— Как Вы считаете, какие перспективы для образовательного процесса открывает такое свойство генеративных нейросетей, как выполнение творческих, креативных функций, которые раньше были присущи только человеку? Как это может изменить обучение?
Руслан Сулейманов, проректор по цифровизации МГПУ:
— На мой взгляд, сейчас мы наблюдаем первый этап в освоении подобных систем. Очень многие воспринимают искусственный интеллект как аналог калькулятора, который нужен для решения простых конкретных задач: написать учебный план, проверить работу на ошибки, сделать суммаризацию по тексту или сформулировать выводы.
На следующем этапе искусственный интеллект может стать участником, субъектом образовательного процесса. Появление генеративных нейронных сетей может привести к тому, что у каждого студента будет цифровой персональный тьютор, к которому можно обратиться с вопросом по образовательной программе или конкретному курсу. Искусственный интеллект сможет предложить альтернативные способы решения задачи или иной угол зрения на проблему. Так что, на мой взгляд, на креативность студентов будет напрямую влиять именно персонализация.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
— У меня другая версия. Мне кажется, креативность будет развиваться через намеки, которые человек делает искусственному интеллекту. Самое простое, о чем я как преподаватель прошу нейросеть, когда, допустим, готовлюсь к выступлению — «подскажи, что я забыл дописать в своем тексте, чем его следовало бы дополнить?». ИИ может предложить мне, какой вопрос я не учел в своем докладе, о чем еще можно сказать, как усилить мою позицию. Это такой низовой уровень стимулирования креативности в общении с искусственным интеллектом.
В перспективе мы будем указывать ИИ в качестве соавтора, как это уже делают некоторые ученые в своих статьях. Так и пишут: конкретные разделы были подготовлены вместе с системой искусственного интеллекта, полученные данные нам кажутся обоснованными, так как подтверждены такими-то публикациями. Это стало привычной практикой в научной среде, по принципу open the kimono, «открой свое кимоно» — покажи, что твои тексты созданы при участии помощников, специальных генеративных моделей.
Другой вопрос, что нужно понимать, что технология может сбоить, в ней есть и будут уязвимые места. Мы недавно тестировали систему, которая транскрибирует школьные уроки, и обнаружили, что при работе над материалом для занятия по басням Крылова и Эзопа искусственный интеллект — вольный редактор — почему-то в дополнение к указанным баснописцам добавил Лафонтена, хотя у учителя на уроке изначально не было такого замысла. Зачем он это сделал, непонятно, но пример показывает, что технология может ошибаться и выдавать ложные данные, а значит, требует человеческого контроля и участия.
— Вы привели в пример инструмент тьюторской поддержки студентов. Есть ли подобные цифровые персональные ассистенты для преподавателей?
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
— Да, разработка так и называется, ею занимается наш партнер СберОбразование. Руслан Сулейманович, расскажите, пожалуйста.
Руслан Сулейманов, проректор по цифровизации МГПУ:
— Продукт называется «Ассистент учителя», делает его СберОбразование. Разработка предполагает взаимодействие не с образовательной организацией, а напрямую с учителем. Педагог устанавливает себе на телефон или планшет приложение и с его помощью записывает свои занятия в аудиоформате. Приложение оценит речь преподавателя, извлечет из нее основные факты, покажет метрики. Например, насколько часто учитель обращался к ученикам, какие слова чаще всего использовал.
Если подключить к анализу видеозапись, что мы сейчас и делаем у себя в университете, то картина по итогам каждого занятия получится более полной. Исходя из этих данных, для педагога можно будет сформировать индивидуальный план развития, включающий рекомендации от искусственного интеллекта.
— Все, что Вы рассказываете о перспективах применения ИИ в педагогической практике, звучит захватывающе и, кажется, способно вывести учительский опыт на новый уровень. Хотелось бы, чтобы как можно больше педагогов об этом узнали и не переживали, что их заменят роботы. А вот для тех преподавателей, кому интересно разобраться в этой технологии, есть какие-то обучающие ресурсы?
Руслан Сулейманов, проректор по цифровизации МГПУ:
—В основном это курсы промт-инжиниринга, где учат писать запросы для генеративных нейронных сетей. Подобные программы есть на платформах открытых курсов.
У нас в университете есть элективные курсы для педагогов по более продвинутому использованию инструментов ИИ в образовательном процессе, на которых обучают, каким образом и с какой пользой их можно использовать в обучении, демонстрируются примеры, где нейросети применять не стоит.
Мы проводим регулярные встречи с преподавателями по этим вопросам, а недавно собрали у себя порядка 80 директоров московских школ, которым демонстрировали различные способы работы с генеративными нейросетями. Это часть нашей просветительской деятельности, и мы планируем ее усиливать.
— По Вашим впечатлениям, как в целом директора школ относятся к использованию ИИ в обучении? Чего сейчас больше: недоверия или интереса?
Руслан Сулейманов, проректор по цифровизации МГПУ:
— Кто-то позитивно на это смотрит и ежедневно использует в своей деятельности, кто-то относится настороженно. Но все понимают: будущее наступило, нравится нам или нет, но с этими технологиями придется работать, потому что ими пользуются и школьники, и студенты.
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
— Я добавлю, что не ожидал, что для многих директоров школ эта технология до сих пор в новинку. Мне казалось, что уже все так или иначе промтят, строят запросы, генерят с помощью GPT какие-то тексты. Оказалось, нет, далеко не все это делают.
— Поговорим об использовании искусственного интеллекта в среде исследователей, ученых, авторов статей. Здесь сразу возникает вопрос об аналогии с сервисом «Антиплагиат», который в начале своего становления воспринимался как инструмент по выявлению академического мошенничества. Однако со временем его применение помогло авторам лучше разбираться в правилах оформления своих работ: что заимствовать можно, но это нужно делать правильно, с соблюдением всех авторских прав. Могут ли системы, которые выявляют сгенерированный текст, аналогичным образом помогать правильно его использовать и оформлять?
Игорь Реморенко, ректор МГПУ:
— «Антиплагиат» теперь тоже активно развивается в сторону создания механизма распознавания текстов, сгенерированных искусственным интеллектом. Для такой большой системы, которая работает на всем русскоязычном пространстве, это весьма значительный вызов.
В этой связи намечается сдвиг некоторых этических норм, потому как многие рутинные аналитические действия, вроде контекстного анализа, отработки стилистики, подбора источников, на которые можно ссылаться в научной работе, теперь удобнее делать с помощью систем искусственного интеллекта. Думаю, это может вызвать ностальгию по прежней крафтовой научной работе, когда все расчеты делались вручную. Помню, как в 1990-е годы, когда я писал диссертацию, научное сообщество ревностно относилось к тому, что данные статистики начали обрабатывать в стандартных компьютерных пакетах. Когда появилось программное обеспечение, которое позволяло автоматизировать оценку, считать среднеквадратическое отклонение, дисперсию случайной величины, валидность проведенных опросов, это вызывало приблизительно те же эмоции, какие сегодня вызывает промтинг.
Руслан Сулейманов, проректор по цифровизации МГПУ:
Я дополню, что когда-то точно так же обычной практикой стало использование текстового редактора, который фиксируют опечатки и ошибки, и это не мешает людям продолжать писать от руки на бумаге.
На мой взгляд, бонус искусственного интеллекта как раз в том, что он способен незаметно, но активно внедряться в программные средства и системы. Например, в виде рекомендательных опций.