С. Т. — Какой должна быть целевая модель университета, в котором внедряются и качественно реализуются ИОТ?
— В первую очередь я бы говорил про исследовательские университеты, где акцент сделан на науку, где есть собственные научные школы и сильные научные направления. В этом случае практика индивидуализации и создания гибкой образовательной среды позволяют привести в вуз замотивированных абитуриентов, которым интересны именно эти темы для исследований. На младших курсах они смогут попробовать 3−4 научных направления и к старшему курсу определятся, чем бы они хотели дальше заниматься. Не их принудительно распределили по направлениям, а они сами бы попробовали и выбрали.
Чем эта концепция хороша для преподавателей? Они могут проводить авторские курсы, общие для студентов разных направлений, и выявлять темы собственных исследований, которые вызывают наибольший интерес у обучающихся. Такие точки концентрации по научным темам и интересам позволят впоследствии собирать из слушателей курса исследовательские команды.
Вторая целевая модель — это классические университеты с широким спектром направлений подготовки, куда абитуриенты поступают зачастую даже не до конца определившись с выбором специальности. Вуз может помочь им самим принять решение — какую первую профессию они хотят получить. Для этого важно научиться работать с образовательными и карьерными целями студентов.
Третью когорту составляют наиболее востребованные сейчас университеты — технические. С одной стороны, противники индивидуализации приводят аргумент, что инженерия настолько сложна, что даже в существующий учебный план всего не вместить. С другой — подготовка современного инженера требует освоения не только хард скиллов, но и навыков командной работы, решения конфликтов и проектного обучения. Всё это тесно связано с индивидуализацией, потому что включает возможность самому студенту выбирать проект, команду и руководителя. Важно, чтобы эти проекты стали точкой встречи студентов с потенциальными работодателями, и у них была бы возможность поработать в проектах от нескольких компаний, чтобы понять, культура какой организации им ближе, где лучше наставники.
С. Т. — У меня была гипотеза, что первой моделью Вы назовете университеты предпринимательского типа, которые пытаются заходить в инноватику, а Вы, неожиданно для меня, начали с исследовательских вузов.
— Предпринимательских университетов у нас немного, хотя многие собираются стать таковыми.
Еще важно определить, что мы понимаем под инновациями. В системе российского высшего образования зачастую используется искаженное понимание инноваций как коммерциализации разработок и создание вокруг них бизнеса. Более корректное определение инноваций — это создание полезных разработок в тех областях знаний, в которых специализируется университет. Эти разработки должны приносить пользу обществу. Университет, который продуцирует знания ради знаний, — это уже прошлый век.
С. Т. — Есть ли, на Ваш взгляд, модель или тип университета, для которых концепция ИОТ не подходит? Возможно ли внедрение ИОТ, например, в медицинских или творческих вузах?
— Мы работаем с университетами разных профилей и часто сталкиваемся с парадоксальной ситуацией. От технических вузов слышим: «Для инженеров индивидуализация не подходит. Это только для гуманитариев». Приходим к гуманитариям, а те говорят: «Нет, это не для нас. Индивидуализация — это же разные технологии, фреймворки, инструменты. Это только для технических вузов».
Вернемся к тому, о чем мы говорили в начале: если рассматривать ИОТ не только как выбор спецкурсов, а как комплекс практик, которые применяются в зависимости от того, какую задачу мы хотим решить в университете, то можно сказать, что эта концепция подходит любому вузу, независимо от его профиля.
Надо или не надо применять индивидуализацию в конкретном вузе — это уже другой вопрос. Концепция ИОТ — это не серебряная пуля, не то, что должно быть у всех. Это лишь инструмент для достижения тех или иных целей университета, и если этот инструмент не подходит к целям, не нужно его использовать. Допустим, если университет занимается профессиональной подготовкой кадров для конкретных работодателей, на конкретные рабочие места, где требования к выпускникам строго понятны, то там практики индивидуализации не особо нужны.
Даже среди топовых мировых университетов есть те, в которых возможностей индивидуализации реально немного. К примеру, в Швейцарскую высшую техническую школу Цюриха, которая входит в десятку мирового рейтинга университетов QS по инженерии и выпустила 20 нобелевских лауреатов, студент поступает сразу же на конкретную программу и ее же заканчивает. Индивидуализация там реализуется за счет включения студентов в исследовательские работы и взаимодействие с наставниками.
В медицинских университетах индивидуализация реализуется в другом разрезе. Первые курсы там все учатся на лечебном деле, а специализацию выбирают в ординатуре. Более того, одними из первых проектное обучение в высшем образовании внедрили как раз медицинские школы — в Великобритании. Потом, правда, про это забыли и теперь приписывают это нововведение инженерным школам. Тем не менее, британские медицинские школы в этом смысле весьма продвинуты. В 1990-е годы они добавили в программы колледжей так называемые student selected components, элементы по выбору студента, включающие различные междисциплинарные области, чтобы будущий врач мог работать на стыке нескольких специализаций.