— Какие требования современный активно развивающийся университет задает вузовской библиотеке?
— Во-первых, библиотека — не только и не столько набор книжек на полках. Это огромный набор ресурсов и доступов к ресурсам, среди которых бумажные занимают все меньше места. Они сохраняются, они важны, но тем не менее электронные подписки и ресурсы начинают играть огромную роль. К нам часто приезжают коллеги из других университетов, в том числе американских, европейских, и оказывается, что наши коллекции богаче, чем коллекции многих исследовательских университетов. И наши преподаватели, когда еще не было удаленного доступа к ресурсам нашей библиотеки с любой точки доступа, приезжали куда-нибудь в Америку на стажировку и жаловались, что не могут получить доступ к привычным книгам, журналам, потому что там такой богатой подписки зачастую нет.
Библиотека, безусловно, — важный информационный гид по этим ресурсам. Важно не просто все купить, складировать и повесить ссылочки в алфавитном порядке, но очень важно вести просветительскую работу, объяснять, что есть, как этим пользоваться, для чего нужно, как инкорпорировать это в учебный процесс. Мы часто получаем доступ к тестовым базам, и заместитель директора библиотеки, который за это отвечает, рассылает письмо широкой группе сотрудников Вышки: «Граждане, у нас месяц тестового доступа, посмотрите, нужно ли нам». Люди смотрят, делается аналитика, и решается: надо ли покупать. Библиотека — это и мощный аналитический центр, который смотрит: какими ресурсами студенты, преподаватели, исследователи пользовались, какими нет. Это мощный хаб информационных ресурсов.
И наконец, в библиотеку просто должно хотеться прийти. Несмотря на то, что есть электронные ресурсы и практически все книги оцифрованы. Она должна быть тем местом, куда можешь прийти сам и почитать книжку, подумать о жизни, поработать в тишине. Либо прийти с кем-то поработать (для этого у нас есть специально оборудованные тихие зоны, которые огораживаются звуконепроницаемыми щитами).