Придать дополнительный импульс

новый ректор ТИСБИ об истинных и ложных
ориентирах высшего образования
Университет управления «ТИСБИ» основан в 1992 году Нэллой Матвеевной Прусс, которая долгое время его и возглавляла. Некогда «Татарский институт содействия бизнесу», а ныне полноценный бренд, чье название-аббревиатура больше не требует расшифровки, сегодня является первым негосударственным вузом Республики Татарстан. В университете готовят управленцев, юристов, экономистов, программистов, педагогов-психологов и педагогов в системе дошкольного образования.

За практически три десятилетия, прошедших с момента основания, вуз прочно закрепился в Татарстане: университет получил государственную аккредитацию и сформировал свою репутацию. Долгое время все его развитие было прочно связано с одной фигурой — личностью его основательницы, однако в этом году она выбрала себе преемника — им стал Лопатин Алексей Александрович.

Мы поговорили с новым ректором Университета управления «ТИСБИ». В интервью Алексей Александрович, кандидат технических наук, доцент, рассказывает о своем выборе, человеческой принципиальности, истинных и ложных ориентирах высшего образования.


Ректор ТИСБИ Алексей Лопатин


Ставка на сохранение и приумножение
Смена руководства — стресс для большинства организаций. Для сотрудников любого вуза, который возглавил новый человек, самый главный вопрос — какой курс в развитии университета будет выбран: новации и кардинальные изменения или сохранение достигнутого и движение по привычной колее.

«Система высшего образования в целом очень патриархальна, это её и спасает от многочисленных попыток реформ за последние 30 лет»
«Система высшего образования в целом очень патриархальна, это её и спасает от многочисленных попыток реформ за последние 30 лет, — делится своим видением Алексей Александрович. — Я считаю, что к системе образования в общем и к университету как ее единице нельзя подходить с точки зрения революции — все это ни к чему хорошему не приводит».


Руководитель в новом для себя вузе, он уверен, что «в чужой монастырь со своим уставом не ходят». Ректор ТИСБИ рассказывает, что важно учитывать корпоративную культуру, гармонично встраиваться в уже сформированную экосистему, но не перекраивать ее под себя: «Обогащать окружающий мир за счет привнесения чего-то нового стоит обязательно. Но это ни в коем случае не должен быть процесс революционный — только эволюционный».

По его словам, правильность такого подхода следует из самой истории формирования академической сферы. Аристотелевские классы, посвященные основам научной философии, логики, этики, политики, искусства, появились более 2000 лет назад; в классическом виде университеты существуют начиная с XI века и за последнюю тысячу лет они не претерпели кардинальных изменений с точки зрения содержания и формы.

«В любой системе — хоть англосаксонской, хоть в немецкой, да и у нас в стране — система образования достаточно медлительная, — убежден ректор. — Это ее и спасает от каких-либо резких движений. И правда, родителям меньше всего хотелось бы отдавать детей в вузы, работающие по новым принципам, потому что от такого обучения результат неизвестен».

За эту традиционность, не противоречащую новациям, но не ставящую их во главу угла, и выступают в вузе. За свою практически тридцатилетнюю историю Университет управления «ТИСБИ» успел себя зарекомендовать как один из самых серьезных образовательных центров всероссийского уровня по социогуманитарным направлениям в Республике Татарстан и за её пределами. Университет — в первой десятке в своей категории в стране, один из тех немногих негосударственных вузов, который выжил и успешно развивается.

Поэтому вопрос смены ректора в вузе — это вопрос сохранения и приумножения достигнутого: «Фактически речь идет о том, чтобы новый человек придал дополнительный импульс».

Но следование единожды заданному направлению не гарантирует постоянного развития университета. Важно еще и вливание новой крови.

«Обратите внимание на то, как в западной системе реализована эта практика, — продолжает ректор ТИСБИ, — там, как правило, специалист не занимает управленческие позиции в том вузе, в котором он учился, развивался, работал. Есть такое понятие — инбридинг, “вырождение”. Это справедливо и для исследовательской системы, и для управления университетом, который должен обогащаться, воспринимать другую культуру».


Работа, которая меняет окружающий мир
Свой переход в ТИСБИ Алексей Лопатин воспринимает как точку роста:
«Я много чем занимался в своем родном университете — в КНИТУ — КАИ им. Туполева, я очень ему благодарен: там я вырос и воспитался. У меня были прекрасные наставники, которые помогали и поддерживали. Мне в целом очень везет с людьми по жизни. Но это уже в некотором роде зона комфорта, а рост — он там, где сложности, где новое и неизведанное. Расти как личность — это очень важно, особенно для мужчины: в сложности нужно уметь попадать и нужно уметь их преодолевать».

Сам кандидат технических наук, специалист в области двигателестроения и энергетики, Алексей Лопатин уверен, что область его научных интересов не станет преградой при управлении социогуманитарным вузом: «За годы работы в системе высшего образования я научился отделять частное от общественного».

Алексей Лопатин отмечает, что в вузе с самого его основания была ориентация на социогуманитарный блок дисциплин и направлений подготовки. Однако в ТИСБИ готовят не только экономистов и менеджеров, но и специалистов в области организационной работы с молодежью. «Это очень востребованное направление», — подчеркивает ректор.

Кроме того, в вузе сейчас серьезно занимаются вопросами психологической подготовки, связанной с деструктивным поведением в различных проявлениях, а также уделяют внимание и тому направлению, которое начала еще Нэлла Матвеевна Прусс, — речь идет об «Ассоциированных школах ЮНЕСКО».

Он также добавляет, что в университете серьезно занимаются инклюзивным образованием: «С одной стороны, это очень благородно, с другой стороны — очень и очень сложно. Мы все любим рассуждать о каких-то серьезных вещах, мы готовы даже сопереживать, но большинство из нас не способны по-настоящему встать и сделать что-то, потому что для этого нужно приложить значительные усилия. А ТИСБИ этим активно занимается уже не один десяток лет. В этом плане наш университет является знаковым».

Ректор подчеркивает, что это та работа, которая меняет окружающий мир, — меняет его по-настоящему, хоть этот труд и не принесет никогда ни лавров, ни рейтингов, ни больших денег.


Смерть аналогового образования
Тема цифровизации — важный вопрос в разговоре о традиционном и новаторском. Если часто та самая медлительность системы высшего образования становилась ее же защитной оболочкой, то в период пандемии многие критиковали вузы за их косность и неповоротливость. Часто это было связано с цифровым аспектом и вынужденным переходом на дистанционное обучение.

«Скажу откровенно: с приходом пандемии мы не увидели настоящего развития цифрового образования. Мы увидели мучительную смерть аналогового образования»,

— убежден Алексей Лопатин.



По его словам, немногие из тех, кто рассуждает про цифровое образование, действительно представляют себе, что это такое. Да, год назад это было хорошее, но все-таки вынужденное решение, и об этом не стоит забывать.
Да, где-то дистанционный формат сделал более удобным обращение к различным сервисам, особенно для конечного пользователя — студента. Но в период пандемии также обнажились проблемы с организацией учебного процесса: те задачи, которые до этого брали на себя вузы или школы, легли на семью. В это же время университеты лишились основных своих функций — воспитательной и социализационной, ведь эти задачи не решаются онлайн-форматом.

Одновременно с этим появилось много свободного времени, но только у студентов: «Считать, что дистант освобождает время преподавателя, — это заблуждение», — подчеркивает Алексей Лопатин. Он уверен, что это абсолютно ложный посыл: напротив, качественная подготовка к занятиям у преподавателя отнимает огромное количество времени, причем в условиях дистанта размывается грань между личным и рабочим временем. Все это только увеличивает нагрузку на педагогов.

Алексей Лопатин рассказывает о том, насколько разнообразно подходят к цифровым решениям в немецких университетах и насколько серьезнее там отнеслись к вынужденному переходу на дистант. Он вспоминает, что в Кембридже не стали массово переходить на удаленный формат обучения, а прекратили учебный процесс, перенесли целый семестр. Более того, за рубежом понимают цифровизацию не как выполнение показателя «количество компьютеров на число студентов», а как создание новой сервисной среды для студентов, создание дополнительных педагогических решений для большей наглядности учебного материала, для задействования дополнительных органов восприятия у студентов. Поэтому, по мнению ректора, будущее цифрового обучения может быть за VR-технологиями: так студент, например, сможет «покрутить» и рассмотреть молекулу ДНК.

Кроме того, цифровизация не может быть равна просто переходу на дистант еще и в тех случаях, когда мы говорим о подготовке инженеров, врачей, педагогов.

«Даже самый хороший робот или симулятор на компьютере не заменит живой практики, — делится своим мнением ректор. — Есть большая разница между системой “знания — умения — навыки” (так называемый ЗУН) и компетенциями. Обычно я так объясняю эту разницу: например, вы знаете закон теплообмена через плоскую стенку. У вас есть формула. Я вам дал температуры, параметры стенки, а подставить эти данные в формулу и применить вы не можете — в этом и есть разница между знаниями и компетенциями».

По его мнению, проблема кроется в том, что мы сами не хотели бы через 4–6 лет столкнуться со специалистом, который получал профессию исключительно в цифровом формате.

«Как мы представляем себе педагога, когда он ни разу не проходил практику в школе? — Задается вопросом Алексей Лопатин. — Как мы себе можем представить воспитание клинического психолога или вообще психолога, который не занимался практической деятельностью, а учился только по видеороликам, фильмами и симуляторам — пусть и очень хорошим? Или хотел бы кто-то из нас полететь в самолете, который сконструировали инженеры, которые самолетов и в глаза не видели? Мы все не против этих новых веяний, но только до тех пор, пока дело не касается нас самих. Да, это будет хороший, новый мир — но только пусть он нас не коснется, думаем мы».

Он продолжает: «Не надо забывать ещё один важный момент — дистанционное образование тесно связано с вопросом мотивации. В целом одна из функций образования — социализация в широком смысле. Мы в том числе должны выполнять Закон об образовании (273-ФЗ — прим. ред.), у нас должно быть определенное количество людей с высшим образованием на 10 000 человек. И если образование действительно выполняет свою функцию массовости, то вопрос мотивации стоит очень остро, потому что многие ребята, которые идут учиться, не совсем понимают, кем они хотят быть и зачем они вообще получают образование».

Ректор не призывает отказаться от новых технологий и современных педагогических решений. Более того, в ТИСБИ есть и собственная дистанционная образовательная система — ИСУ ВУЗ, с помощью которой можно осуществлять руководство научной и проектной работой студентов, контролировать прохождение студентами текущей, промежуточной и итоговой аттестации, определять, кто быстрее, а кто медленнее осваивает программу обучения и когда может ее закончить. Система активно используется и сейчас, хотя была создана еще в начале 2000-х годов. С тех пор она постоянно совершенствуется и развивается в плане сервисности, а во время пандемии и перехода на удаленный режим обучения ИСУ ВУЗ был доработан глобально. В конце сентября 2021 года ИСУ ВУЗ прошел отбор в акселератор Спринт ФРИИ и стал одним из 30 лучших проектов.
«Хорошее образование передается преимущественно воздушно-капельным путем»
Однако ректор уверен, что одних только цифровых решений для подготовки специалистов в своей области недостаточно: «С момента начала пандемии я все больше убежден, что будущее — за системой смешанного образования. Это абсолютно точно. У меня даже была такая шутка: хорошее образование передается преимущественно воздушно-капельным путем».

Университеты для воспроизводства элит
«У меня есть ощущение, что в ближайшем будущем у нас вообще останется лишь какое-то общее образование, связанное с разными компетенциями, к которому будет привязан прикладной бакалавриат», — рассказывает Алексей Лопатин.

По его мнению, в этом случае системы профессионального образования могут вообще исчезнуть: базовые прикладные умения будут даваться в последних классах школы. Такие изменения логично связаны с развитием технологий. Университеты в этой системе станут так называемыми университетами для воспроизводства элиты — элиты в хорошем понимании этого слова: политической, медицинской, инженерной, педагогической. То есть университеты станут не просто образовательными учреждениями, а теми организациями, которые готовят лучших врачей, лучших инженеров-технологов и так далее.

Помимо уже обозначенного вопроса мотивации студентов, который неразрывно связан с реализацией этой идеи, встает еще один — вопрос репутации учебных заведений. Ведь привлекательность учебного заведения и его вес в академической среде серьезно влияет на то, какие абитуриенты и с какой целью в него поступают.

«За рубежом более либеральная образовательная система, — делится наблюдениями ректор ТИСБИ, — там меньше контроля и там сильна репутационная составляющая университета. Мы же понимаем, что никто не спрашивает у MIT (Massachusetts Institute of Technology — прим. ред.), есть ли у него аккредитация — а ведь там ее нет. Это уже неважно: все и так знают Массачусетский технологический институт».

Применим ли этот пример к российской действительности? В нашей стране, отмечает ректор, напротив, чаще всего репутация заменяется государственной аккредитацией — и это печально. Отсюда недоверие к негосударственной сфере образования, хотя в тех же Штатах значительная часть сильных и известных во всем мире вузов как раз негосударственные.


Жизненные циклы, или Что общего у вузов и промышленности
Продолжая тему роли университетов, Алексей Лопатин подчеркивает, что задача хорошего вуза — не просто подготовить специалиста, а сформировать личность с критическим мышлением и с цельным восприятием мира, а затем передать ее обществу. Это во многом именно вопрос воспитания, который может быть уподоблен производственным циклам в промышленности.

В качестве примера может быть приведена атомная промышленность: «Ни у одного государства даже в страшном сне не возникнет мысль самому купить атомный реактор и потом обслуживать его. Гораздо логичнее учитывать рабочий цикл — промежуток времени с загрузки до выгрузки топлива в реактор, например, 74 года — и на это время обращаться за услугами к компании, которой принадлежит реактор. Фактически речь идет не о конечном продукте, а об услуге, оказываемой на протяжении всего жизненного цикла». То же самое распространяется и на строительство домов: ответственность за обслуживание дома несет компания-застройщик.

«Обучить личность невозможно — личность можно только воспитать»
Так и в вузах: область их ответственности не ограничивается 4–6 годами, пока студент учится в университете: «Я уверен, что и родители, и общество заинтересованы в поддержании вот этого жизненного цикла с точки зрения воспитания человека. Я не говорю об обучении, я всегда применяю слово “воспитание”, потому что обучить личность невозможно — личность можно только воспитать».
Это наглядный пример той идеи Life-long learning (обучение на протяжении всей жизни, непрерывное обучение — прим. ред.), которая так популярна сегодня.

Сам ректор старается следовать этой идее: «Я каждый день что-то читаю, изучаю, узнаю».

Алексей Лопатин рассказывает, что обязательно читает каждый день. Это не только материалы по теме научной работы — он сейчас занимается написанием докторской диссертации, но и книги по документальной истории, которая является его увлечением: «Мне интересна роль личности в истории». Сейчас он изучает историю эпохи Ренессанса, историю семьи Медичи и Алиеноры Аквитанской — матери короля Ричарда I Львиное Сердце, которая была одной из первых средневековых независимых женщин.


Феномен ТИСБИ
Чтобы оставаться в курсе происходящего в стране, в мире, в академической сфере, ректор ежедневно изучает новости, активно ведет соцсети, а также следит за происходящим в ведущих университетах, лучшие практики и опыт которых считает ценным для себя. Изучать разные мнения, получать большое количество информации он считает важным — так можно избавиться от зашоренности взглядов и шире смотреть на многие вещи.

Такой исследовательский подход распространяется и на изучение ТИСБИ изнутри: «Я технарь, я люблю докапываться до всего, что может обладать доказательной базой, и я до сих пор — хотя прошло не так много времени с момента моего назначения — не могу разгадать феномен ТИСБИ. Во-первых, в университете так чисто! Ни одной пылинки, и я сам видел, как студенты бережно относятся к вузу, подбирают редкие брошенные кем-то бумаги и сами их выбрасывают. Абсолютно точно, что бытие определяет сознание».

«Во-вторых, — продолжает ректор, — студенты ведут себя очень культурно. Например, в вузе они совсем не ругаются матом. И, хотя было бы странно думать, что этот элемент сленговой субкультуры отсутствует у них полностью, в вузе студенты ведут себя сдержанно и корректно.

В-третьих, студенты в ТИСБИ гораздо свободнее и расслабленнее чувствуют себя — здесь гораздо меньше то давление, которое ощущается в вузах, где гонятся за показателями и рейтингами».

Эти и многие другие нюансы создают неповторимую мозаику — образ вуза: «Мне самому здесь очень нравится. То, что я озвучил, — это лишь попытка приблизиться к пониманию, что же на самом деле дает такой хороший результат с точки зрения воспитания личности, что создает эту внутреннюю культуру поведения».


Командный дух, или Почему приходится бежать со всех ног
Помимо культуры поведения у студентов ректор отмечает еще, что важную роль в развитии университета играет и коллектив.

«У нас очень сплоченный, сильный коллектив, — говорит Лопатин о ТИСБИ. — Это люди, которые создавали университет, которые и сейчас вкладывают в него душу. Разумеется, моя задача — гармонично в него встроиться.
Я и на предыдущем месте работы, в КНИТУ — КАИ, в случае возникновения конфликтов, споров, неудовольствия директоров институтов говорил им: коллеги, у вас есть другой коллектив? Нет! Поэтому важно уважительно и бережно относиться к тем людям, которые у нас есть. Ведь если человек работает в университете, закрепился там, то у него есть сильные качества, нужно просто создать правильные условия, чтобы раскрыть их».

В качестве одной из сильных сторон нынешнего коллектива ректор называет гибкость, с которой вуз может развиваться, меняться, улавливать тренды, и ответственный подход к решению задач: «В нашем вузе невозможно думать, мол, ну, не сделаю сегодня — сделаю завтра: мы рассчитываем только на себя и на свою команду. У нас здесь здоровый командный дух, потому что иначе не выжить — отчасти это связано и со статусом негосударственного вуза. Люди сами понимают, что никто за них не сделает их работу».

Обычно такая ответственность сотрудников вуза не данность, а результат их долгого и упорного столкновения с системой, в результате чего вырабатывается совершенно новый подход к своим обязанностям.

Не станет ли назначение на должность ректора в таком вузе, как ТИСБИ, серьезным испытанием и вызовом? Не станет ли оно причиной сожалений?..

«Я ни в коем случае не сожалею, — отвергает эту мысль Алексей Лопатин. — Все, что сейчас со мной происходит, — это результат осознанного выбора. ТИСБИ — это очень хороший вуз. Легко сидеть в государственном учреждении и рассуждать высокопарно о каких-то вещах, ничего не предпринимая при этом. У нас иначе: все зависит от меня, от коллег, от наших усилий. Знаете, это как у Льюиса Кэрролла в “Алисе в стране чудес”: чтобы оставаться на месте, нужно бежать со всех ног, а чтобы куда-то попасть, нужно бежать вдвое быстрее. Мы бежим очень быстро!»
9 ноября / 2021
Автор — Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.