«К любому таланту еще нужен огромный труд»

Интервью с ректором Российской государственной специализированной академии искусств Еленой Пахомовой.
РГСАИ — единственный в стране вуз культуры и искусств, где почти каждый третий студент имеет инвалидность. Всего в академии обучается 300 человек, поэтому индивидуальный подход здесь обеспечен каждому без исключения. О том, какая работа за этим стоит, мы поговорили с ректором.

«Если в институт культуры поступил слабослышащий ребёнок, а там нет специалиста, который мог бы организовать для него учебный процесс с учетом его особенности, мы можем передать все необходимые методики и адаптированные программы».
— Елена Алексеевна, РГСАИ — специализированная образовательная организация, которая реализует методики инклюзивного высшего образования. Как бы Вы охарактеризовали состояние этого сегмента в отрасли?

— Все наше общество движется в сторону развития инклюзивной среды, и образование как одна из главных и важных социальных сфер должно быть активно включено в этот процесс.

РГСАИ — единственный вуз культуры и искусств в России с таким высоким процентом студентов с инвалидностью. Их у нас обучается порядка 30% от общего количества. Могу смело назвать нас флагманом инклюзивного образования среди отраслевых образовательных организаций.

В отличие от многих других вузов, мы реализуем обучение по трем видам искусств: музыкальное, театральное и изобразительное. Это дает возможность студентам участвовать в совместных творческих проектах. Театралы принимают участие в наших музыкальных постановках (у нас есть инклюзивный оперный театр), музыканты задействованы в театральных постановках, а дизайнеры, живописцы и графики помогают с декорациями.

Здесь идет двойное включение. С одной стороны, ребята с инвалидностью вовлечены в образовательный процесс, в сферу культуры, а с другой — здоровые студенты, у которых нет дополнительных потребностей, в процессе взаимодействия с теми, кому нужна поддержка, учатся общаться с людьми с инвалидностью. Кто бы что ни говорил, у нас в обществе далеко не все знают, как это делать.

Кроме того, мы взаимодействуем со всеми учреждениями культуры, которые могут обратиться к нам по поводу инклюзивных методик. Через наш Центр непрерывного образования занимаемся повышением квалификации работников учреждений культуры в сфере инклюзивного образования. Так что работы много.

— К Вам наверняка обращаются за консультацией коллеги ректоры из других вузов — раз у Вас такой уникальный опыт в организации инклюзивной среды для студентов.

— В 25 вузах разной ведомственной или отраслевой принадлежности, в том числе и на новых территориях, есть ресурсные учебно-методические центры по работе с людьми с инвалидностью.

Если в институт культуры поступил слабослышащий ребёнок, а там нет специалиста, который мог бы организовать для него учебный процесс с учетом его особенности, мы можем передать все необходимые методики и адаптированные программы, связать с другими специалистами, обучить, если нужно, провести мастер-классы, чтобы коллеги понимали, как им действовать в таком случае, потому что вуз должен принять студента с проблемами со здоровьем.

А есть ли для студентов с инвалидностью дополнительные помощники в Вашей академии?

— Конечно! Все условия, которые нужны для обучения, у нас созданы. В академии есть отдел переводчиков русского жестового языка для слабослышащих, тьюторы для невидящих ребят.

Для абитуриентов с особенностями здоровья особенно важно, смогут ли они освоить в вузе профессию, по которой будут в дальнейшем работать. Как в академии выстроена система содействия трудоустройству?

— У нас обучается всего 300 человек. Ежегодно поступают примерно 50 студентов и столько же выпускается, поэтому мы следим за трудоустройством каждого — не только тех, кто имеет инвалидность, но и вообще всех студентов. Выпускников с особенностями здоровья ведем в течение трех лет после того, как они окончили академию, узнаем, нужна ли им помощь.

Многие студенты находят работу во время обязательной практики. Есть выпускники, которые окончили наш музыкальный факультет и работают преподавателями в школах искусств. Есть выпускники, которые вернулись в академию после магистратуры или аспирантуры в Российской академии музыки имени Гнесиных или в Московской консерватории имени П. И. Чайковского и теперь преподают у нас.

Выпуск 2023 года театрального факультета у нас вообще получился звездным: все 6 человек уехали в Санкт-Петербург, где при поддержке Всероссийского общества глухих создан театр неслышащих актеров «У ТЕАТР», труппа которого полностью укомплектована нашими выпускниками.

Невидящие люди, как известно, компенсаторно слышат то, чего не слышат зрячие. У нас, к примеру, на звукорежиссеров обучаются невидящие ребята и делают это успешно.

Кроме того, с этого года мы повышаем квалификацию специалистов по тифлокомментированию для учреждений культуры. Они в аудиоформате комментируют происходящее на сцене, в кинотеатре, события в любом учреждении культуры для аудитории с ограниченными возможностями зрения.

Сложнее дела обстоят с трудоустройством художников-живописцев, многие из них продолжают обучение в магистратуре.

К любому таланту еще нужен огромный труд, и эти ребята умеют трудиться.

Вообще вакансии для наших выпускников мы еженедельно публикуем в своих соцсетях, а также участвуем в профориентационных мероприятиях, в фестивалях и конкурсах профессиональных компетенций, где есть возможность познакомиться с работодателями.

— Со всеми нашими героями, ректорами вузов, мы обсуждаем современные образовательные тренды, вроде индивидуализации, разнообразия форм обучения. Как всё это вписывается в инклюзивное высшее образование?

— Каждая учебная группа у нас состоит из 3−6 человек, поэтому индивидуальный подход обеспечен каждому, вне зависимости от состояния здоровья. Просто тем, кому нужна особая поддержка, уделяется еще более пристальное внимание.

Для меня в свое время было открытием, как на музыкальном факультете, на оперной подготовке, обучают людей с проблемами со зрением. Чтобы студент не опускал голову во время пения, преподаватель устанавливает лампу на уровне его лица, которая имитирует софиты на сцене, для того, чтобы студент верно направлял звук. Остаточное зрение позволяет увидеть этот свет и держать корпус в правильном положении, как положено оперному исполнителю.
«Для человека искусства особенно важно, у кого он учился».
— Сейчас вообще очень востребован так называемый аутентичный обучающий контент: когда к конкретному преподавателю идут за его уникальным опытом и подходом. Каков потенциал в этом отношении у РГСАИ?

— В творческой сфере в основном идут на педагогов, у которых можно получить уникальные компетенции, потому что для человека искусства особенно важно, у кого он учился.

У нас работает удивительный педагог Елена Борисовна Долинская, которая преподает только в аспирантуре и ведет активную научную деятельность в вузе. Ее основное место работы — Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского, и я благодарна ей, что она находит время и преподает у нас, потому что к ней стоит очередь из желающих обучаться. Особенно китайские студенты.

В класс к Сергею Сергеевичу Сорокину на саксофон (наставник долгое время работал в Большом театре) поступают целенаправленно, желая именно у него получить образование.

Екатерина Сергеевна Мигицко, потрясающий педагог, заведующая кафедрой пластической выразительности актера — это как раз ее выпуск неслышащих ребят уехал в новый театр в Санкт-Петербург.

Я могу перечислить еще много наших замечательных педагогов с уникальным опытом и с уверенностью скажу, что их подходы к обучению точно отличаются аутентичностью.
«Наши преподаватели — неприкосновенны, это те люди, которых мы бережем, потому что найти педагога, который умеет работать с нашей категорией студентов, очень сложно. Практически невозможно».
— Елена Алексеевна, у Вас огромный опыт работы в социальной сфере, при этом Вы по образованию — математик, экономист. Что помогло Вам освоиться в должности ректора творческой академии?

— В 2022 году я получила еще одно образование — закончила магистратуру в сфере стратегии. Моим научным руководителем был профессор Владимир Львович Квинт, руководитель Центра стратегических исследований МГУ имени М. В. Ломоносова. Мне это образование очень помогло в работе.

До назначения ректором я много общалась с руководителями вузов, курируя это направление в Кузбассе, откуда я и переехала в Москву, и поэтому хорошо понимаю их проблематику.

Конечно, курировать направление извне проще, чем когда ты непосредственно работаешь в вузе и руководишь его коллективом. До переезда в столицу я никогда бы не подумала, что в Москве есть проблемы с кадрами — казалось, сюда едут лучшие со всей страны. Едут на самом деле разные специалисты, и почти у всех — большие запросы, но при этом работать в команде не все приучены.

Самым сложным для меня как для руководителя стало формирование команды управленцев: проректоров, руководителей отделов, и эта работа еще продолжается. Я сразу сказала: наши преподаватели — неприкосновенны, это те люди, которых мы бережем, потому что найти педагога, который умеет работать с нашей категорией студентов, очень сложно. Практически невозможно.

Мне часто говорят: «У тебя же такой опыт, столько знаний в этой сфере», — а вот опыт здесь не срабатывает, потому что нужны совершенно другие подходы. Что ж, справимся!

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.