«Гуманитарные открытия — это знания, которые нужно внедрять в учебный оборот»

Интервью с ректором Краснодарского государственного института культуры Сергеем Зенгиным.
Как создать востребованный курс ДПО для работников культуры? Почему навыки дизайна пригодятся практически на любом направлении подготовки в творческом вузе? Об этом мы поговорили с ректором КГИК.


— Сергей Семёнович, начнем наш разговор с того, как становятся студентами Краснодарского государственного института культуры. Ваши абитуриенты проходят в том числе творческое испытание при поступлении, а значит, измерить их уровень подготовленности одними лишь баллами ЕГЭ невозможно, ведь талант сложно конвертировать в цифры. Если бы в отчете о самообследовании института была глава: «Насколько мы соответствуем своим студентам?», как бы Вы ответили на этот вопрос?



— Соглашусь, что результаты единого государственного экзамена не отражают всей полноты творческих способностей абитуриента. Творческий вуз тем и отличается, что в нем работают не только педагоги-теоретики, но прежде всего мастера-практики, которые находятся в постоянном творческом поиске и понимают, какие проблемы и вопросы сегодня актуальны в творческих профессиях, какие профессиональные компетенции востребованы в той или иной области культуры. Именно такие педагоги проводят вступительные творческие испытания и могут оценить потенциал абитуриента уже на этапе поступления. Это один из важнейших аспектов, по которому мы как вуз соответствуем запросам абитуриентов.


Другое условие, выполняемое нашим институтом, — следование современным образовательным трендам, в особенности на непрерывное образование. Мы создали многоуровневую систему художественного образования, благодаря которой наши потенциальные абитуриенты знакомятся с вузом, начиная с шести с половиной лет, еще в детской школе искусств. К моменту поступления на программу высшего образования, многие из них занимаются на базе нашего института по 7−9, а кто-то даже 14 лет.


В дальнейшем система непрерывного образования позволяет подключаться к образовательному процессу вне зависимости от возраста и занимаемой должности и выбирать в институте нужные для профессионального развития курсы повышения квалификации.


Привлечь в институт молодежь извне получается благодаря созданному у нас инновационному творческому пространству, через Центр креативных индустрий и Центр прототипирования. Там занимаются ребята, которые еще учатся в школе или занимаются в других высших учебных заведениях, но они включены в наш образовательный процесс, реализуют на базе КГИК собственные творческие проекты, и поэтому многие и них остаются в институте получать высшее образование.

«Где найти молодых преподавателей, которые уже состоялись в профессии и приобрели опыт, которым можно поделиться? Система многоуровневого художественного образования дает такую возможность».
— Вы сказали, что в КГИК выстроена многоуровневая система образования: от детских творческих студий до высшего образования. Какие ключевые изменения на каждом из этих уровней Вы отмечаете за последние 3−4 года?

Первое — это взаимная интеграция разных уровней образования. Многоуровневая система художественного образования — это не ноу-хау, в разных формах и проявлениях она существовала и раньше. Но теперь очень важно, чтобы все ее уровни взаимодействовали друг с другом, чтобы были созданы сопряженные учебные программы, единые учебные планы, внутри которых педагоги активно бы сотрудничали и на программах высшего образования, и среднего, и предпрофессионального. Это непростая задача, потому что преподаватели вузов не всегда могут работать с детьми, и наоборот, поэтому важно обучать педагогов работе с разными аудиториями учащихся, разрабатывать соответствующие технологии обучения.

С этим связан еще один тонкий вопрос, актуальный для многих вузов, — омоложение профессорско-преподавательского состава. Где найти молодых преподавателей, которые уже состоялись в профессии и приобрели опыт, которым можно поделиться? Система многоуровневого художественного образования дает такую возможность. Выпускники нашей магистратуры начинают свой процесс профессионального взросления в детской школе искусств под наставничеством наших же преподавателей. В дальнейшем они могут перейти на работу в институт, получить звание доцента и так далее. Всё это возможно благодаря системе тесного взаимодействия между преподавателями разных уровней.

Второе важное изменение последних лет — это качество обучения, которое заметно улучшилось благодаря тому, что ребята, которые обучаются в детской школе искусств, совместно со старшими товарищами участвуют в конкурсах, фестивалях и вместе с ними включаются в творческий поиск. Тесное взаимодействие между разновозрастными детьми — это такой очень важный процесс, который позволяет оценивать не только результаты учащихся по тому или иному предмету, но и их достижения в рамках фестивалей, конкурсов, олимпиад под эгидой федеральных министерств.
Иллюстрации: пресс-служба КГИК
«...традиционность гуманитарных наук, связанная прежде всего с формами, методами и технологией подачи материалов, компенсируется их новым содержанием, которое вводится в учебный оборот».
— В институтах культуры развиты прежде всего гуманитарные науки, в целом не склонные к революционным изменениям и новациям. Но сейчас у сферы образования новые задачи, новые вызовы, и многое, в том числе в области гуманитарных наук, переосмысливается. Как найти баланс между традиционностью, консервативностью творческого образования и актуальными тенденциями?

— Справедливости ради отметим, что традиционность и здоровый консерватизм — обязательные условия для нормального развития системы профессионального образования. А с другой стороны, сейчас то самое время, когда гуманитарные науки развиваются очень активно. В огромных количествах стали доступны архивные материалы, музейные документы, сведения из этнографических экспедиций и многое другое. Этому способствуют геополитические процессы, а также трансформация в культурной сфере. Поэтому для эффективного развития российского общества важно сохранить свое культурное наследие. Новые документы и исследования активно применяются в содержании учебных дисциплин.

Так что традиционность гуманитарных наук, связанная прежде всего с формами, методами и технологией подачи материалов, компенсируется их новым содержанием, которое вводится в учебный оборот. Гуманитарные научные открытия, исследования — это не наука ради науки, это знания, которые нужно передавать следующим поколениям, в том числе через образовательный процесс.

Приведу пример из практики нашего института. Мы уже несколько лет реализуем большой научный проект «Без срока давности», цель которого — восстановить сведения об итогах оккупации немецко-фашистскими войсками территории Краснодарского края в годы Великой Отечественной войны, о геноциде местного мирного населения. Долгое время об этих исторических фактах было известно мало. Мы взяли на себя задачу найти документы, которые связаны с этим трагическим периодом в истории края.

Началась работа в архивах, музеях, библиотеках, были предоставлены рассекреченные материалы архива Федеральной службы безопасности, центральных архивов. Теперь они оформляются в научное издание, но с учетом содержания учебных дисциплин. Это позволяет активно использовать их в образовательном процессе в нашем институте и в школах с учетом соответствующего возраста обучающихся. По найденным материалам ставят спектакли, сочиняют музыкально-литературные композиции. Это помогает эмоционально воспринимать научный материал, ведь происходит погружение в эпоху, которое заставляет людей иначе воспринимать события, у которых действительно нет срока давности.
Фото пресс-службы КГИК
— Планируете ли Вы внедрять в образовательный процесс инструменты онлайн-обучения? В чем здесь сложность для творческого вуза?

— Мы начали использовать онлайн-обучение на программах непрерывного образования еще в 2019 году в рамках федерального проекта «Творческие люди». Тогда это было, скорее, мотивационное условие для развития института, благодаря которому мы подготовили техническую базу, закупили стриминговое оборудование, оснастили им аудитории, обучили практически всех преподавателей независимо от того, на каких уровнях образования они работают и какие дисциплины ведут.

Сейчас мы полагаем, что такой формат более подходит для заочного обучения по гуманитарным предметам, потому как дает возможность студентам получать образование в удобное для них время. А вот на творческих направлениях: хореографии, актерском мастерстве, дизайне, это не представляется возможным — там важен непосредственный контакт мастера, преподавателя и студентов.

— Поговорим о наиболее востребованных направлениях подготовки в КГИК. С 2022 года самый большой конкурс у вас на «Дизайне»: 15 человек на место на программу СПО и 9 человек на место на программу высшего образования. С чем Вы связываете этот интерес?

—  Сегодняшний абитуриент смотрит прежде всего на то, будет ли он благодаря выбранной профессии обеспечен работой в будущем. Еще желательно, чтобы была возможность гибкого рабочего графика, в творческих профессиях это особенно важно. Дизайн, на мой взгляд, соответствует этим требованиям.

Это направление применяется в самых разных сферах: от городского благоустройства до проектирования модельных библиотек и мультимедийных музеев. Наши студенты-дизайнеры занимаются анимацией, созданием логотипов, оформлением сайтов, а такие навыки очень востребованы у работодателей.

— Вообще компетенции, связанные с дизайном, универсальны. Такие умения, как насмотренность, чувство пропорций, развитый вкус, пригодятся не только в работе, но и в других сферах жизни. Вы не планируете добавлять «дизайнерский» модуль в программы на других направлениях подготовки?

Мы уже это делаем — на программах подготовки специалистов музейного и библиотечного дела. В этих сферах сейчас востребованы умения по оформлению помещений и созданию комфортной развивающей среды для посетителей.

— Интересно, что среди программ дополнительного профессионального образования больше всего слушателей у вас обучено по курсам «Технология создания массовых праздников и шоу-программ», «Традиционные и современные технологии в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства» и «Организация библиотечного пространства и комфортной среды с учетом потребностей пользователей». Почему именно эти программы пользуются популярностью?

— Ежегодно мы разрабатываем порядка 20−24 программ дополнительного образования, но прежде чем браться за создание любого курса, всегда анализируем, насколько он будет актуален и полезен для слушателей. В основном это краткосрочные курсы на 36 часов для опытных работников учреждений культур: музеев, детских школ искусств, библиотек, домов культуры. В этих программах нет «воды» и лишней теории, только то, что нужно специалистам в их профессиональной деятельности прямо сейчас.

Наши преподаватели, разработчики курсов, активно взаимодействуют с профессиональным сообществом, выясняют, какие новые компетенции сейчас требуются от специалистов, и на основании этих данных составляют программы обучения.

После запуска серии курсов слушатели, работники учреждений культуры, сами выстроили своего рода рейтинг программ, которые оказались для них наиболее полезными. Действительно, самыми популярными оказались курсы, связанные с декоративно-прикладным творчеством, технологиями организации массовых мероприятий, созданием комфортной среды в библиотеках. Думаю, причина в том, что сохранение традиционных народных ценностей, нашего культурного наследия стало важной задачей. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сегодня привлечь в Дома культуры или Центры творчества людей разных возрастов, как организовать театрализованное действие или любое другое массовое мероприятие в городе, как создать в библиотеке центр знаний. Не везде есть специалисты, которые могут решить эти задачи без соответствующей подготовки.

Кроме того, многие сотрудники учреждений культуры работают там десятки лет, они хорошо знают традиционные виды деятельности музея или библиотеки, но есть и новшества в их профессиях, на которые важно обратить внимание, подсказать, где можно им обучиться.

— Рассматриваете ли Вы ДПО с точки зрения бизнес-логики: формируете ли продуктовый портфель программ, выстраиваете ли каким-то образом маркетинг и систему продаж курсов? Возможно, Вы не используете сами термины, но инструменты? Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.

— Мы не используем понятие «маркетинг» и другие экономические термины, но на деле применяем именно их инструменты. Формируем пакет образовательных программ, исходя из интересов слушателей, изучаем спрос и потребности своей целевой аудитории. Информацию о курсах мы распространяем через культурные центры, на базе которых работаем, через социальные сети, а также через наших же выпускников. Как известно, лучшая реклама та, что передается из уст в уста, от тех, кто уже прошел обучение и может подтвердить, что программа полезная и актуальная.
— В Вашем институте на базе Moodle внедрена система электронного тестирования студентов после завершения отдельных дисциплин или модулей. Расскажите, пожалуйста, какие проблемные зоны выявило тестирование? Как потом эти данные анализировались, и влияют ли они на корректировку образовательных программ?

— Мы внедрили систему Moodle в 1С, чтобы получить внешний (то есть с позиции ректората) контроль знаний и уровня преподавания тех или иных предметов. Главным образом — гуманитарных дисциплин.

Не секрет, что в творческом вузе иногда возникают вопросы: а зачем хореографам хорошо знать историю, или для чего актерам нужна философия? Тем не менее, эти предметы тоже важны для изучения на творческих направлениях подготовки. Система электронного тестирования позволила выявить, что некоторые темы в процессе обучения оставались на самостоятельное изучение, что, на наш взгляд, неправильно. Это помогло нам скорректировать содержание некоторых занятий.

Система тестирования ни в коем случае не дает оценку деятельности преподавателя или студента. Для нас это инструмент совершенствования образовательного процесса.
«Ты можешь быть лидером, но реализовать что-то в одиночку в вузе не представляется возможным».
— Сергей Семёнович, работа любого руководителя требует четкого тайм-менеджмента. Поделитесь, пожалуйста, инструментами, которые помогают Вам систематизировать свои рабочие задачи, распределять приоритетность их выполнения. Вы вот как планируете свой график: от руки в бумажном ежедневнике или в приложении на смартфоне?

— Вы попали в точку — я и правда пользуюсь только бумажным блокнотом и ручкой, потому что когда пишу от руки, лучше анализирую написанное. Ректор ведь строит работу не только для себя, но и для всего коллектива — в сфере образования один в поле не воин. Ты можешь быть лидером, но реализовать что-то в одиночку в вузе не представляется возможным. Должен быть коллектив единомышленников. А для этого нужно уметь убеждать сотрудников в важности тех задач, которые ты для себя определяешь как руководитель. Для этого важна коммуникация с преподавателями и студентами, которая позволяет определить приоритеты и задачи.

Коллектив института выбрал меня на должность ректора уже в третий раз, и могу сказать, что каждые предыдущие пять лет передо мной стояли разные задачи. Сначала важно было создать материальную базу, найти средства и возможности на развитие института, и когда получалось — это было всем видно. А сегодня мы уделяем основное внимание содержанию учебного, научного, творческого процессов. Эти изменения уже не так заметны, но тоже чрезвычайно важны.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.