— Кроме производственных площадок, кого еще необходимо «подтянуть» в коллаборацию для создания большой сложной технической системы?
— Завод, как правило, выполняет узкую функцию изготовления конечного продукта. Само же изделие сосредоточено в нескольких конструкторских бюро, где выстраиваются директивные технологические процессы. На мой взгляд, исходная точка в работе над любым серьезным изделием технической системы — это генеральный конструктор изделия. Обычно это руководитель крупного проекта, который работает в конструкторском бюро или в НИИ, отслеживает всю цепочку взаимодействия с другими исследователями, КБ, заводом-производителем и получает всю информацию о жизненном цикле изделия от эксплуатантов.
— Когда Вы выстраиваете связи с индустриалами, Вы определяете для себя, с какими предприятиями университету по пути, а с какими — нет? Вам важно совпасть с ними по целям, ценностям, планам?
— Список я не составляю, но держу в голове определенную матрицу. По ней сверяю и ценности, и цели, и планы.
Самая большая проблема сейчас с планами. Цели предприятий в основном понятны, ценности — тоже, их обычно достаточно легко прочитать. А вот всё, что касается среднесрочных и особенно долгосрочных планов, для многих предприятий создает зону неопределенности. Если производство берется за новое изделие, то вынуждено подтягивать к его разработке новые технологии, а это достаточно сложный, длительный процесс.
Раньше мы полагали, что все ограничения связаны с нашими университетскими порядками. Мы же инерционная институция — готовим магистров за 6 лет, специалистов — за 5−5,5. Но сегодня на предприятиях иногда нет планов даже на такой период.
— Проектная деятельность в университете требует новых функций от сотрудников, некоторые из которых вообще не свойственны классической академической среде. К руководителю проекта и лектору, который только ведет занятия, невозможно предъявлять одинаковые требования, хотя оба они могут числиться в штатном расписании преподавателями. Есть ли сейчас понимание того, как формулировать требования к сотрудникам университета на разных ролях?
— То, что все они по штатному расписанию преподаватели, а занимаются разными направлениями деятельности, — это, скорее, проблема большой статистики. Обычно в любом научном коллективе всем известно, как распределены роли, кто в большей степени исследователь, кто преподаватель, кому за что установлена персональная надбавка.
Техническим университетам проще определиться в вопросе, какие требования предъявлять специалисту, который считает своей основной деятельностью исследования и разработку, потому что это часть инженерного дела, и мы обучаем технологии проектирования внутри профессии.
Другое дело, что, помимо профессиональных компетенций, руководителю проекта нужны определенные личностные качества. И здесь ничего нового я не скажу: есть люди, которые готовы брать на себя ответственность и больше других склонны к тому, чтобы вести за собой, быть лидерами. А есть те, кто качественно выполняет работу в режиме исполнителя и при этом очень дискомфортно себя чувствует, когда приходится принимать решения. Для ведущего исследователя ключевым качеством можно считать то же, что и для управленца, — способность принимать решения. С той лишь разницей, что руководитель в режиме нон-стоп принимает организационные решения, а конструктор — научно-технологические.
Все красивые легенды, вроде истории с Сергеем Павловичем Королевым, который взял на себя смелость написать, что «Луна — твердая», ради того, чтобы можно было спроектировать лунный аппарат, на самом деле про то, что руководителю сложного проекта за время его выполнения много раз приходится брать на себя большую ответственность за каждое принятое решение.
— Некоторые университеты при реализации крупных проектов приглашают внештатных преподавателей, исследователей, которые работают на переднем крае науки. С одной стороны, хорошо, когда в вуз приходят звезды, а с другой — как быть с тем недоверием, которое может возникнуть в коллективе при появлении «чужака», особенно если его назначают лидером направления? Был ли у УлГТУ такой опыт?
— Многое зависит от атмосферы в коллективе и от личностных качеств приглашенного руководителя проекта. Как правило, для авторитарного стиля управления в академической среде всегда есть предел терпения.
Релевантного опыта у нас не было, но могу привести в пример похожую ситуацию, которая лично меня удивляет. Когда на выполнение большого проекта в вуз приходит эксперт с производства, проблем возникает меньше, чем когда приходит доцент из другого института или университета с другим стилем работы и начинает критиковать сложившиеся на кафедре формы организации труда. «Искрить» может сильнее во втором случае.