— Андрей Драгомирович, глобально Вы задумываетесь за горизонт 2030 года: каким может стать институт, головной университет? Какие студенты будут к вам поступать? Что будет с преподавательскими кадрами? — Моя формула успешного вуза проста: чтобы обеспечивать качественную подготовку специалистов, нужны хорошие студенты, хорошие преподаватели и соответствующая материально-техническая база. Если всё это расшифровать, то преподаватели должны владеть знаниями, позволяющими сочетать традиции базового классического образования и современные образовательные технологии. Студенты должны быть нацелены на результат и настроены получить максимальный объем знаний за период своего обучения в вузе, а это включает не только ту программу, которую они выбрали, зачастую вместе с родителями, в качестве своего основного образовательного трека. Попав в университет, они должны понимать, что у них есть возможность освоения широкого выбора дополнительных компетенций: от изучения иностранного языка до получения параллельных специальностей.
Четыре года в вузе, на самом деле, это очень мало, поэтому, если ты хочешь набрать дополнительных компетенций для повышения своей конкурентоспособности на рынке, то бежать придется в два раза быстрее. Но зато за таким студентом очередь из работодателей будет выстраиваться еще до получения им диплома.
Для меня показательно, что, когда к нам обращаются представители компаний с просьбой порекомендовать для трудоустройства хороших выпускников, мы отвечаем, что на четвертом курсе сделать этого уже не можем, потому что все наши студенты разобраны организациями к концу третьего курса. Это результат наших коммуникаций с профессиональным сообществом, где обучающиеся проходят практику.
— Сегодня часто звучит тезис, что заказчики-работодатели не всегда удовлетворены уровнем подготовки выпускников вузов. Самые популярные претензии: приходят недоученные, без достаточной фундаментальной подготовки. Работодателям нужен «"упакованный" суперспециалист, готовый к сложным коммуникациям, социально ответственный, с определенной ценностной картиной мира», как сказал один из спикеров на совете экспертов высшего образования. Не слишком ли строгое требование к 21-летнему человеку?— Мне кажется, работодатель всегда был заинтересован в получении максимально подготовленного специалиста. Говорю это ответственно, потому что, как и многие мои коллеги, руководил разными коллективами. Мне очень нравится короткое определение, что значит управлять, — это приводить других к успеху, а для этого надо вообще-то самому уметь это делать. Мы учитываем этот принцип при подборе преподавателей, руководителей факультетов и кафедр — это должны быть специалисты, которые добились в жизни больших профессиональных успехов и могут объяснить, как это делать, своим студентам.
Другой важный момент: работодатели могут оценить своего потенциального сотрудника на этапе производственной практики и принять решение, брать его на работу или нет. Если же компании очевидно, что студентам не хватает практических знаний, то ей необходимо интегрироваться в учебный процесс: идти в вуз и рассказывать преподавателям и обучающимся о своих потребностях, ориентировать их на получение конкретных навыков. В этом случае за полтора–два года до выпуска студент сможет освоить нужные компетенции, и потом ему не придется тратить время на их доработку или шлифовку.
Залог подготовки специалиста, готового к реальной жизни, состоит в тесной коммуникации заказчика и вуза как площадки, где этого специалиста готовят.
— В завершение нашей встречи вопрос Вам как человеку с техническим образованием. Существуют нестандартные инженерные решения, а часто ли Вам приходится принимать нестандартные управленческие решения? — Все управленческие решения, которые нельзя поручить искусственному интеллекту, теперь являются нестандартными, и люди по-прежнему несут за них ответственность. Нельзя принимать управленческие решения, руководствуясь только базами данных, всегда нужно учитывать человеческий компонент, именно это отличает настоящий интеллект от искусственного. Любой руководитель, работающий с людьми в сфере публичного управления, должен четко понимать, что практически каждое его решение имеет серьезный отголосок в жизни его сотрудников.
В отличие от многих других коллективов, вузовская команда обладает повышенной чувствительностью, потому что в ней работают, как правило, очень ответственные креативные люди, глубоко задумывающиеся о смыслах и о происходящих в образовании процессах. А еще в управлении вузом важно помнить, что у нас любому человеку могут простить что угодно, кроме несправедливости.