«Горное образование: от модели возможностей к модели потребностей»

Интервью с и. о. ректора Забайкальского государственного университета Оксаной Мартыненко.
ЗабГУ — трансграничный университет, где готовят горняков и обучают востоковедов. Как вузу сохранить и приумножить разнообразие своих образовательных программ и при этом вывести флагманские направления на новый уровень взаимодействия с местными предприятиями — об этом мы говорим с его руководителем.

Переход на новый цифровой уровень
— Забайкальский государственный университет стал кандидатом на участие в программе «Приоритет 2030» до Вашего назначения и. о. ректора. Спустя всего два месяца после вступления в должность и переезда в Читу в ноябре 2022 г. Вы уже представляли отчет на заседании комиссии Минобрнауки РФ. Что помогло Вам быстро включиться в работу в новом вузе?

— После смены руководителя вуза мы пересобрали управленческую команду и достаточно быстро сработались. Именно это и помогло представить отчет, надо отметить — непростой: ЗабГУ — большой, разносторонний университет с масштабной программой развития.

Представленный отчет ценен тем, что мы смогли не только показать достижения ЗабГУ по трем стратегическим проектам, но и проанализировать, что у нас пока не получается. Несмотря на то, что вуз в целом находится в позитивной динамике, есть показатели, которые всё еще можно назвать проблемными, и по ним есть серьезное беспокойство. В отчете мы отметили, что у нас пока не получается привлекать молодых преподавателей, и на сегодняшний день это одна из самых насущных проблем.

— В программе развития ЗабГУ отмечены и другие проблемные вопросы, часть которых выявила пандемия: сложности в массовом проведении занятий в онлайн-режиме, недостаточный уровень цифровых компетенций сотрудников. Эти вопросы удалось решить?

— Программа развития была создана более чем за год до моего появления в университете, и отдельные пункты в ней утратили актуальность. Во всяком случае, с техническими проблемами, о которых Вы спрашиваете, я за 4 месяца работы в должности исполняющего обязанности ректора ни разу не столкнулась. Возможно, год назад коллеги несколько переоценили их значимость.

По моим оценкам, гораздо большей проблемой для ЗабГУ остается невысокий уровень развития цифровых сервисов. По этому вопросу у вуза очень много задач.

— Какой университет является для Вас примером вуза с высоким уровнем цифрового развития? На чей опыт будете ориентироваться?

— До ЗабГУ я была проректором в Дальневосточном федеральном университете, работала во Владивостокском государственном университете экономики и сервиса, и, на мой взгляд, эти вузы могли бы стать примером. Я сужу об этом по степени востребованности цифровых сервисов в этих университетах. Например, в ДВФУ студенты получают все документы не в деканатах, а в объединенном студенческом центре, созданном по аналогии с госуслугами и МФЦ, или заказывают нужные справки в личном кабинете в онлайн-сервисе. Примерно то же самое хочется сделать и в ЗабГУ.

Трансграничный международный университет
— ЗабГУ находится в трансграничном регионе. В интервью с ректорами университетов в приграничных областях мы обсуждаем, как вузам обратить в свою пользу это географическое преимущество. Расскажите, пожалуйста, как Вы намерены использовать этот фактор?

— Географическое положение, в особенности трансграничное, во многом задает вектор развития и самого региона, и университета. Забайкальский край граничит с Китаем и Монголией. С учетом экономического разворота на Восток, регион может стать международной территорией опережающего развития, логистическим и производственным хабом на сухопутной границе.

Для университета это очень важная история, которая мотивирует нас актуализировать программу развития и сформировать новый проект для представления бизнесу и правительству Забайкальского края.

Мы усиливаем направления подготовки специалистов по востоковедению, регионоведению, международным отношениям. Открываем несколько программ по международной экономике и бизнесу с изучением китайского и монгольского языков.

Говорить о важности Китая, думаю, излишне, это и так очевидно. Перспективной зоной для развития нам видится взаимодействие с Монголией. Когда-то в ЗабГУ преподавали монголоведение, монгольский язык и культуру, но около пяти лет назад эти направления были практически закрыты, и интерес к ним не проявлялся. Сейчас мы возобновляем эту работу, поскольку Монголия — наш потенциальный партнер, и нам, конечно же, нужно его знать, понимать, изучать.

Мы видим себя в будущем как трансграничный международный университет и ставим себе задачи нарастить контингент иностранных студентов, прежде всего из приграничных регионов, уже в 2023—2024 гг.

Перемены в управлении
«Есть молодые сотрудники, которые не особо демонстрируют желание саморазвития, самообучения, а есть и профессора за 80, которые настолько открыты всему новому и легко встраиваются в сегодняшнюю действительность, что просто диву даешься».
— Остается ли актуальной для ЗабГУ цель реорганизовать управленческую структуру? И что Вы вкладываете в это понятие: перемены в составе команды, перестройку в мышлении, осознание новой роли университета, структурные изменения?

— Эта цель абсолютно актуальна. Я бы даже сказала, что она усилится в новой программе развития, потому что, несмотря на то, что она была поставлена в 2021 г., большого продвижения у ЗабГУ в этом направлении нет. Мы видим, что вуз страдает от того, что система управления построена в большей степени по функциональному принципу, и нам предстоит большая работа по изменению многих наших управленческих административных процессов. От этого зависит, насколько быстро университет будет двигаться дальше, и мы сможем создать условия для развития нашим кафедрам, факультетам, научным проектам.

— Вы окончили «Школу ректоров» в Сколково в 2022 г. Это каким-то образом повлияло на Ваше мышление руководителя, изменило взгляды на образование?

— Когда руководство ДВФУ направило меня на обучение, для чего, кстати, нужно было пройти серьезный конкурсный отбор, я удивилась. Коллеги по университету, которые учились в «Школе ректоров» до меня, в большинстве своем были значительно младше, для них это было частью подготовки в управленческий резерв. Тем не менее, я прошла обучение и по завершению пришла к выводу, что на подобные программы нужно направлять людей опытных, которые умеют фильтровать полученную информацию и воспринимать ее здраво, взвешенно, осмысленно.

Обучение в «Школе ректоров» оказалось для меня весьма полезным опытом. Сейчас там учатся четверо наших коллег из ЗабГУ, и одна из участниц, еще даже не закончив курс, уже практически запустила у себя в институте проект трансформации, нашла понимание с руководителем.

Я понимаю, что мы сейчас не перекроим весь университет, да это и не нужно. У коллектива есть масса своих сильных сторон, которые помогают людям создавать что-то хорошее, полезное. Но вместе с тем здесь есть свои культурные особенности, традиции, которые нужно учитывать. Мне как руководителю, безусловно, необходимо работать как с молодыми учеными, так и с профессорско-преподавательским составом советской закалки и мировоззрения.

— Много таких сотрудников?

— Процентов 10. Во многом это связано с возрастом коллектива — в среднем, 58 лет. Но это не единственная причина. Многое зависит от социального окружения. Есть молодые сотрудники, которые не особо демонстрируют желание саморазвития, самообучения, а есть и профессора за 80, которые настолько открыты всему новому и легко встраиваются в сегодняшнюю действительность, что просто диву даешься.

«Забайкалье — территория притяжения»
«В региональной промышленности сейчас кадровый голод, открыто более 3000 инженерных вакансий, и по прогнозам их число будет только расти».
— Среди вызовов, которые стоят перед ЗабГУ, отмечены факторы, которые свойственны многим региональным вузам. В Вашей программе, в частности, речь идет о снижении качества среднего образования, большом оттоке населения из региона, в том числе выпускников с высокими баллами ЕГЭ. Какую модель развития с учетом этих факторов Вы видите наиболее вероятной для ЗабГУ?

— Что касается качества школьного образования, то, надо отметить, что 10 лет назад в состав ЗабГУ вошел педагогический университет, и его направления составляют почти половину нашего вуза по количеству студентов. Так что проблема нам хорошо известна. Качество школьного образования определяется качеством учителей. Сегодня основная проблема для Забайкалья — это дефицит учителей и, как следствие, высокая перегруженность работающих педагогов. Мы как университет можем и должны напрямую влиять на это положение и вместе с правительством региона ставим задачу разработать соответствующую программу.

Точно так же университет считает себя непосредственным участником решения проблемы оттока молодежи. В нашей актуализированной программе развития есть гуманитарный проект «Забайкалье — территория притяжения», одна из задач которого — участвовать в формировании бренда региона и нового привлекательного образа самого университета.

Мы предлагаем следующее решение: не ограничиваться набором абитуриентов только из Забайкальского края, привлекать выпускников из других регионов и открывать новые уникальные образовательные программы. Из действующих к таковым относится, прежде всего, горное образование.

Забайкалье — важнейшая горная провинция России. На его территории открыто 45 элементов таблицы Менделеева и продолжается разведка новых. Здесь сконцентрировано множество геологоразведочных компаний и предприятий минерально-сырьевого комплекса, в том числе с высоким уровнем технологического развития и инвестиционной привлекательности. С этими предприятиями мы строим партнерские связи, ориентируемся на их кадровые потребности.

На мой взгляд, сейчас этот сегмент недооценен, потому что нигде в России нет высоких конкурсов на образовательные программы, связанные с горным образованием, энергетикой, механикой и машиностроением, а в этих отраслях очень не хватает специалистов.

Недавно я разговаривала со студентами пятого курса горного факультета. Им осталось учиться полтора года. На мой вопрос, куда вы пойдете работать, они ответили, что уже заключили контракты с предприятием, которое платит им ежемесячную стипендию. Они уже знают, куда пойдут работать и на какую зарплату. Поверьте, это очень неплохие деньги. С одной стороны, хорошо, что наши выпускники-инженеры за год до окончания университета практически все находятся на контрактах. С другой стороны, мы не можем сейчас конкурировать с предприятиями за молодых преподавателей, которые нам тоже очень нужны.

— Вы сказали, что ЗабГУ старается больше ориентироваться на запросы работодателей, налаживает с ними взаимодействие. На что Вы делаете упор в презентации своих возможностей?

— В региональной промышленности сейчас кадровый голод, открыто более 3000 инженерных вакансий, и по прогнозам их число будет только расти. Большинство индустриальных партнеров выходят из положения с помощью вахтового метода работы, но он не устраивает ни сами предприятия, ни регион. Это далеко не дешевый способ привлекать кадры, и он не ведет к приращению человеческого капитала в регионе. Поэтому предприятия с надеждой смотрят на университет, рассчитывают, что мы станем надежным поставщиком инженерных кадров.

Мы делаем ставку на программы партнерского взаимодействия, в том числе на хорошо известную модель завод — втуз, которую уже практикуем. Студенты старших курсов работают на предприятиях в рамках практического обучения. Проблема в том, что большинство из них находится далеко от города, и чтобы там работать, туда нужно уехать на месяц. Зато преподаватели отмечают, что студенты возвращаются после такой длительной практики с совершенно другим запросом на знания. Они уже знают, как всё реализуется на практике, и разговор в аудитории получается взрослый, профессиональный.

Такие же выезды и стажировки на предприятиях мы практикуем и для преподавателей. Удачным получился опыт, когда мы формировали междисциплинарные группы из сотрудников разных факультетов.

— Вернемся к тому, что Вы говорили о горном образовании. В феврале 2023 г. на праздновании 300-летия горного образования на Дальнем Востоке глава Минобрнауки отметил: «Я искренне верю, что сегодня будет дан новый импульс развитию Забайкальского государственного университета <…> и, конечно, новый этап в развитии горного образования». Означает ли это, что направление получит в вузе приоритетное значение?

— ЗабГУ — многопрофильный вуз, и нам очень важно сохранить разнообразие его образовательных программ — это один из наших стратегических приоритетов. Свести всю образовательную деятельность только к горному факультету мы не можем. Безусловно, это одно из наших флагманских направлений, но мы его понимаем не только как подготовку инженеров-горняков, а как широкий спектр инженерного образования с учетом кадровых потребностей отрасли.

Предприятия-партнеры нуждаются не только в горняках, но и в специалистах бэк-офиса: менеджерах по персоналу, экономистах, логистах, специалистах по цифровым технологиям. Цифровые компетенции вообще ставятся во главу угла, это из одно из первых требований к любому специалисту, который заходит на современное предприятие минерально-сырьевого комплекса. Мы сами бываем на этих предприятиях и видим, что всё производство там построено на цифре и полностью автоматизировано.

— Особенность ЗабГУ в том, что вуз располагается в 24 учебных корпусах. Есть ли какие-то планы по его централизации?

— Исторически университет развивался таким образом, что каждый факультет располагался в отдельном учебном корпусе, как мини-институт. Теперь же всё чаще студенты говорят о том, что им нужна общая среда для общения.
Разрозненность университета, конечно, накладывает свой отпечаток.

В настоящее время есть планы по строительству нового кампуса. При этом комплекс великолепных исторических зданий в центре города, в которых располагается ЗабГУ, университет, надеемся, сохранит за собой. Эти стены, в которых образование развивается уже больше ста лет, очень дороги университетскому сообществу.

Кампус необходим для наших инженерно-технических направлений: для создания инновационной инфраструктуры, мощной лабораторной базы, технопарка и современного образовательного пространства. Чтобы вся социально-бытовая инфраструктура была в непосредственной транспортной близости для студентов и сотрудников, что в условиях нашего климата очень важно.

Солнечный город
— Оксана Олеговна, Вы совсем недавно переехали в Забайкальский край. Как Вам Чита после Владивостока?

— Мне нравится Чита, здесь примерно такая же перспектива, как и во Владивостоке, хотя нет моря. Недавно у нас на архитектурном хакатоне была группа студентов из Дальневосточного федерального университета, с кампуса на острове Русский. Они были в восторге от красоты города, сказали, что у Читы большой архитектурный потенциал и интересный ландшафт.

А еще до переезда я не знала, что, оказывается, Чита — один из самых солнечных городов России. Яркое солнце здесь светит в любое время года, из-за чего у гор появляется особенное свечение. Я очень люблю Владивосток, но такого эффекта над сопками там не возникает, потому что нет такого яркого солнца.

Уверена, что Забайкалье уникально не только своими природными красотами, но и более важным капиталом — человеческим. И главная задача на сегодня этот капитал сохранять и преумножать.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.