— В Вашем вузе один проректор курирует не только научную, но и инновационную деятельность. Что есть инновация в университете — как Вы считаете?— Это генерирование идей, которые могут привести к соответствующим инновациям в производстве, бизнесе или общественной жизни. В СГУ разработана целая система инновационной деятельности, которая реализуется через бизнес-инкубатор. Такой проект есть во многих вузах, но наше отличие в том, что у нас бизнес-инкубатор студенческий. Обучающиеся разрабатывают там идеи, которые соответствуют их будущей профессиональной деятельности и которые могут быть описаны в выпускной квалификационной работе. Это сообщество, где студенты разных направлений подготовки совместно обсуждают и генерируют нестандартные подходы к решению определенной задачи, создают новый продукт в своей предметной области или на стыке наук. Айтишники с экономистами прорабатывают вопросы IT-сопровождения экономических процессов, с биологами — новый подход к освещению растений в гидропонике. И пусть пока эти идеи не доходят до стадии внедрения в производство, в будущем выпускники придут с этими прототипами на предприятия и там продолжат над ними работать. Это инновации с отложенным эффектом, но ими нужно заниматься в вузе и приобщать к этой работе студентов.
— Paraweb провел исследование о том, как абитуриенты выбирают вуз для поступления и где чаще ищут информацию об университетах. По результатам опроса, главный источник, к которому обращаются поступающие на этапе выбора вуза, — это его сайт. Так ответили 75,6% респондентов. Ваш университет — пример вуза, который уделяет этому вопросу внимание. Для приемной кампании 2023 года вы создали отдельный лендинг с подробным описанием направлений подготовки, презентацией вуза, формой подачи документов. Вы как-то продумываете стратегию развития своего бренда?— Мы действительно последнее время серьезно занимались вопросами брендирования университета. Правда, основная цель заключалась не в привлечении абитуриентов, а в консолидации коллектива вуза. В 2013 году к СГУ присоединился Коми государственный педагогический институт. Важно было создать условия, в которых бы объединенный коллектив чувствовал себя одним целым. В частности, нужно было новое лицо, новый бренд, и мы были приятно удивлены, когда узнали, что он сработал еще и в рамках агитации к поступлению в СГУ, потому как многим наш новый знак и оформление очень понравились, зацепили внимание. Некоторые абитуриенты говорили, что приняли решение подавать к нам документы на поступление, когда листали наш буклет — им понравился визуальный стиль университета. При этом мы осознаем, что бренд университета, его понимание своей миссии должны быть донесены до людей, а потому представление вуза в информационном пространстве, в интернете в наше время недооценивать нельзя. Сыктывкарский университет обладает достаточными кадровыми и техническими ресурсами, чтобы организовать максимально комфортную электронную информационно-образовательную среду как для абитуриентов, так и для студентов, что определено и в нашей программе развития университета.
— Среди частых вопросов от Ваших абитуриентов, которые были заданы на прямой линии с руководством вуза накануне старта прошлогодней приемной кампании, звучал вопрос: «Есть ли в университете психолог? Что делается для того, чтобы первокурсники лучше адаптировались?». Повышение качества жизни студентов в вузе, их психологический комфорт — насколько это вообще актуально для системы высшего образования?— Студентам действительно нужна психологическая поддержка. Не каждый родитель может ее предоставить, и не каждый ребенок без нее сможет выдержать в новых для себя условиях, в которых он оказывается, поступив в университет.
В СГУ работают два профессиональных психолога, кроме того, к организации психологической поддержки в вузе подключены студенты-тьюторы. Каждого нашего первокурсника сопровождают несколько старшекурсников, которые помогают влиться в студенческую жизнь, изучают его интересы, рассказывают о внеучебной деятельности.
Я всегда говорю студентам, что мои двери открыты для них. Первое время после моего назначения на пост ректора секретари меня спрашивали: «К Вам на прием просится студент. Будете встречаться?» Теперь не спрашивают — знают, что, конечно же, буду, и сразу записывают на прием. У меня есть свой чат-бот, где студенты могут задавать мне любые вопросы, и я лично на них отвечаю. Каждый раз я напоминаю студентам, что всякая их проблема — это проблема университета, и транслирую эту мысль через кураторов-тьюторов. Надеюсь, студенты это чувствуют.
— Интересно, что большинство ректоров в истории СГУ им. Питирима Сорокина — женщины.— Так складывались обстоятельства. Но я должна сказать, что женщине добиться высоких результатов в карьере в вузе гораздо сложнее, чем мужчине. Тем не менее, женщин-ректоров в России становится все больше. Наверное, женщины изменились, да и вообще никто уже не делит руководителей по гендерному признаку.
— Время Вашего руководства — как бы Вы хотели, чтобы его запомнили?— Меня, скорее, запомнят как строителя, потому что с моим приходом у нас проведено много ремонтных работ. Сейчас идет масштабная реконструкция учебного корпуса, по сути строится новое современное здание.
Еще хотелось бы, чтобы меня запомнили как проводника и ревнителя тех принципов, благодаря которым каждый работник и студент СГУ не просто чувствовал бы свою принадлежность к альма-матер, но и ощущал себя гражданином нашей великой страны, частью нашего великого народа.