— Среди вызовов, которые стоят перед ЗабГУ, отмечены факторы, которые свойственны многим региональным вузам. В Вашей программе, в частности, речь идет о снижении качества среднего образования, большом оттоке населения из региона, в том числе выпускников с высокими баллами ЕГЭ. Какую модель развития с учетом этих факторов Вы видите наиболее вероятной для ЗабГУ?
— Что касается качества школьного образования, то, надо отметить, что 10 лет назад в состав ЗабГУ вошел педагогический университет, и его направления составляют почти половину нашего вуза по количеству студентов. Так что проблема нам хорошо известна. Качество школьного образования определяется качеством учителей. Сегодня основная проблема для Забайкалья — это дефицит учителей и, как следствие, высокая перегруженность работающих педагогов. Мы как университет можем и должны напрямую влиять на это положение и вместе с правительством региона ставим задачу разработать соответствующую программу.
Точно так же университет считает себя непосредственным участником решения проблемы оттока молодежи. В нашей актуализированной программе развития есть гуманитарный проект «Забайкалье — территория притяжения», одна из задач которого — участвовать в формировании бренда региона и нового привлекательного образа самого университета.
Мы предлагаем следующее решение: не ограничиваться набором абитуриентов только из Забайкальского края, привлекать выпускников из других регионов и открывать новые уникальные образовательные программы. Из действующих к таковым относится, прежде всего, горное образование.
Забайкалье — важнейшая горная провинция России. На его территории открыто 45 элементов таблицы Менделеева и продолжается разведка новых. Здесь сконцентрировано множество геологоразведочных компаний и предприятий минерально-сырьевого комплекса, в том числе с высоким уровнем технологического развития и инвестиционной привлекательности. С этими предприятиями мы строим партнерские связи, ориентируемся на их кадровые потребности.
На мой взгляд, сейчас этот сегмент недооценен, потому что нигде в России нет высоких конкурсов на образовательные программы, связанные с горным образованием, энергетикой, механикой и машиностроением, а в этих отраслях очень не хватает специалистов.
Недавно я разговаривала со студентами пятого курса горного факультета. Им осталось учиться полтора года. На мой вопрос, куда вы пойдете работать, они ответили, что уже заключили контракты с предприятием, которое платит им ежемесячную стипендию. Они уже знают, куда пойдут работать и на какую зарплату. Поверьте, это очень неплохие деньги. С одной стороны, хорошо, что наши выпускники-инженеры за год до окончания университета практически все находятся на контрактах. С другой стороны, мы не можем сейчас конкурировать с предприятиями за молодых преподавателей, которые нам тоже очень нужны.
— Вы сказали, что ЗабГУ старается больше ориентироваться на запросы работодателей, налаживает с ними взаимодействие. На что Вы делаете упор в презентации своих возможностей?
— В региональной промышленности сейчас кадровый голод, открыто более 3000 инженерных вакансий, и по прогнозам их число будет только расти. Большинство индустриальных партнеров выходят из положения с помощью вахтового метода работы, но он не устраивает ни сами предприятия, ни регион. Это далеко не дешевый способ привлекать кадры, и он не ведет к приращению человеческого капитала в регионе. Поэтому предприятия с надеждой смотрят на университет, рассчитывают, что мы станем надежным поставщиком инженерных кадров.
Мы делаем ставку на программы партнерского взаимодействия, в том числе на хорошо известную модель завод — втуз, которую уже практикуем. Студенты старших курсов работают на предприятиях в рамках практического обучения. Проблема в том, что большинство из них находится далеко от города, и чтобы там работать, туда нужно уехать на месяц. Зато преподаватели отмечают, что студенты возвращаются после такой длительной практики с совершенно другим запросом на знания. Они уже знают, как всё реализуется на практике, и разговор в аудитории получается взрослый, профессиональный.
Такие же выезды и стажировки на предприятиях мы практикуем и для преподавателей. Удачным получился опыт, когда мы формировали междисциплинарные группы из сотрудников разных факультетов.
— Вернемся к тому, что Вы говорили о горном образовании. В феврале 2023 г. на праздновании 300-летия горного образования на Дальнем Востоке глава Минобрнауки отметил: «Я искренне верю, что сегодня будет дан новый импульс развитию Забайкальского государственного университета <…> и, конечно, новый этап в развитии горного образования». Означает ли это, что направление получит в вузе приоритетное значение?
— ЗабГУ — многопрофильный вуз, и нам очень важно сохранить разнообразие его образовательных программ — это один из наших стратегических приоритетов. Свести всю образовательную деятельность только к горному факультету мы не можем. Безусловно, это одно из наших флагманских направлений, но мы его понимаем не только как подготовку инженеров-горняков, а как широкий спектр инженерного образования с учетом кадровых потребностей отрасли.
Предприятия-партнеры нуждаются не только в горняках, но и в специалистах бэк-офиса: менеджерах по персоналу, экономистах, логистах, специалистах по цифровым технологиям. Цифровые компетенции вообще ставятся во главу угла, это из одно из первых требований к любому специалисту, который заходит на современное предприятие минерально-сырьевого комплекса. Мы сами бываем на этих предприятиях и видим, что всё производство там построено на цифре и полностью автоматизировано.
— Особенность ЗабГУ в том, что вуз располагается в 24 учебных корпусах. Есть ли какие-то планы по его централизации?
— Исторически университет развивался таким образом, что каждый факультет располагался в отдельном учебном корпусе, как мини-институт. Теперь же всё чаще студенты говорят о том, что им нужна общая среда для общения.
Разрозненность университета, конечно, накладывает свой отпечаток.
В настоящее время есть планы по строительству нового кампуса. При этом комплекс великолепных исторических зданий в центре города, в которых располагается ЗабГУ, университет, надеемся, сохранит за собой. Эти стены, в которых образование развивается уже больше ста лет, очень дороги университетскому сообществу.
Кампус необходим для наших инженерно-технических направлений: для создания инновационной инфраструктуры, мощной лабораторной базы, технопарка и современного образовательного пространства. Чтобы вся социально-бытовая инфраструктура была в непосредственной транспортной близости для студентов и сотрудников, что в условиях нашего климата очень важно.