— Планируете ли Вы внедрять в образовательный процесс инструменты онлайн-обучения? В чем здесь сложность для творческого вуза?
— Мы начали использовать онлайн-обучение на программах непрерывного образования еще в 2019 году в рамках федерального проекта «Творческие люди». Тогда это было, скорее, мотивационное условие для развития института, благодаря которому мы подготовили техническую базу, закупили стриминговое оборудование, оснастили им аудитории, обучили практически всех преподавателей независимо от того, на каких уровнях образования они работают и какие дисциплины ведут.
Сейчас мы полагаем, что такой формат более подходит для заочного обучения по гуманитарным предметам, потому как дает возможность студентам получать образование в удобное для них время. А вот на творческих направлениях: хореографии, актерском мастерстве, дизайне, это не представляется возможным — там важен непосредственный контакт мастера, преподавателя и студентов.
— Поговорим о наиболее востребованных направлениях подготовки в КГИК. С 2022 года самый большой конкурс у вас на «Дизайне»: 15 человек на место на программу СПО и 9 человек на место на программу высшего образования. С чем Вы связываете этот интерес?
— Сегодняшний абитуриент смотрит прежде всего на то, будет ли он благодаря выбранной профессии обеспечен работой в будущем. Еще желательно, чтобы была возможность гибкого рабочего графика, в творческих профессиях это особенно важно. Дизайн, на мой взгляд, соответствует этим требованиям.
Это направление применяется в самых разных сферах: от городского благоустройства до проектирования модельных библиотек и мультимедийных музеев. Наши студенты-дизайнеры занимаются анимацией, созданием логотипов, оформлением сайтов, а такие навыки очень востребованы у работодателей.
— Вообще компетенции, связанные с дизайном, универсальны. Такие умения, как насмотренность, чувство пропорций, развитый вкус, пригодятся не только в работе, но и в других сферах жизни. Вы не планируете добавлять «дизайнерский» модуль в программы на других направлениях подготовки?
Мы уже это делаем — на программах подготовки специалистов музейного и библиотечного дела. В этих сферах сейчас востребованы умения по оформлению помещений и созданию комфортной развивающей среды для посетителей.
— Интересно, что среди программ дополнительного профессионального образования больше всего слушателей у вас обучено по курсам «Технология создания массовых праздников и шоу-программ», «Традиционные и современные технологии в изготовлении изделий народного декоративно-прикладного искусства» и «Организация библиотечного пространства и комфортной среды с учетом потребностей пользователей». Почему именно эти программы пользуются популярностью?
— Ежегодно мы разрабатываем порядка 20−24 программ дополнительного образования, но прежде чем браться за создание любого курса, всегда анализируем, насколько он будет актуален и полезен для слушателей. В основном это краткосрочные курсы на 36 часов для опытных работников учреждений культур: музеев, детских школ искусств, библиотек, домов культуры. В этих программах нет «воды» и лишней теории, только то, что нужно специалистам в их профессиональной деятельности прямо сейчас.
Наши преподаватели, разработчики курсов, активно взаимодействуют с профессиональным сообществом, выясняют, какие новые компетенции сейчас требуются от специалистов, и на основании этих данных составляют программы обучения.
После запуска серии курсов слушатели, работники учреждений культуры, сами выстроили своего рода рейтинг программ, которые оказались для них наиболее полезными. Действительно, самыми популярными оказались курсы, связанные с декоративно-прикладным творчеством, технологиями организации массовых мероприятий, созданием комфортной среды в библиотеках. Думаю, причина в том, что сохранение традиционных народных ценностей, нашего культурного наследия стало важной задачей. По-прежнему актуальными остаются вопросы: как сегодня привлечь в Дома культуры или Центры творчества людей разных возрастов, как организовать театрализованное действие или любое другое массовое мероприятие в городе, как создать в библиотеке центр знаний. Не везде есть специалисты, которые могут решить эти задачи без соответствующей подготовки.
Кроме того, многие сотрудники учреждений культуры работают там десятки лет, они хорошо знают традиционные виды деятельности музея или библиотеки, но есть и новшества в их профессиях, на которые важно обратить внимание, подсказать, где можно им обучиться.
— Рассматриваете ли Вы ДПО с точки зрения бизнес-логики: формируете ли продуктовый портфель программ, выстраиваете ли каким-то образом маркетинг и систему продаж курсов? Возможно, Вы не используете сами термины, но инструменты? Расскажите, пожалуйста, об этом опыте.
— Мы не используем понятие «маркетинг» и другие экономические термины, но на деле применяем именно их инструменты. Формируем пакет образовательных программ, исходя из интересов слушателей, изучаем спрос и потребности своей целевой аудитории. Информацию о курсах мы распространяем через культурные центры, на базе которых работаем, через социальные сети, а также через наших же выпускников. Как известно, лучшая реклама та, что передается из уст в уста, от тех, кто уже прошел обучение и может подтвердить, что программа полезная и актуальная.