, и это было связано не только с профессиональными моментами, но и с социальными условиями. Вместе с тем именно в тот период в педагогике зарождались новые подходы, идеи. Тогда же произошел разворот к индивидуализации в обучении. Это был очень тяжелый период для учителей, но как ни парадоксально — именно тогда педагоги находили отдушину в своей профессии, в учительстве как в творчестве, и это дало настоящий всплеск новаторских практик.

Сейчас на новом этапе развития системы образования тема оценивания снова актуальна. Единый государственный экзамен, который всегда упоминают в контексте системы оценки, на мой взгляд, — абсолютно рабочий инструмент. Важно осмыслить его дальнейшее развитие и совершенствовать его использование, чтобы контрольно-измерительные материалы соответствовали содержанию образования. Мы видим, например, что ЕГЭ и результативное участие в олимпиадах не противоречат друг другу, напротив — дополняют как оценочные процедуры.

Если же говорить о повседневной оценке и отметке как ее проявлении со стороны учителя, то здесь необходимо вырабатывать актуальный подход к методологии. Что стоит за той или иной отметкой? Какие критерии? Какая база? Нужно, с одной стороны, уйти от субъективности, а с другой — учитывать то, о чем часто говорят опытные учителя, когда учащийся по своему потенциалу способен на большее, чем он представил. В этом случае к его знаниям или к его ответу можно предъявить более высокие критерии оценивания и требования. А для другого ученика, может, и тройка — фантастическое достижение, если она получена по сложному для ребенка предмету и у него нет ярких способностей, например, к математике, физике или химии.

Что такое отметка: это всего лишь объективный показатель знаний и мотивации обучающегося? Или же это инструмент мотивации в руках учителя? Если это инструмент мотивации, то не всегда приходится говорить о его стопроцентной объективности. Отметка может быть поставлена авансом. Как правило, это четверка или тройка. Но к ней должен быть еще и комментарий учителя по поводу ответа ученика. Все это сложнейшая практическая и теоретическая проблема системы образования.

Нам, возможно, пора уйти от убеждения, что школа обязательно должна воспитывать только отличников. Главная задача школы, на мой взгляд, — сформировать у человека исследовательский и творческий подход ко всему, чем бы он ни занимался в жизни. Чтобы школа, как сказал один известный психолог, не лишала ребенка воодушевления, чтобы он не потерял интерес к этому удивительному миру, который нас окружает, и не вышел из школы с искалеченной самооценкой. Академические успехи, по-моему, вторичны. Главное — это интерес и познание. Самое страшное в работе школы — это когда ребенок выпускается из ее стен с клеймом неудачника, потому что у него плохие оценки в дневнике. Может быть, из него получится потрясающий рабочий специалист, или он пойдет работать в приют для бездомных животных и будет там счастлив от того, что приносит пользу. Для этого ему не обязательно блестяще знать математику или физику. Пусть человек занимается любимым делом.
«С одной стороны, у нас есть стандартизация педагогики и образования, а с другой — их индивидуальность, и сейчас они вступили в такое, я бы сказал, общецивилизационное противоречие».
Это очень важная проблема на самом деле. С одной стороны, у нас есть стандартизация педагогики и образования, а с другой — их индивидуальность, и сейчас они вступили в такое, я бы сказал, общецивилизационное противоречие. В начале нашего разговора я уже говорил о том, что все больше детей рождаются с отклонениями. Это обратная сторона достижений медицины: детей, которые раньше не имели шансов выжить, — спасают, выхаживают, дают им возможность жить. Их жизнь должна быть комфортной, успешной, но как совместить все это с их особенностями здоровья — большая проблема. Вот поэтому специальная педагогика и психология должны шагнуть в общеобразовательную школу, и мы над этим работаем.
«Социокультурная среда нашей страны, сформированная за тысячелетнюю историю, выражается в одной из лучших систем образования в мире».
 Казалось бы, оценивание учеников — это вопрос про пятерки и четверки в дневнике. Оказывается, все гораздо сложнее…

— На самом деле это вопрос про жизнь каждого из нас. Все мы вспоминаем, как учились в школе, в вузе. Но самое главное — сформировать и сохранить интерес к познанию. Кто-то из известных ученых сказал: лучшее, что ребенок может сделать с игрушкой, — разобрать ее, чтобы посмотреть, что там внутри. Так формируется интерес к познанию, стремление изучать мир, развивается детское любопытство, которое потом вырастает в креативность.

Мы в России живем в многогранной образовательной и полинациональной культуре, которая создает питательную среду для развития творчества. Вот почему в нашей стране так много талантливых людей. Социокультурная среда нашей страны, сформированная за тысячелетнюю историю, выражается в одной из лучших систем образования в мире.

Российское образование было во многом передовым еще в дореволюционный период. В советское время наша система образования и вовсе продемонстрировала высочайший уровень, что дало колоссальные результаты мирового значения: атомный проект, технологическое перевооружение, авиастроение, космос, химическая промышленность и многое другое. И я искренне считаю, что сегодня образование в России — по-прежнему одно из лучших в мире. Именно поэтому оно привлекает обучающихся из-за рубежа.

У нас была возможность хорошо познакомиться с системой образования в европейских странах, а сейчас мы плотно общаемся с нашими коллегами из дружественных стран, поэтому у меня есть основания делать такие выводы. Российской системе образования свойственна готовность быстро меняться, адаптироваться под влиянием внешних условий, поэтому наши специалисты так востребованы.
21 октября / 2025
Интервью провели: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.