— Елена Алексеевна, РГСАИ — специализированная образовательная организация, которая реализует методики инклюзивного высшего образования. Как бы Вы охарактеризовали состояние этого сегмента в отрасли?
— Все наше общество движется в сторону развития инклюзивной среды, и образование как одна из главных и важных социальных сфер должно быть активно включено в этот процесс.
РГСАИ — единственный вуз культуры и искусств в России с таким высоким процентом студентов с инвалидностью. Их у нас обучается порядка 30% от общего количества. Могу смело назвать нас флагманом инклюзивного образования среди отраслевых образовательных организаций.
В отличие от многих других вузов, мы реализуем обучение по трем видам искусств: музыкальное, театральное и изобразительное. Это дает возможность студентам участвовать в совместных творческих проектах. Театралы принимают участие в наших музыкальных постановках (у нас есть инклюзивный оперный театр), музыканты задействованы в театральных постановках, а дизайнеры, живописцы и графики помогают с декорациями.
Здесь идет двойное включение. С одной стороны, ребята с инвалидностью вовлечены в образовательный процесс, в сферу культуры, а с другой — здоровые студенты, у которых нет дополнительных потребностей, в процессе взаимодействия с теми, кому нужна поддержка, учатся общаться с людьми с инвалидностью. Кто бы что ни говорил, у нас в обществе далеко не все знают, как это делать.
Кроме того, мы взаимодействуем со всеми учреждениями культуры, которые могут обратиться к нам по поводу инклюзивных методик. Через наш Центр непрерывного образования занимаемся повышением квалификации работников учреждений культуры в сфере инклюзивного образования. Так что работы много.
— К Вам наверняка обращаются за консультацией коллеги ректоры из других вузов — раз у Вас такой уникальный опыт в организации инклюзивной среды для студентов.
— В 25 вузах разной ведомственной или отраслевой принадлежности, в том числе и на новых территориях, есть ресурсные учебно-методические центры по работе с людьми с инвалидностью.
Если в институт культуры поступил слабослышащий ребёнок, а там нет специалиста, который мог бы организовать для него учебный процесс с учетом его особенности, мы можем передать все необходимые методики и адаптированные программы, связать с другими специалистами, обучить, если нужно, провести мастер-классы, чтобы коллеги понимали, как им действовать в таком случае, потому что вуз должен принять студента с проблемами со здоровьем.
— А есть ли для студентов с инвалидностью дополнительные помощники в Вашей академии?
— Конечно! Все условия, которые нужны для обучения, у нас созданы. В академии есть отдел переводчиков русского жестового языка для слабослышащих, тьюторы для невидящих ребят.
— Для абитуриентов с особенностями здоровья особенно важно, смогут ли они освоить в вузе профессию, по которой будут в дальнейшем работать. Как в академии выстроена система содействия трудоустройству?
— У нас обучается всего 300 человек. Ежегодно поступают примерно 50 студентов и столько же выпускается, поэтому мы следим за трудоустройством каждого — не только тех, кто имеет инвалидность, но и вообще всех студентов. Выпускников с особенностями здоровья ведем в течение трех лет после того, как они окончили академию, узнаем, нужна ли им помощь.
Многие студенты находят работу во время обязательной практики. Есть выпускники, которые окончили наш музыкальный факультет и работают преподавателями в школах искусств. Есть выпускники, которые вернулись в академию после магистратуры или аспирантуры в Российской академии музыки имени Гнесиных или в Московской консерватории имени П. И. Чайковского и теперь преподают у нас.
Выпуск 2023 года театрального факультета у нас вообще получился звездным: все 6 человек уехали в Санкт-Петербург, где при поддержке Всероссийского общества глухих создан театр неслышащих актеров «У ТЕАТР», труппа которого полностью укомплектована нашими выпускниками.
Невидящие люди, как известно, компенсаторно слышат то, чего не слышат зрячие. У нас, к примеру, на звукорежиссеров обучаются невидящие ребята и делают это успешно.
Кроме того, с этого года мы повышаем квалификацию специалистов по тифлокомментированию для учреждений культуры. Они в аудиоформате комментируют происходящее на сцене, в кинотеатре, события в любом учреждении культуры для аудитории с ограниченными возможностями зрения.
Сложнее дела обстоят с трудоустройством художников-живописцев, многие из них продолжают обучение в магистратуре.
К любому таланту еще нужен огромный труд, и эти ребята умеют трудиться.
Вообще вакансии для наших выпускников мы еженедельно публикуем в своих соцсетях, а также участвуем в профориентационных мероприятиях, в фестивалях и конкурсах профессиональных компетенций, где есть возможность познакомиться с работодателями.
— Со всеми нашими героями, ректорами вузов, мы обсуждаем современные образовательные тренды, вроде индивидуализации, разнообразия форм обучения. Как всё это вписывается в инклюзивное высшее образование?
— Каждая учебная группа у нас состоит из 3−6 человек, поэтому индивидуальный подход обеспечен каждому, вне зависимости от состояния здоровья. Просто тем, кому нужна особая поддержка, уделяется еще более пристальное внимание.
Для меня в свое время было открытием, как на музыкальном факультете, на оперной подготовке, обучают людей с проблемами со зрением. Чтобы студент не опускал голову во время пения, преподаватель устанавливает лампу на уровне его лица, которая имитирует софиты на сцене, для того, чтобы студент верно направлял звук. Остаточное зрение позволяет увидеть этот свет и держать корпус в правильном положении, как положено оперному исполнителю.