«Готовим исследователей, способных определять развитие региона»:

и. о. ректора ОмГТУ о миссии вуза

Омский государственный технический университет (ОмГТУ) — самый крупный вуз в регионе: здесь учится около 16 000 студентов.

В 2022 году ОмГТУ отмечает 80-летний юбилей. Все это время значительно трансформировались и расширялись традиционные для него направления подготовки. Сначала вуз — тогда еще Омский машиностроительный, а затем и Политехнический институт — был ориентирован на подготовку кадров в области машиностроения. Сейчас в университете активно развиваются и другие сферы: энергетика, электроника, нефтехимия, IT, радио- и приборостроение, а также дизайн, биотехнологии, туризм. Об этом разностороннем развитии вуза мы поговорили с исполняющим обязанности ректора ОмГТУ, кандидатом экономических наук, доцентом Дмитрием Павловичем Маевским.

В интервью Дмитрий Маевский рассказывает, каким предстает университет сегодня, в чем сильные стороны Омского политеха, как он откликается на цифровую трансформацию отрасли и учитывает потребности рынка труда.

Дмитрий Маевский,

и. о. ректора ОмГТУ

«Современный подход к управлению вузом, развитые научные школы, система поддержки молодых ученых, высокотехнологичная научно-исследовательская база, передовые методы исследований и внедрение новых образовательных технологий —

все это позволяет ОмГТУ готовить не просто специалистов для предприятий и организаций, а исследователей, способных к собственным открытиям, умеющих смотреть вперед и определять развитие территории, на которой они живут»






Об интересе абитуриентов и роли вуза в развитии региона
ОмГТУ обладает значительным научно-исследовательским и инновационным потенциалом, играет системообразующую роль в социально-экономическом и культурном развитии Омской области, глубоко вовлечен в международное образовательное и научное пространство. «Его по праву можно назвать центром фундаментальных и научных исследований региона и, конечно, кузницей высококвалифицированных и востребованных кадров, причем не только в России, но и за ее пределами», — уверен Дмитрий Маевский.

Вероятно, особую роль в формировании такого позиционирования играют научные достижения вуза, его ответственное отношение к реализации образовательной миссии, высокие показатели трудоустройства выпускников. Так что характеризует ОмГТУ лучше всего?..

Сам Дмитрий Маевский отвечает на этот вопрос так: «Это некая синергия данных показателей. Современный подход к управлению вузом, развитые научные школы, система поддержки молодых ученых, высокотехнологичная научно-исследовательская база, передовые методы исследований, постоянное расширение спектра образовательных услуг, внедрение новых образовательных технологий — все это позволяет готовить не просто специалистов для предприятий и организаций, а исследователей, способных к собственным открытиям, умеющих смотреть вперед и определять развитие территории, на которой они живут».

Усиление роли университета в развитии региона становится заметным и на основе данных приемных кампаний. Так, в 2021 году было подано свыше 22 000 заявлений от абитуриентов — эта цифра стала рекордной для вуза. В ОмГТУ активно идут абитуриенты Омской области, но и не только: в том числе это вчерашние школьники Тюменской, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской, Курганской, Томской областей, Красноярского и Алтайского краев. С каждым годом география расширяется: «Планомерно мы становимся точкой притяжения ребят не только из других регионов нашей страны, но и из соседних стран Центральной и Юго-Восточной Азии. В этом году ряды политеха пополнили студенты из Казахстана, Узбекистана и Таджикистана», — делится и. о. ректора.

Какие направления подготовки особенно востребованы у будущих студентов? Это информационные технологии, нефтегазовое дело, дизайн, программная инженерия. Руководитель вуза рассказывает, что по этим направлениям подготовки конкурс доходит до 30 человек на место.

Отдельным спросом пользуется целевое обучение: ежегодно в вузе выделяется более 300 бюджетных мест на подготовку специалистов для ведущих предприятий региона. Заказчиками выступают такие компании, как АО «Высокие технологии», ПО «Полет» – филиал АО «ГКНПЦ им. М. В. Хруничева», АО «Сибирские приборы и системы», АО «Центральное конструкторское бюро автоматики», АО ОмПО «Радиозавод им. А. С. Попова», АО «Омск РТС», АО «Омский научно-исследовательский институт приборостроения», АО «Омский завод транспортного машиностроения» и др.

«Интерес абитуриентов в полной мере соответствует запросу работодателей: ежегодно вуз осуществляет 100%-ный набор, полностью выполняя план приема», — уверенно заявляет Дмитрий Маевский.


О научной деятельности и передовых разработках
Омского политеха
Как уже отмечалось выше, значительная часть деятельности Омского государственного технического университета посвящена развитию научно-исследовательской сферы. В октябре 2021 года Минобрнауки РФ поддержало стратегию развития ОмГТУ до 2030 года: политех стал победителем программы стратегического академического лидерства «Приоритет 2030».

Основной упор ОмГТУ делает на реализацию трех стратегических проектов: «Космическая экология», «Сверхширокополосная СВЧ-микроэлектроника» и «Культурная столица Сибири — Арт-резиденция креативных индустрий».

Первый проект — «Космическая экология» — нацелен на снижение техногенного воздействия на окружающую среду и повышение экономической эффективности ракетно-космической деятельности. ОмГТУ имеет большой опыт работы в данном направлении: проекты, включенные в него, уже получили поддержку НТС ГК «Роскосмос».

«Политехники проектируют буксиры, применяющиеся для захвата и транспортировки с околоземной орбиты на Землю крупногабаритного космического мусора. В консорциуме с ведущими вузами и предприятиями реального сектора экономики наш технический университет планирует снизить техногенное воздействие на космическое пространство и повысить экономическую эффективность ракетно-космической деятельности», — рассказывает Дмитрий Маевский.

В настоящее время ученые вуза определяют возможности создания ракетно-космического комплекса, который позволил бы провести демонстрационный эксперимент — увод с низких околоземных орбит крупногабаритного космического мусора и сжигаемых отделяющихся элементов конструкции ракет-носителей. В планах политехников — разработка технологии газификации жидких остатков ракетного топлива с целью повышения их пожаровзрывобезопасности.

Какие еще задачи у проекта «Космическая экология»? В ОмГТУ планируют проводить исследования импульсных электротермических двигательных установок, разрабатывать технологии упрочнения инструментальных материалов, а также создавать тары для нефтепродуктов, которые будут использованы в районах Крайнего Севера.

«Сейчас мы трудимся над созданием технологии изготовления пластиковых емкостей для горюче-смазочных материалов, разрабатываем процесс их последующей утилизации в отдаленных районах Крайнего Севера и Дальнего Востока — там, где дислоцируются воинские части и подразделения. Сегодня в качестве основной тары на этих территориях используются стальные бочки объемом 200 литров. Их поставка продолжается десятилетиями со времен геологоразведочных экспедиций, а вывоз долгое время не осуществлялся. Поэтому бочки просто складировались, нанося существенный вред экологии. Разрабатываемая нашими учеными пластиковая емкость может использоваться повторно, а если ее обратная транспортировка будет экономически нецелесообразной, она может стать топливом для обогрева без ущерба для экологии», — рассказывает Дмитрий Маевский.

Кроме того, политехники занимаются созданием корректирующих двигательных установок для наноспутников. Они являются необходимой служебной системой космических аппаратов, объединенных в орбитальные группировки. Эти установки позволяют осуществлять контроль природных и антропогенных чрезвычайных ситуаций, проводить экологический мониторинг и исследования ионосферы.

Следующий стратегический проект ОмГТУ — «Сверхширокополосная СВЧ-микроэлектроника». Основной упор в этом проекте вуз делает на развитие компетенций дизайн-центра в области СВЧ-микроэлектроники. Программа его развития обсуждалась с участием представителей Минобрнауки и Минпромторга России и получила одобрение и финансовую поддержку. 

«В ОмГТУ ведутся работы по проектированию высокоскоростных аналого-цифровых и цифро-аналоговых преобразователей, которые являются неотъемлемой частью телекоммуникационного оборудования нового поколения, в том числе для сетей 5G, радиолокационного оборудования и измерительных приборов», — уточняет и.о. ректора.

Реализация третьего стратегического проекта «Культурная столица Сибири – Арт-резиденция креативных индустрий» подразумевает укрепление культурных связей между этническими группами, населяющими регион, и поддержку локальных креативных индустрий.

На что ориентирован этот проект? Планируется, что к 2030 году будет проведена урбанистическая трансформация территории в двух основных городских точках присутствия ОмГТУ, а также создана R&D лаборатория креативной индустрии — площадка для выполнения высокотехнологичных, инновационных разработок и проектов. Дополнительно будет создана и цифровая платформа Арт-резиденции, на которой будет размещен пополняемый набор цифровых сервисов.


О soft skills для инженеров и цифровой трансформации образования

И реализация названных проектов, и инновации в образовательной деятельности ОмГТУ сфокусированы на становлении специалиста широкого профиля. В вузе уделяют большое внимание развитию навыков и компетенций студентов. Но достаточно ли этого для того, чтобы в дальнейшем выпускник был конкурентоспособен на рынке труда?..

«Быть эффективным сотрудником без навыков межличностного общения, а именно умения задавать вопросы, слушать и слышать другого, аргументированно высказывать свое мнение, — очень сложно»


Дмитрий Маевский уверен, что этого недостаточно: сегодня специалист — это нечто большее, чем сумма его профессиональных качеств, и огромное значение в современном мире приобретают так называемые soft skills («мягкие» навыки): «Для повышения конкурентоспособности на рынке труда и построения успешной карьеры необходимо обладать надпрофессиональными компетенциями, развиваться личностно, получать знания в смежных областях. Быть эффективным сотрудником без навыков межличностного общения, а именно умения задавать вопросы, слушать и слышать другого, аргументированно высказывать свое мнение, — очень сложно».

Как ОмГТУ способствует развитию «мягких» навыков студентов?.. На базе вуза совсем недавно открылся центр оценки и развития управленческих компетенций президентской платформы «Россия — страна возможностей». «Ребята здесь получат оценку своего эмоционального интеллекта, своей ориентации на результат, способности к анализу информации и принятию решений, клиентоориентированности и многих других качеств и навыков», — объясняет и. о. ректора. По его словам, после тестирования будут созданы цифровые профили для студентов политеха. На основе этих данных будут выстроены личные траектории развития обучающихся и предложены образовательные программы, разработанные совместно с вузом. Результаты диагностики будут отображены в специальной базе, доступной работодателям.

Так ОмГТУ не только движется в сторону персонализации образования, но и укрепляет отношения с предприятиями и организациями, которые станут местом будущего трудоустройства выпускников.

Поскольку эти технологии цифровые, возникает вопрос: а помогает ли в действительности сама цифровизация, цифровые сервисы и новые технологические решения образовательному процессу?

«Востребованными будут те, кто быстро ориентируется в цифровой среде, умеет применять на практике современные профессиональные программные продукты»


Дмитрий Маевский уверен: цифровая трансформация стала отличительной чертой современного экономического развития общества. «Она существенным образом изменяет рынок труда и компетентностный портрет специалиста. Соответственно, меняется и образовательный заказ. Необходимым становится формирование у молодых людей комплекса новых цифровых компетенций независимо от получаемой профессии. Востребованными будут те, кто быстро ориентируется в цифровой среде, умеет применять на практике современные профессиональные программные продукты», — считает и.о. ректора.

В настоящее время перед ОмГТУ стоит задача трансформировать существующие основные и дополнительные образовательные программы, расширить возможности получения квалификаций, а также создать новые, которые способствуют формированию цифровой компетентности студентов.

Хочется отметить, что эта же задача сейчас стоит абсолютно перед всеми вузами страны: и как часть достижения одной из национальных целей, и как часть реализации стратегии цифровой трансформации отрасли науки и высшего образования, утвержденной в конце прошлого года.

Сам ОмГТУ уже начал вносить свой вклад в развитие отрасли, в том числе в достижение новых образовательных целей. В конце 2021 года ОмГТУ совместно с СПбГЭТУ ЛЭТИ выиграл конкурс Минобрнауки России на предоставление грантов на разработку программ бакалавриата и магистратуры по профилю «Искусственный интеллект». В рамках данного проекта вуз примет участие в разработке магистерских программ «Искусственный интеллект в медицине и функциональной диагностике», «Искусственный интеллект в агросекторе», а также «Безопасность и этика искусственного интеллекта» — обучение по этому направлению начнется уже 1 сентября нынешнего года.


О выпускниках и потребностях рынка труда
Разработка и реализация подобных программ обучения — явная попытка учитывать потребности современного рынка труда и готовить как можно больше востребованных специалистов. Очевидно, что есть серьезные задачи по трудоустройству выпускников — даже если речь идет о тех, кто получил инженерное, техническое образование и образование в области информационных технологий. Какие это проблемы и задачи и как их можно было бы решить?

«Рассматривая проблемы трудоустройства молодежи, необходимо отметить, что работодатель, ориентированный в первую очередь на выпуск конкурентоспособной продукции, предъявляет высокие критерии оценки к молодому специалисту. Это касается как уровня профессиональной подготовки, умения использовать современные информационные технологии, так и способности быстро адаптироваться в меняющихся условиях, совершенствоваться, иметь высокую мотивацию. Отсутствие же у молодежи необходимых навыков делает ее уязвимой на рынке труда», — убежден и. о. ректора.

Он считает, что трудоустройство выпускников — вопрос системный. Значит, именно таким же — системным — и должен быть поиск ответа.

«Омский политех применяет комплексный подход, чтобы помочь будущим молодым специалистам сформировать оптимальную карьерную траекторию», — рассказывает Дмитрий Маевский. В качестве примера этих системных мер он приводит тренинги личностного и карьерного роста, стажировки, практики. Кроме того, в ОмГТУ функционирует и центр оценки и развития управленческих компетенций, организуются встречи с представителями предприятий, на которых студенты и выпускники могут лично пообщаться с HR-специалистами, задать интересующие вопросы, из рук в руки передать свое резюме.


«Такие формы взаимодействия способствуют налаживанию контактов между студентами и работодателями, что в конечном итоге позволяет подготовить специалистов, способных полноценно и качественно выполнять трудовые обязанности в условиях постоянно меняющегося рынка», — резюмирует и. о. ректора.


Эффективны ли данные меры? По словам Дмитрия Маевского, многие студенты ОмГТУ начинают работать на производстве даже на этапе обучения. При этом после окончания вуза подходящее место работы находит более 80% выпускников (по данным 2021 года): «Молодые люди, получившие инженерное, техническое, IT-образование, без труда находят высокооплачиваемую работу на промышленных и производственных предприятиях страны». В подтверждение своих слов он приводит результаты исследования, проведенного сервисом по поиску работы и подбору сотрудников Superjob: по уровню зарплат молодых специалистов в IT-сфере ОмГТУ вошел в ТОП-20 вузов страны и расположился на 16 месте списка.

Значительные достижения у вуза и его выпускников есть и в других сферах: сказывается особый тип мышления политехников и серьезная подготовка будущих специалистов на этапе обучения.

И. о. ректора убежден, что талантливый человек, оказавшийся в среде, способствующей развитию, всегда найдет себе применение: «Я с уверенностью могу сказать, что все наши выпускники обладают необходимыми компетенциями для успешной работы в любой отрасли».


01 февраля / 2022
Автор — Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.