Нет лидера без команды

Интервью с ректором САФУ Еленой Кудряшовой
Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова (САФУ) — один из десяти федеральных университетов России, крупнейший научный и образовательный центр Арктической зоны. Своей миссией вуз видит содействие освоению северных территорий и трансформации высоких широт.

Мы поговорили с ректором САФУ Еленой Владимировной Кудряшовой, доктором философских наук, профессором, о ее профессиональном пути, истории основания федерального вуза в Архангельске, стратегических целях развития САФУ и роли университета в сохранении традиций региона.

Как университет встраивается в систему профориентационной подготовки еще с детского сада, что строят на вузовской верфи, чем лидер отличается от руководителя и как исконные виды хозяйственной деятельности сочетаются с передовыми технологиями — об этом в нашем интервью.




О профессиональном пути, научной и педагогической
деятельности и госслужбе

— Любой университет — это не только набор преподаваемых дисциплин, показателей эффективности, стратегических целей развития, но и люди, которые за всем этим стоят, особенно главный руководитель вуза — его ректор. Елена Владимировна, расскажите, что для Вас значит быть ректором сейчас и что предшествовало этому назначению. Знаю, что раньше Вы преподавали и в средней школе, и в университете, возглавляли кафедру, работали в администрации Архангельской области. Каким был этот путь?

— Думаю, что весь тот путь, который предшествовал моему назначению на пост ректора, и сделал возможным логично вписаться в эту роль.

Дело в том, что по базовому образованию я педагог, преподаватель истории, обществознания, английского языка, и после окончания вуза — а тогда было обязательное распределение — мы с мужем оказались на родине М. В. Ломоносова в Холмогорском районе. Я три года преподавала в восьмилетней школе, причем вела не только «родные» для себя предметы, но и биологию, анатомию, руководила клубом интернациональной дружбы, вела кружок современного и бального танца. Мы сами ставили спектакли и делали костюмы. Очень активная жизнь была! Школа располагалась в военном городке, поэтому я еще и аэробику вела для жен офицеров (смеется).

Да и другого выхода не было: школа небольшая, с одной стороны, дети военных, с другой — ребятишки из детского дома, все друг друга знают. Поскольку на защите дипломной работы в вузе мне сразу рекомендовали поступать в аспирантуру — тогда существовало правило, по которому ты сначала должен был отработать в сельской местности, — то спустя три года я и пошла в пединститут, сдавала экзамены кандидатского минимума на кафедре философии в МПГУ.

— Так был определен Ваш путь в науку?

— Да, именно так. Потом, защитив кандидатскую и докторскую, я много лет преподавала в вузе — в Поморском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В конце 1990-х гг. Правительство Архангельской области создавало отдел науки и высшей школы, и так уж вышло, что ректоры и директора работавших тогда научных институтов почему-то сошлись на единой кандидатуре: губернатор — тогда им был Анатолий Анатольевич Ефремов, легендарная личность для Поморья — пригласил меня возглавить этот отдел. Мне дали две недели на размышление. Скажу честно: я рисовала на бумаге плюсы и минусы такого назначения, и минусы перевешивали… Я была готова отказаться.

— Но почему?

— У меня была очень интересная жизнь! На тот момент я была самым молодым доктором философских наук в России, я руководила кафедрой, исследовательским центром, у меня было множество российских и международных научных проектов. Кроме того, у меня уже был большой опыт зарубежной работы: стажировка в Оксфордском университете (Великобритания), Университете Дж. Вашингтона (США), Институте Кеннана (Вашингтон, США), в вузах стран Северной Европы, Норвегии... В общем, соглашаться не было никакого резона.

Но губернатор Анатолий Анатольевич Ефремов был очень мудрым человеком. Накануне 8 Марта он пригласил женщин Архангельской области в Правительство на торжественный прием. Он всех поздравлял, вручал награды, и вдруг во время своего выступления сказал, мол, знаете, давно уже возникла необходимость создать отдел науки и высшей школы. А возглавит его — женщина! Доктор философских наук, профессор из Поморского университета Елена Владимировна Кудряшова. Все захлопали, средства массовой информации подхватили эту новость — отказаться было уже неудобно…

Потом были одиннадцать лет работы в администрации Архангельской области: от начальника отдела науки и высшей школы до вице-губернатора по социальным вопросам. Это была работа в тесном взаимодействии и с высшей школой, и с Академией наук, и с отраслевыми институтами.

— На что была нацелена эта работа?

— Анатолий Анатольевич Ефремов в свое время поставил перед нами несколько ключевых задач. Одна из них — создание в регионе мощного академического центра. До Второй мировой войны здесь были подразделения Академии наук СССР, но потом их перевезли в Республику Коми. И после войны они там и остались, и здесь стали возникать уже структурные подразделения Коми научного центра Уральского отделения РАН.

Постепенно мы создавали Архангельский научный центр Уральского отделения РАН. Сейчас в его составе нескольких институтов, лабораторий, крупных стационаров, расположенных в разных уголка Архангельской области.

Кроме того, важно было сохранить наследие нашего земляка Михаила Васильевича Ломоносова, ученого с мировым именем. В то время мы готовились к его 300-летнему юбилею.

И, наконец, была перед нами поставлена еще одна важная задача — создание единого крупного современного университета. Когда-то в Архангельске было три института: педагогический, медицинский, лесотехнический, потом они превратились в университеты, с течением времени в регионе открылись еще филиалы питерских и московских вузов. И реорганизация системы высшего и среднего профессионального образования в регионе, создание федерального университета, включающего в себя эти организации, стала решением поставленных передо мной задач.

— По какому признаку на тот момент назначались ректоры созданных федеральных университетов?

— В 2010 году, когда создавалась вторая очередь федеральных университетов: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет, наш Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Дальневосточный федеральный университет — их всех назначал В. В. Путин, будучи председателем Правительства, из людей, у которых есть опыт госслужбы. Например, вице-президент Республики Саха (Якутия) Евгения Исаевна Михайлова стала ректором Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Или, например, Ильшат Рафкатович Гафуров, ныне ректор КФУ: он ранее руководил свободной экономической зоной и был мэром Елабуги. Я на тот момент была вице-губернатором Архангельской области.

При этом каждый из нас имел отношение к высшей школе. Еще работая в Правительстве, я продолжала преподавать в Поморском университете, руководила диссертационным советом, заведовала кафедрой философии и социологии и никогда связь с высшей школой не теряла.

Да и научная работа тоже имела значение. Тема моей докторской диссертации, которой я занималась в Москве, Оксфорде и в Вашингтоне, где я много работала в Библиотеке Конгресса, — «Лидерство как предмет социально-философского анализа». Мой научный руководитель Лев Евгеньевич Серебряков (МПГУ) поставил передо мной задачу проанализировать все имеющиеся англоязычные источники по вопросам лидерства, систематизировать, обобщить их и дать конкретные рекомендации, как эта тема может быть интерпретирована в российских реалиях.

Защищалась я в 1996 году, соответственно, заниматься этой темой начала в 1994 году. Тогда и раньше, во времена СССР, лидерами называли руководителей буржуазных партий, лидеров буржуазных государств, а у нас в стране были руководители и вожди, например, партии и правительства, вожди народа. Поэтому тема лидерства разбиралась только на уровне малых групп в психологии. И поэтому первая моя монография, которая вышла в 1996 году накануне защиты (в ней мне удалось систематизировать зарубежный опыт изучения темы лидерства), очень активно использовалась в Академии госслужбы при президенте РФ (ныне РАНХиГС. — прим. ред.). Практически весь тираж они тогда забрали.

Наверное, эта тема тоже косвенным образом повлияла на мое становление в качестве ректора.


О становлении федерального вуза

— В триаде терминов, которую Вы упомянули по теме лидерства — лидер/вождь/руководитель, какой ближе применительно к той роли, которую Вы играете в вузе?

— Я скорее лидер, причем пассионарный (пассионарность — внутренняя жажда деятельности, состояние человека или социальной группы, вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения, способность к сверхнапряженной деятельности. — прим. ред.).
«Пришлось становиться лидерами, глашатаями, “буревестниками революции”, чтобы эти изменения произошли. Необходимо было выходить в люди, много убеждать. На это потребовалось десять лет»
Объясню почему. Когда была поставлена задача создания крупного вуза в регионе, единого мнения на этот счет не было. Эту идею поддерживали только ректор Поморского госуниверситета — на тот момент Владимир Николаевич Булатов — и вице-президент РАН Николай Павлович Лаверов, который был президентом Межрегионального Ломоносовского фонда. И, хотя идея создания единого образовательного центра возникла в середине 1990-х гг., общественность к ней не была готова. Пришлось становиться лидерами, глашатаями, «буревестниками революции», чтобы эти изменения произошли. Необходимо было выходить в люди, в том числе выслушивать разные нелицеприятные вещи, много убеждать, проводить индивидуальную работу. На это потребовалось десять лет.
И, когда формировалась вторая волна федеральных университетов, мы смогли объединить практически всех: руководство всех вузов, научных организаций, предприятий, профсоюзов, союзов работодателей в регионе и даже Архангельскую и Холмогорскую епархии. Все сплотились вокруг идеи формирования крупного единого вуза, да еще и под арктическую тематику.

И это сработало! Хотя на самом деле, то, что федеральный университет может появиться именно в нашем регионе, было совершенно неочевидно. Нужно было не только разработать концепцию, нужно было действительно объединить специалистов, научные коллективы, продемонстрировав готовность работать сообща в течение длительного времени.

«Нет лидера без команды — и нет результата деятельности без возможности делегировать задачи другим людям, доверять им, вовлекать их в принятие решений»

Да и ведь главное условие жизнедеятельности любого сложного коллектива — это команда, которая друг друга понимает, говорит на одном языке, участники которой компетентны в том направлении деятельности, которым занимаются. Да, между ними могут быть споры, но в процессе обсуждения всегда формируется общее видение. Нет лидера без команды — и нет результата деятельности без возможности делегировать задачи другим людям, доверять им, вовлекать их в принятие решений. Ведь в коллективе каждый отдает частичку себя на благо общему делу, а не только что-то получает от коллектива. Единоличным лидером, наверное, можно быть в малой группе — в семье, среди одноклассников. Но в большом коллективе необходимо понимать, что управлять ты можешь, только опираясь на команду, заинтересованную в результате.

— Как формировалась управленческая команда в новом вузе?

— Поскольку федеральные университеты — это вузы инновационные, которые появились в результате модернизации высшего образования, нам как ректорам была дана уникальная возможность сформировать управленческую команду не только из представителей вузовской общественности, но и из тех, у кого есть опыт госслужбы, опыт руководства бизнесом или крупными предприятиями. Это было связано с тем, что перед федеральным университетом на тот момент стояли настолько разные стратегические задачи, которых не было прежде у других вузов.

— А как создавался профессорско-преподавательский состав?

— Первые пять лет у нас был период постоянных преобразований. Состав Северного (Арктического) федерального университета сформировался из нескольких вузов: Архангельского технического университета и Поморского госуниверситета. Присоединился и филиал Финансового университета при Правительстве Российской Федерации, Технологический колледж Императора Петра I, филиал питерской «Корабелки» (Санкт-Петербургский государственный морской технический университет. — прим. ред.) в Северодвинске.

Мы были постоянно в процессе синергетических движений. С одной стороны, нужно было постоянно вовлекать новых людей в строительство федерального университета из каждого коллектива, а с другой — создавать нечто принципиально новое. Мы понимали, что не может быть огромного количества дублирующих кафедр, образовательных программ, от чего-то необходимо было отказываться, выбирать новые стратегические направления. Кроме того, нужно было обучить огромное количество людей.

— Обучить с какой целью?

— Чтобы они начинали мыслить по-новому, говорить по-новому. За эти годы мы почти 300 человек провели через различное обучение. Это и Европейский университет, и РАНХиГС, и НИУ ВШЭ, но главным образом — московская школа управления Сколково. Это была очень большая работа.

— Можете ли Вы сказать, что объединение завершено?

— Нам потребовалось много времени, чтобы почувствовать себя единой семьей, пусть и состоящей из разных коллективов с разными традициями. Но, надо сказать, этот процесс еще не завершился: 12 мая нынешнего года в состав университета вошел филиал Мурманского государственного технического университета (МГТУ) — бывший Архангельский морской рыбопромышленный техникум. МГТУ решил его закрыть в 2018 году, но для нашего региона техникум имеет очень большое значение: это залог развития целой отрасли, исторически связанной с севером. Ведь кто такие поморы? Кто такой Ломоносов как помор? Это прежде всего рыбаки, жившие добычей рыбы и морского зверя, осваивавшие, говоря современным языком, биоресурсы Белого и Баренцева морей... И рыбная ловля — это исконный для региона вид хозяйственной деятельности. Поэтому нам важно сохранить это направление, и даже в нынешней программе развития вуза, утвержденной в марте 2021 года Правительством России, мы выделяем его в отдельный блок.

Правда, мы решили не ограничиваться сферой среднего профессионального образования, и июньским решением ученого совета создали Высшую школу рыболовства и морских технологий — ведь как корабль назовешь, так он и поплывет, верно?.. Мы решили, что для университета это отличная возможность создать уникальные программы для высшего и среднего профессионального образования, систему подготовки и переподготовки кадров и для тралового флота, и для рыбоводческих хозяйств, и для рыболовецких колхозов, и для Архангельского водорослевого комбината — единственного экспериментального комбината в стране, который работает с водорослями Белого моря.


Об арктической повестке и пользе цифровизации

— Основное направление развития САФУ — арктическая повестка — определилось сразу или уже после создания вуза?

— Арктический вектор появился сразу. Основная задача федеральных университетов заключалась в том, чтобы создать мощные образовательные центры не в столичных регионах, через деятельность университета замедлить отток молодежи из регионов, создать систему взаимодействия между вузом, наукой, органами управления, бизнесом и промышленностью. И перед каждым университетом стояла важная геополитическая задача.

Поэтому, когда мы заявлялись на федеральный университет, мы сразу заявлялись под Арктику. И первая программа на 2010–2020 годы уже содержала четко прописанные цели: «Защита геополитических интересов России в Арктике через подготовку специалистов, научно-инновационные исследования и совместную работу с органами власти, бизнесом, а также международным сообществом, заинтересованном в развитии Арктики».

Это же направление подтверждено и в новой программе развития университета до 2035 года, и в целом ряде проектов, в которые включён САФУ. Так именно наш университет стал ядром самого Северного научно-образовательного центра «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования», объединившего научные, образовательные учреждения, властные структуры и предприятия реального сектора экономики сразу трех регионов России — Архангельской и Мурманской областей и Ненецкого автономного округа. НОЦ уже обрастает проектами, нацеленными на развитие предприятий, внедрение инновационных технологий в Арктической зоне Российской Федерации и подготовку кадров.

Арктика стала судьбой нашего университета. САФУ активно включен в План председательства России в Арктическом совете (Россия взяла председательство в мае нынешнего года): из 15 запланированных мероприятий 11 проходят на базе САФУ. Это большая честь и большая ответственность. Вместе с тем это признание Арктического статуса САФУ.

Более того, два мероприятия из плана председательства России в Арктическом совете уже состоялись. Во-первых, Х Международный конгресс арктических и социальных наук (ICASS) — в России он проходил впервые, и в этом году состоялся в гибридном режиме с синхронным переводом на русский и английский языки: было 158 секций, от 1500 до 2000 подключений, в Конгрессе участвовали представители из 36 стран мира. Это был очень интересный опыт.

Во-вторых, экспедиция «Арктический плавучий университет — 2021». Это наш уже давний проект, в этот раз, к сожалению, из-за пандемии в нем приняли участие только исследователи из России. На большом научном судне «Михаил Сомов» — это судно ледового типа, с вертолетной площадкой — экспедиция отправилась 10 июня с целью получения новых знаний об экосистеме прибрежных территорий архипелагов Земля Франца-Иосифа и Новая Земля. 1 июля экспедиция вернулась с очень интересными научными открытиями. На борту было 55 студентов, аспирантов, крупных исследователей. Во время экспедиции проводились лекции об Арктике, семинарские занятия, дискуссии по междисциплинарным исследованиям.

— Актуальной ли для университета, столь погруженного в арктическую тематику, является цифровизация, о которой сегодня нельзя не говорить? Если не ошибаюсь, то в программе развития до 2035 года у Вас обозначен ряд цифровых проектов — Digital Arctic, Детский сетевой университет. Можете рассказать поподробнее?

«Цифровизация — это не просто вектор развития высшего образования. Для Арктики это насущная потребность»

— Цифровизация — это не просто вектор развития высшего образования. Для Арктики это насущная потребность. Арктические территории России, Аляски, Канады огромны, но плотность населения на них крайне низкая, кроме того, на них проживают коренные малочисленные народы. Поэтому потребность в установлении устойчивой связи, которая может использоваться и в образовании, крайне важна. Давно практикуется, например, такой формат, как кочевые школы: можно организовать выезд учителей на места стоянки коренных народов, а можно посредством современных технологий, спутниковой связи или оптоволокна общаться с детишками, контролировать, как они усваивают знания.
Другой аспект — телемедицина. В нашем регионе уже реализуется проект благодаря сотрудничеству САФУ с университетским госпиталем Университета Тромсё в Норвегии, одним из самых сильных в Европе центров телемедицины. В чем особенность и ценность телемедицины? Для тех врачей, которые находятся в маленьких муниципальных клиниках, или для медиков, которые уехали на стоянку геологов или в стойбище оленеводов, ценна возможность связаться, получить квалифицированную консультацию, передать данные экспресс-анализов. А те, кто проживает на метеостанциях Росгидромета или Севгидромета, с помощью телемедицины могут оказать себе помощь до момента прибытия вертолета или вездехода. Так что телемедицина для Арктики тоже необходима, и это в том числе вопрос развития цифровых технологий.

Я убеждена, что и для системы высшего и среднего профессионального образования новые технологии — это тоже необходимость. Об этом говорилось давно, но подхлестнула нас к реальным изменениям пандемия коронавируса. У нас, например, еще до ковида весь педагогический коллектив прошел обучение по работе с цифровыми инструментами, по созданию электронных учебных курсов, но насущной потребности пользоваться этими знаниями и умениями не было: ведь мы встречались со студентами очно в аудиториях. А потом срочно пришлось интегрировать онлайн-форматы в повседневную образовательную практику. Мне кажется, это очень мотивировало нас учиться жить в новом информационном пространстве. Например, я тоже записала курс из 57 лекций по социальной философии для своих студентов. При этом я понимала, что это не могут быть те же самые лекции, которые я читаю в аудиториях, потому что никто не будет смотреть полтора часа видео с говорящей головой. Эти учебные материалы технологически должны быть другими: короткие логически связанные куски, понятно, четко изложенные, в сопровождении понятных слайдов, которые действительно помогают воспринимать тему занятия.

«От офлайна не стоит отказываться полностью. Посмотреть видео с выдающимся ученым — это далеко не то же самое, что пообщаться с ним лично, посмотреть ему в глаза, пожать руку…»

Убеждена, что это наше теперь естественное состояние. Когда мир придет к нормальному состоянию, установится гибридный формат, сочетание онлайн- и офлайн-встреч. От офлайна не стоит отказываться полностью: живое общение необходимо не только с образовательной, но и с психологической и даже мотивационной точки зрения. Согласитесь, посмотреть видео с выдающимся ученым — это далеко не то же самое, что пообщаться с ним лично, посмотреть ему в глаза, пожать руку…

О взаимодействии с предприятиями, системе «завод-втуз» и судостроительных проектах
— Этот цифровой вектор развития актуален для арктического региона поразным аспектам, но есть вектор и более «традиционный» для САФУ как для северного, арктического университета — это судостроение, морская техника, освоение Северного морского пути. Как эти направления сейчас реализуются в университете? Востребованы ли они в вузе?

— Эти направления изначально были особенно важными для САФУ. В тридцати минутах езды от нас располагается Северодвинск — единственный в России центр атомного судостроения. Именно в Северодвинске расположены самые крупные предприятия, входящие в объединенную судостроительную корпорацию (ОСК), — Севмаш, Звездочка, Арктика. На Севмаше строятся все наши атомные лодки, на Звездочке происходит модернизации подводного и надводного флота. На этих предприятиях создается техника для добычи углеводородного сырья.

В советское время при всех крупных предприятиях существовали заводы-втузы (высшее техническое учебное заведение. — прим. ред.), когда обучающиеся сразу работали на предприятии. И когда в состав САФУ перешел филиал Питерской «Корабелки», мы создали институт судостроения и морской арктической техники — Севмашвтуз, сохранив систему «завод-втуз».

В чем ее смысл? Во-первых, вместе с предприятиями Северодвинска мы создали хорошую профориентационную программу, которая действует с детского сада через школы.У нас детишки в детских садах уже собирают модели судов, ребята постарше посещают тематические кружки, участвуют в олимпиадах, ходят на экскурсии. Во-вторых, мы как федеральный университет можем создавать собственные образовательные стандарты и программы. Сейчас они у нас существуют по всем направлениям, но начали мы именно с подготовки кадров для судостроения. Вместе с предприятиями были сформированы те компетенции, которые нужны были выпускникам. В-третьих, работодатели обязательно участвуют в приемной кампании. Если выпускник школы или СПО поступает на судостроительные специальности и соответствует требованиям, которые выдвигает предприятие, то он как раз идет по системе завод-втуз: предприятие заключает со студентом трудовой договор, студент учится и работает, получая не только стипендию, но и зарплату.

— Что это дает?

— За время учебы ребята осваивают ряд необходимых рабочих специальностей, вписываются в коллектив, и по итогам этих программ — за редким исключением, например, если кто-то хочет посвятить себя службе в армии или семье и детям — все выпускники у нас трудоустраиваются. Система очень хорошая, на нее высокий конкурс. Это престижные, мощные производства, оборонные предприятия Северодвинска обеспечены гособоронзаказом до 2035 года — накануне президент участвовал в закладке двух новых атомных подводных лодок. Кроме того, предприятия ОСК — это стабильная работа, конкурентная зарплата, социальные гарантии: например, жилье , которое корпорация строит для своих молодых сотрудников. Подобные отношения мы сегодня выстраиваем с предприятиями лесопромышленного комплекса и рыбопромышленного кластера Архангельской области.

— Какие еще направления, связанные с морской техникой и судостроением, помимо атомного, развиваются в университете?

— У нас есть еще одно любопытное направление, связанное с судостроением. Поморы выходили в море на деревянных судах собственного производства: карбасах, шхунах и кочах. Поэтому у нас в рамках НОЦ мирового уровня (НОЦ «Российская Арктика: новые материалы, технологии и методы исследования». — прим. ред.) есть направление по сохранению и развитию традиционных форм судостроения для нашего региона. У нас даже на территории университета есть своя верфь!В рамках НОЦ мы занимаемся мегапроектом «Поморская шхуна», которая может стать небольшим экспедиционным судном для исследователей САФУ. Кроме того, мастера верфи возродили искусство «шитья» карбасов: благодаря энтузиазму волонтеров в этом году в Архангельске состоялась первая за более чем 130 лет карбасная регата. Такие были очень популярны в XIX веке. У нас собираются и школьники, и студенты. Кроме того, одна из старейших судоверфей у нас в регионе — Соломбальская судоверфь (верфь создана в 1693 году по личному повелению Петра I на острове Соломбала — прим. ред.) — передала нам архив с уникальными чертежами более ста плавсредств: мы их будем оцифровывать, а затем воплощать в дереве.

Есть еще один проект — «Поморский коч» — это крупное судно, которое позволяло поморам ходить на глубокой и мелкой воде. На нем можно было даже стоять на киле на мелководье и дожидаться, когда придет вода. Вообще считается, что это те самые первые суда, с помощью которых поморы осваивали Арктику, ее побережье, острова, архипелаги. Ведь поморы открыли Новую Землю, Землю Франца-Иосифа и главное — Шпицберген. Этим проектом занимается у нас судостроительный кластер.

Поэтому с одной стороны у нас передовые технологии, атомные подлодки, а с другой стороны — традиции, исконные для региона. На севере только так — развивать и внедрять новое можно, только изучая опыт предков.

— А Вы сами выходите в море? Кажется, что Вы хорошо разбираетесь в назначении и строении судов.

— Когда я работала в Правительстве Архангельской области, я как раз курировала яхтсменов, парусный спорт — тогда и пришлось разбираться. У нас традиционно в регионе организуются регаты, и здесь есть знаменитая Соловецкая регата. Поэтому, конечно, под парусом приходилось ходить. Кроме того, я управляю маломерным судном, у меня есть права на вождение катера. Мы сейчас восстанавливаем дом родителей мужа, а он расположен на острове в дельте Северной Двины, поэтому туда можно либо теплоходом, либо катером. Катером быстрее.


О будущем, детях и особой миссии университета

— Елена Владимировна, планируете ли Вы с университетом принимать участие в «Приоритете 2030» (интервью проходило до окончания приема заявок на программу «Приоритет 2030». — прим. ред.)?

— Да, мы уже подали необходимые документы для участия в «Приоритете 2030» — по треку макрорегиональному. Среди проектов, с которыми мы выходим на участие в программе, — проект Digital Arctic, проект с рыболовством и морскими технологиями, развитие индустриального кластера Архангельской области (рыбопромышленный, лесотехнический, судостроительный), проект «Университет больших возможностей» с индивидуальными образовательными траекториями и проект «Будущее Арктики».

— Можете немного рассказать об одном из этих проектов? Например, о последнем.

— Как, наверное, понятно уже из названия, проект «Будущее Арктики» ориентирован на наших детей — молодое поколение, живущее на Севере, на раскрытие их потенциала. Мы считаем, что все дети способные, но не все имеют возможность раскрыться и реализоваться. Именно такую возможность мы и хотим дать. Университет реализует идею «образование через всю жизнь»: в составе САФУ уже есть свой детский сад, где мы занимаемся с детьми по методу Монтессори, у нас есть своя Университетская Гимназия «Ксения», которая тоже работает по уникальной методике, есть учреждения среднего профессионального образования, высшие школы.

— Почему на базе университета, то есть высшей школы, создается столько проектов, ориентированных в том числе на детей дошкольного возраста?

— Арктикой нужно заинтересовать, и чем раньше мы этим начнём заниматься, тем лучше. Иначе нам не остановить тот отток населения из северных регионов, который мы, к сожалению, наблюдаем сегодня.

У нас есть мечта: создать на базе университета такую сетевую структуру, как «Арктический Сириус», где ребятишки из разных регионов России и других стран могли бы получить необходимую информацию об Арктике, ее особенностях, узнать больше о технологиях, поучаствовать в проектах и экспедициях. Арктика — это вектор развития нашей страны на десятилетия вперед, здесь нужны яркие и креативные кадры, молодые учёные, талантливые управленцы. И университет видит своей задачей организовывать работу с детьми с самого раннего возраста: кроме детского сада и школы в структуре вуза есть, например, Дом научной коллаборации имени М. В. Ломоносова, где ребята учатся программировать на разных языках, строить роботов и квадрокоптеры. Школьники проводят уникальные исследования в настоящих лабораториях университета бок о бок с учеными: например, они «режут» ДНК, создавая «светящиеся бактерии», изучают тонкости производства бумаги или микроклонирования растений.

Мы организуем тематические летние школы — в конце августа, например, проходит традиционная летняя школа на Соловках. Есть и совместные проекты с предприятиями: с «Севмашем», например, мы организуем судостроительную сессию в лагере «Орленок», где талантливые школьники получают возможность конструировать корабли будущего вместе с инженерами оборонного предприятия. А недавно один из крупных лесопромышленных холдингов региона обратился к нам с просьбой организовать большую экологическую школу, где дети смогут изучать экологию, лес, заниматься лесопосадками, чтобы восстановить «легкие» Земли.

— САФУ серьезно занимается работой с детьми самого разного возраста, а в университет ежегодно поступают тысячи абитуриентов — вчерашних выпускников школ. Как Вы могли бы охарактеризовать современное поколение? Чего оно ждет от образования? Как к нему относится?

— Сейчас поколение очень интересное. Оно иное, отличается от нас с вами: это поколение, выросшее в цифре, информационных технологиях, социальных сетях. У современных ребят особое восприятие, они легко и быстро ищут любую необходимую им информацию. Они увлекающиеся, целеустремленные, желающие чего-то добиться, но не всегда понимающие сразу, на начальном этапе, чего они действительно хотят. Они активные, они готовы к коммуникации.

Я вижу это по тому, как ребята проявляют себя во внеучебное время. Например, во время пандемии многие наши иностранные студенты не смогли уехать домой. Так они оказались на севере, зимой, когда долгая полярная ночь, в общежитии, в четырех стенах. Тогда наши студенты выступили с инициативой проекта «Университет добра»: они формировали продовольственные пайки, собирали средства и покупали на них продукты, в соцсетях делились, что можно приготовить из этого набора в условиях общежития, потом подключили к этому Ассоциацию выпускников, национальные диаспоры, а на Новый год организовали сладкие подарки от Деда Мороза... Представляете? Вот это они — молодежь — в тех непростых условиях, в которых мы все оказались.

Тем, кто по здоровью во время пандемии находился на самоизоляции, они сами звонили, оказывали психологическую помощь. Мне кажется, это говорит о какой-то человечности и готовности к самоотдаче.

У нас в университете десятки студенческих объединений, возникающих без административного участия — по интересам, велению души, желанию обучающихся. Есть волонтеры (наш Волонтерский центр отметил в этом году десятилетие), они давно стали лицом не только САФУ, но и всей Архангельской области, ведь наши ребята помогают организовывать самые разные мероприятия: от региональных форумов и конгрессов до мировых чемпионатов и олимпиад. Студенты занимаются журналистикой — есть несколько студенческих СМИ и блогеров, рассказывающих о жизни в университете, есть «экологи», продвигающие ответственное отношение к природе. Есть творческие коллективы, которые танцуют, поют, устраивают флешмобы, ставят постановки и т. д. Конечно, есть Команды КВН и интеллектуальные клубы… Не стоит забывать и о науке — традиционно работает научное студенческое общество. Всего не перечислить: ребята живут очень насыщенной и яркой жизнью, для них обучение — один из многих векторов самореализации

Это интересное поколение, но другое, и мы должны это понимать, а значит, менять самих себя, менять методы и технологии работы с ребятами. В этом особенность современного образования: мы не только учим, но и постоянно учимся, в том числе у наших студентов, ведь мы должны говорить с подрастающим поколением на одном языке, понимать друг друга, и вместе менять Арктику.

21 сентября / 2021
Автор: Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.