О профессиональном пути, научной и педагогической
деятельности и госслужбе
— Любой университет — это не только набор преподаваемых дисциплин, показателей эффективности, стратегических целей развития, но и люди, которые за всем этим стоят, особенно главный руководитель вуза — его ректор. Елена Владимировна, расскажите, что для Вас значит быть ректором сейчас и что предшествовало этому назначению. Знаю, что раньше Вы преподавали и в средней школе, и в университете, возглавляли кафедру, работали в администрации Архангельской области. Каким был этот путь?
— Думаю, что весь тот путь, который предшествовал моему назначению на пост ректора, и сделал возможным логично вписаться в эту роль.
Дело в том, что по базовому образованию я педагог, преподаватель истории, обществознания, английского языка, и после окончания вуза — а тогда было обязательное распределение — мы с мужем оказались на родине М. В. Ломоносова в Холмогорском районе. Я три года преподавала в восьмилетней школе, причем вела не только «родные» для себя предметы, но и биологию, анатомию, руководила клубом интернациональной дружбы, вела кружок современного и бального танца. Мы сами ставили спектакли и делали костюмы. Очень активная жизнь была! Школа располагалась в военном городке, поэтому я еще и аэробику вела для жен офицеров (смеется).
Да и другого выхода не было: школа небольшая, с одной стороны, дети военных, с другой — ребятишки из детского дома, все друг друга знают. Поскольку на защите дипломной работы в вузе мне сразу рекомендовали поступать в аспирантуру — тогда существовало правило, по которому ты сначала должен был отработать в сельской местности, — то спустя три года я и пошла в пединститут, сдавала экзамены кандидатского минимума на кафедре философии в МПГУ.
— Так был определен Ваш путь в науку?
— Да, именно так. Потом, защитив кандидатскую и докторскую, я много лет преподавала в вузе — в Поморском государственном университете имени М. В. Ломоносова. В конце 1990-х гг. Правительство Архангельской области создавало отдел науки и высшей школы, и так уж вышло, что ректоры и директора работавших тогда научных институтов почему-то сошлись на единой кандидатуре: губернатор — тогда им был Анатолий Анатольевич Ефремов, легендарная личность для Поморья — пригласил меня возглавить этот отдел. Мне дали две недели на размышление. Скажу честно: я рисовала на бумаге плюсы и минусы такого назначения, и минусы перевешивали… Я была готова отказаться.
— Но почему?
— У меня была очень интересная жизнь! На тот момент я была самым молодым доктором философских наук в России, я руководила кафедрой, исследовательским центром, у меня было множество российских и международных научных проектов. Кроме того, у меня уже был большой опыт зарубежной работы: стажировка в Оксфордском университете (Великобритания), Университете Дж. Вашингтона (США), Институте Кеннана (Вашингтон, США), в вузах стран Северной Европы, Норвегии... В общем, соглашаться не было никакого резона.
Но губернатор Анатолий Анатольевич Ефремов был очень мудрым человеком. Накануне 8 Марта он пригласил женщин Архангельской области в Правительство на торжественный прием. Он всех поздравлял, вручал награды, и вдруг во время своего выступления сказал, мол, знаете, давно уже возникла необходимость создать отдел науки и высшей школы. А возглавит его — женщина! Доктор философских наук, профессор из Поморского университета Елена Владимировна Кудряшова. Все захлопали, средства массовой информации подхватили эту новость — отказаться было уже неудобно…
Потом были одиннадцать лет работы в администрации Архангельской области: от начальника отдела науки и высшей школы до вице-губернатора по социальным вопросам. Это была работа в тесном взаимодействии и с высшей школой, и с Академией наук, и с отраслевыми институтами.
— На что была нацелена эта работа?
— Анатолий Анатольевич Ефремов в свое время поставил перед нами несколько ключевых задач. Одна из них — создание в регионе мощного академического центра. До Второй мировой войны здесь были подразделения Академии наук СССР, но потом их перевезли в Республику Коми. И после войны они там и остались, и здесь стали возникать уже структурные подразделения Коми научного центра Уральского отделения РАН.
Постепенно мы создавали Архангельский научный центр Уральского отделения РАН. Сейчас в его составе нескольких институтов, лабораторий, крупных стационаров, расположенных в разных уголка Архангельской области.
Кроме того, важно было сохранить наследие нашего земляка Михаила Васильевича Ломоносова, ученого с мировым именем. В то время мы готовились к его 300-летнему юбилею.
И, наконец, была перед нами поставлена еще одна важная задача — создание единого крупного современного университета. Когда-то в Архангельске было три института: педагогический, медицинский, лесотехнический, потом они превратились в университеты, с течением времени в регионе открылись еще филиалы питерских и московских вузов. И реорганизация системы высшего и среднего профессионального образования в регионе, создание федерального университета, включающего в себя эти организации, стала решением поставленных передо мной задач.
— По какому признаку на тот момент назначались ректоры созданных федеральных университетов?
— В 2010 году, когда создавалась вторая очередь федеральных университетов: Северо-Восточный федеральный университет имени М. К. Аммосова, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Уральский федеральный университет, наш Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова и Дальневосточный федеральный университет — их всех назначал В. В. Путин, будучи председателем Правительства, из людей, у которых есть опыт госслужбы. Например, вице-президент Республики Саха (Якутия) Евгения Исаевна Михайлова стала ректором Северо-Восточного федерального университета имени М. К. Аммосова. Или, например, Ильшат Рафкатович Гафуров, ныне ректор КФУ: он ранее руководил свободной экономической зоной и был мэром Елабуги. Я на тот момент была вице-губернатором Архангельской области.
При этом каждый из нас имел отношение к высшей школе. Еще работая в Правительстве, я продолжала преподавать в Поморском университете, руководила диссертационным советом, заведовала кафедрой философии и социологии и никогда связь с высшей школой не теряла.
Да и научная работа тоже имела значение. Тема моей докторской диссертации, которой я занималась в Москве, Оксфорде и в Вашингтоне, где я много работала в Библиотеке Конгресса, — «Лидерство как предмет социально-философского анализа». Мой научный руководитель Лев Евгеньевич Серебряков (МПГУ) поставил передо мной задачу проанализировать все имеющиеся англоязычные источники по вопросам лидерства, систематизировать, обобщить их и дать конкретные рекомендации, как эта тема может быть интерпретирована в российских реалиях.
Защищалась я в 1996 году, соответственно, заниматься этой темой начала в 1994 году. Тогда и раньше, во времена СССР, лидерами называли руководителей буржуазных партий, лидеров буржуазных государств, а у нас в стране были руководители и вожди, например, партии и правительства, вожди народа. Поэтому тема лидерства разбиралась только на уровне малых групп в психологии. И поэтому первая моя монография, которая вышла в 1996 году накануне защиты (в ней мне удалось систематизировать зарубежный опыт изучения темы лидерства), очень активно использовалась в Академии госслужбы при президенте РФ (ныне РАНХиГС. — прим. ред.). Практически весь тираж они тогда забрали.
Наверное, эта тема тоже косвенным образом повлияла на мое становление в качестве ректора.
О становлении федерального вуза
— В триаде терминов, которую Вы упомянули по теме лидерства — лидер/вождь/руководитель, какой ближе применительно к той роли, которую Вы играете в вузе?
— Я скорее лидер, причем пассионарный (пассионарность — внутренняя жажда деятельности, состояние человека или социальной группы, вынуждающее его (их) к определенным действиям вопреки инстинкту самосохранения, способность к сверхнапряженной деятельности. — прим. ред.).