Мы собираем cookies

«Хорошо работать — мало. Нужно уметь о себе рассказывать»

Интервью с ректором Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета Александром Кузнецовым.

Как готовить педагогов, которые действительно нужны школе? Почему вузу важно работать не только с абитуриентами, но и со школьниками? И что помогает ректору видеть потенциал сотрудников и двигаться к достижению целей университета? Об этом — интервью с Александром Кузнецовым, ректором Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (ЮУрГГПУ), руководителем с богатейшим управленческим опытом в образовании, который уверен: качественная подготовка педагогов — это задача не только для вузов, но и для всей экономики.


Александр Игоревич, какие ключевые приоритеты выстроил для себя ЮУрГГПУ на ближайшее будущее — к чему вы идете как университет?

— Челябинский педагогический — один из крупнейших педагогических университетов в России по количеству студентов. У нас обучается около 4 тысяч человек на очном отделении и более 9 тысяч — на заочном. И наша главная задача — еще больше увеличить численность студенческого, в первую очередь, очного контингента и качество его подготовки.
Что помогает Вам как ректору синхронизировать коллектив при движении к этой цели?

— На мой взгляд, консолидация усилий сотрудников внутри университета — важное условие в достижении той цели, о которой я сказал. Еще важнее усиливать взаимодействие с внешними партнерами, теми, с кем мы занимаемся подготовкой педагогических кадров для Челябинской области: органами исполнительной власти регионального и муниципального уровня, руководителями образовательных организаций. Если эта задача решается некачественно, то рассчитывать на какие-то перспективы в достижении поставленной цели будет проблематично.

Я много лет работал руководителем на самых разных должностях: 13 лет был директором школы, 5 лет возглавлял городскую систему образования в Челябинске, еще 13 лет — региональное министерство образования. Как выстроить работу внутри организации, мне понятно, а вот консолидировать усилия с внешними партнерами, особенно если они не из сферы образования и напрямую не имеют отношения к образовательным процессам, но при этом обеспечивают функционирование вуза, — это то, чем я сейчас занимаюсь в большей степени.
Какого рода сотрудничества вам как профильному вузу не хватает?

— В основном всего, что связано с информационной повесткой деятельности университета, потому что без грамотного выстраивания информационных потоков, без правильного позиционирования бренда вузу сегодня сложно решать свои задачи на фоне той конкуренции за абитуриентов, что существует между учебными учреждениями. Причем за этим брендом должна стоять содержательная качественная работа всего университета.

Мы находимся в проблематичной демографической ситуации, а потому привлечение молодежи к выбору педагогической профессии — одна из важнейших задач, которую мы перед собой ставим. Поэтому мало хорошо работать, нужно еще уметь хорошо о себе рассказывать.
«Думаю, что вся старшая школа в ближайшем будущем станет полностью профильной. Так называемые классы с универсальным профилем, скорее всего, через год-два исчезнут...»
Еще один ваш формат сотрудничества — это профильные психолого-педагогические классы в 150 школах Челябинской области. Какую роль университет играет в их работе?

— Классами среднего звена, а их порядка 20, в основном занимается региональный Минобр. Остальные психолого-педагогические классы — это 10–11 классы, они находятся в нашем совместном ведении, и мы как вуз координируем их деятельность и содержание образования. Наши преподаватели ведут в этих классах профориентационную работу и специальные программы для старшеклассников для погружения их в специфику педагогической профессии.

Кроме того, ЮУрГГПУ выступает координатором южноуральского учебно-педагогического округа, довольно специфического. Если в большинстве других регионов педагогический вуз, как правило, один и его учредителем является Министерство просвещения, то в Челябинской области подготовкой педагогических кадров, кроме нашего университета, занимаются еще два вуза, которые подведомственны Минобрнауке, — это Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова, в структуре которого есть УГСН по педагогическим наукам, и Челябинский госуниверситет. Мы готовим примерно 2/3 педагогов с высшим образованием для региона, два других вуза — оставшуюся треть.

В области есть педагогические колледжи, где готовят учителей начальных классов и воспитателей дошкольных учреждений. Все они также находятся в сфере наших интересов, что дает нам полное представление о том, сколько специалистов готовится в настоящее время к выпуску, какого качества образование они получают, по каким дисциплинам.
«Если мы не начнем как можно раньше выводить молодежь на производство, у нас будут очень большие сложности с кадровым потенциалом по всей стране, во всех сферах народного хозяйства».

Задача качественной подготовки педагогов в настоящий момент — одна из самых актуальных. Об этом нам говорят даже промышленники и представители реального сектора экономики, хотя, казалось бы, завод или сельхозпредприятие и педагогика — это очень разные сферы. Но все они четко понимают, что подготовить кадры для любого сегмента экономики и народного хозяйства невозможно без необходимого количества качественно обученных педагогов: воспитателей, учителей, мастеров производственного обучения, преподавателей специальных дисциплин, преподавателей высшей школы.

Для меня это не громкие слова, а просто данность: педагоги и в целом учительское сообщество — это люди, которые профессионально передают человеческий опыт из поколения в поколение и формируют узкоспециальные компетенции, которые их ученики потом будут воплощать на практике.

Думаю, что вся старшая школа в ближайшем будущем станет полностью профильной. Так называемые классы с универсальным профилем, скорее всего, через год-два исчезнут, и таким образом количество психолого-педагогических, инженерных, медицинских, аграрных и других профильных классов увеличится. Это нужно для того, чтобы как можно раньше погрузить школьников в специфику той или иной профессиональной деятельности.

Если мы не начнем как можно раньше выводить молодежь на производство, у нас будут очень большие сложности с кадровым потенциалом по всей стране, во всех сферах народного хозяйства. Мы это уже ощущаем: специалистов не хватает практически везде, будь то транспорт, здравоохранение, образование, машиностроение, металлургия. Здесь возможны два пути решения: повышать эффективность деятельности каждого сотрудника, его производительность труда, и еще на стадии обучения направлять студентов на работу по специальности. У нас, например, не так много старшекурсников, кто еще не занимается профессиональной деятельностью в образовательных учреждениях, обучаясь на 4–5 курсе университета.
«...принятие закона, который разрешает проводить переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях — это правильная история».
А что насчет обучения опытных учителей? В апреле был одобрен закон, который разрешает осуществлять переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях. При этом ранее на заседании Госдумы было озвучено, что в российских селах не хватает почти 30% учителей и школы решают эту задачу через совместительство. Во-первых, видите ли Вы плюсы от принятия этого закона, а во-вторых, не усугубит ли он озвученную проблему в сельских школах?

— На мой взгляд, это не взаимосвязанные проблемы. На селе другая проблема — не хватает детей. 20–25 лет назад в сельских школах училось по несколько сот человек, сейчас — по 40–50. Если с таким количеством учеников педагог может справиться, повысив свою квалификацию или пройдя переподготовку на учителя-предметника по другому направлению, — в этом нет ничего страшного.

А принятие закона, который разрешает проводить переподготовку педагогов и повышение их квалификации только в государственных организациях — это правильная история. В федеральном законе «Об образовании» в редакции до 2019 года было прописано, что учитель должен был подтверждать свою квалификацию один раз в пять лет. Потом норма изменилась до одного раза в три года. Сейчас речь идет о постоянном непрерывном повышении квалификации педагогического работника.

Вместе с тем рынок негосударственного образования в части повышения квалификации и переподготовки у нас слабо урегулирован. Причем не только для педагогических кадров. На этом рынке появилось много юридических лиц, которые в свое время получили лицензии на повышение квалификации и переподготовку в секторе дополнительного профессионального образования и в некотором смысле стали на этом спекулировать. Я бы даже сказал, продавать документы об образовании, за которым нет ничего содержательного. Это те самые фирмы, у которых за душой имеется стол, юридический адрес, и все. Зачастую они просто принимают на обучение действующих педагогов из государственного сектора по договорам гражданско-правового характера и зарабатывают на этом деньги. Может быть, даже не проводят занятия, а просто дают устаревшие, давно не актуальные видеокурсы.

Считаю важным, чтобы повышением квалификации и переподготовкой занимались не только учреждения, которые имеют лишь лицензию на ДПО, но и организации общего и среднего профессионального образования, у которых тоже есть лицензии. Взаимообмен опытом с организациями и педагогами своего же уровня порой бывает полезнее, чем прослушивание курсов от какого-то неизвестного преподавателя. Педагоги тоже смотрят, какие школы работают лучше, где какие учреждения добились высоких результатов, созваниваются с ними, приезжают, смотрят, как они работают, обмениваются опытом. Это неформальное повышение квалификации, часто даже более эффективное, чем другие формы.

Еще один важный момент, на котором я хотел бы заострить внимание, — программы повышения квалификации педагоги все чаще проходят не поодиночке, а в составе команды вместе со своими коллегами, руководителями, администраторами. Это правильно, потому что я помню, как сам работал в 80–90-е годы учителем, был молодым специалистом и после обучения на курсах приходил в школу — воодушевленный, замотивированный, — и предлагал коллегам или завучу: «А давайте мы это внедрим, давайте это сделаем». В школе же все были в рабочей рутине, всем было не до нововведений. А вот когда на повышение квалификации выходит хотя бы небольшая команда, включая директора школы, его заместителя, двух-трех педагогов-предметников, это дает гораздо больший эффект. Тогда в школе формируется группа единомышленников, которая способна качественно изменить характер образовательного процесса.
— Наверное, то же самое можно сказать о таком формате, как наставничество для молодых учителей. Чему, как Вы считаете, важно учить новое поколение педагогов, которые только начинают свой путь в профессии? Что наставникам важно доносить своим младшим коллегам?

— С прошлого года в нашем регионе реализуется проект, который мы условно назвали «Педагогический профессионалитет». Это не тот профессионалитет, что сейчас развивается в системе среднего профессионального образования. Одна из основных задач нашего проекта — способствовать более раннему выводу студента-старшекурсника на работу в образовательную организацию, в том числе его полноценное трудоустройство.

Мы существенным образом повысили практикоориентированность нашей образовательной деятельности, чтобы после выпуска из университета молодой педагог приходил в школу с четким пониманием, что там будет происходить. К сожалению, пока такого реалистичного понимания у многих выпускников, не только педагогических вузов, нет. И конечно, помощь опытного учителя, методиста, наставника или, как это было в советской школе, — старшего учителя, очень важна для молодого начинающего педагога.

Кроме того, сегодня важно взаимодействие между университетом и образовательной организацией, между нашими преподавателями и учителями школ, потому что это позволяет повысить качество подготовки студентов. Мы направляем обучающихся в первую очередь в те детские сады, школы, колледжи и техникумы, где, мы знаем, есть грамотные педагоги, методисты, которые могут быть хорошими наставниками и дать выпускнику Челябинского педагогического необходимые навыки решения в том числе специфических вопросов. Не секрет, например, что городская школа и сельская школа заметно отличаются. То же касается детских садов или организаций дополнительного образования, где вообще нет стандартов, по которым работают общеобразовательные организации.

Наставник может помочь адаптироваться к атмосфере, которая сформировалась в конкретной школе. Не будем идеализировать учительский корпус: современный учитель — это не та профессия, о которой снимались фильмы «Доживем до понедельника» и «Сельская учительница». Сейчас это массовая профессия, в которой работают самые разные люди, в том числе психологически и профессионально выгоревшие. Роль наставника в понимании этих вопросов — колоссальна.

В любой профессии личностный и профессиональный потенциал, заложенный в каждом человеке, значит очень много. Если раньше можно было не обращать внимания, что там у работника за душой, какие у него личностные характеристики, какой уровень квалификации, — от него требовалось просто выполнять свои задачи, то сейчас возникло четкое понимание, что от внутреннего мира профессионала, от его личностного потенциала, от его профессиональной компетенции зависит очень много в этой жизни. Сегодня каждый высококвалифицированный специалист, в том числе в педагогике, — это ценность для любой организации, а потому ему нужно уделять больше внимания, способствовать его дальнейшему профессиональному и личностному росту.
— А что помогает Вам как руководителю видеть, куда растет тот или иной человек в Вашей команде, какой у кого потенциал и возможные направления роста в университете?

— Приходя на новую руководящую работу, я никогда не брался за быстрые радикальные преобразования. Когда меня назначили директором школы, на первом же педсовете один из педагогов спросил меня: что вы собираетесь сделать как руководитель учреждения? Я ответил, что прежде всего намерен познакомиться с коллективом, с состоянием дел, проанализировать ситуацию и только потом уже делать какие-то предложения. У меня нет готовой программы, как мы будем жить дальше. Начинать надо с того, чтобы узнать — что вообще происходит в коллективе.

В педагогике есть такое понятие — зона ближайшего развития. Если я вижу, что человек качественно выполняет профессиональные функции, берет на себя дополнительные обязательства, пытается сделать что-то сверх того, что выходит за его традиционный обыденный функционал, и справляется с этим, — значит, в этом человеке есть потенциал.
— А когда Вас впервые представили в качестве ректора университета, коллектив Вам задавал вопрос о ближайших планах?

— Я был готов к ответу на вопрос. Коллектив и объем задач в университете настолько велики, что с ними за один день не познакомишься, для этого требуется пообщаться с людьми, изучить документацию, в том числе из архивов, статистическую информацию, так как она многое дает для понимания функционирования тех или иных структур. Практически сразу после назначения я поднял статистику за последние 10–15 лет по некоторым вопросам — все это смотрел лично, выписывал данные, сопоставлял с другими материалами, после чего выходил к коллективу и говорил: коллеги, у нас есть вот такие достижения и есть такие проблемы. Давайте будем работать над проблемами вместе.
1 июля / 2025
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.