Кадры для ОПК

ректоры технических вузов о научных разработках
и подготовке инженеров



Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) — один из основных сегментов отечественной промышленности. Сегодня его развитие невозможно без высокотехнологичных разработок, цифровых решений и планомерного развития в таких отраслях экономики, уже гражданской, как связь, здравоохранение, топливно-энергетический комплекс, транспорт и т. п.

В числе этих сфер находится и образование, призванное готовить соответствующие кадры для ОПК. Мы поговорили с ведущими в этом направлении вузами, чтобы выяснить, как образовательные организации следуют государственным стратегиям развития и какие направления подготовки сейчас популярны у абитуриентов.

Ректоры Ковровской государственной технологической академии имени В. А. Дегтярева (КГТА) и Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова (БГТУ «ВОЕНМЕХ») рассказывают о создаваемых роботах, цифровизации, разработках в области вооружения и о профессиональной этике инженера.



Лаврищева Елена Евгеньевна

доктор экономических наук, ректор Ковровской государственной технологической академии имени В. А. Дегтярева

Иванов Константин Михайлович

доктор технических наук, профессор, ректор Балтийского государственного технического университета «ВОЕНМЕХ» имени Д. Ф. Устинова



От первого лица: о приоритетных направлениях в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова
Какие инженерные, технические специальности сегодня особенно востребованы у абитуриентов и работодателей в сегменте ОПК?

Не секрет, что эта сфера является одной из приоритетных для нашей страны. Так можно ли сказать, что вузы готовят достаточное количество кадров? Соответствуют ли такие показатели, как интерес абитуриентов и количество студентов, запросу и потребностям работодателей: государственных структур, предприятий и корпораций?

С этими вопросами мы обратились к ректору БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Константину Иванову.

— Если говорить о современном состоянии, — комментирует ректор, — то сейчас в Военмехе есть три основных направления, которые являются приоритетными с точки зрения университета, работодателей и нашего учредителя — Министерства образования, которое выделяет дополнительные места, финансирует определенные специальности и направления.

Первое направление — ракетно-космическое. На него сейчас выделяется много бюджетных мест. Данное направление связано с космическими аппаратами, с новыми гиперзвуковыми двигателями, с вопросами динамики полета, конфигурирования новых стратегических и тактических ракет, стартовых комплексов для спутников и с работой ракетных полигонов. То есть всех вопросов, непосредственно связанных с космической деятельностью.

«Если раньше космос был пределом мечтаний романтиков, то сейчас это часть инфраструктуры нашей планеты. А космическая орбита — это та сфера, на которую расширилось жизненное пространство Земли»
ректор БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Константин Иванов
Если раньше космос был пределом мечтаний романтиков, то сейчас это часть инфраструктуры нашей планеты. А космическая орбита — это та сфера, на которую расширилось жизненное пространство Земли. Там сейчас летают космические группировки, поддерживается мобильная и сотовая связь, системы наблюдения и контроля за погодой, функционируют системы, связанные с безопасностью. Мы проводим очень серьезную работу по развитию ракетно-космического направления, которое сейчас является одним из приоритетных. Для специалистов, работающих в этой сфере, есть большое количество рабочих мест в таких крупных корпорациях, как «РОСКОСМОС», АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей», АО «Тактическое ракетное вооружение», а на предприятиях, специализирующихся в области глобальной космической безопасности.

Второе направление — цифровизация. Под этим словом надо понимать не только хранение и сбор информации в базах данных, но и глобальные вопросы, которые обсуждаются сейчас в открытой и в закрытой печати, такие как проблемы комплексной глобальной безопасности, новых видов войн. Сейчас рассматриваются и изучаются темы различных гибридных войн, то есть вопросы информатизации, сетевой интеграции. Исследования, связанные с этим направлением, очень активно финансируются, есть большая потребность в специалистах, которые умеют работать в этой сфере. Один из самых высоких конкурсов в этом году в БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д.Ф. Устинова был по направлению «Программная инженерия». Мы собираемся эту специальность распространять на силовые факультеты, чтобы она была у специалистов в области оружия и вооружения, комплексной безопасности, защиты информации. Понимая, что мир развивается в данном направлении, которое в свою очередь активно финансируется, мы открыли специальности на гуманитарном факультете, касающиеся вопросов информационной безопасности: бизнес-информатику, защиту информации.

Третье направление — биомеханические и робототехнические системы. Раньше робот воспринимался как любой объект, который говорит: ему задают вопрос, он отвечает. Так было во всей советской фантастике. Сейчас уже любой мобильный телефон отвечает на вопросы, есть много голосовых помощников. Сегодняшние роботы — это рабочие органы, не только голосовая связь и принятие каких-то решений. Они выполняют множество функций, двигаются и управляются. Они имеют высокоточные и настраиваемые приводы. В этом году мы открыли в университете новую специальность «Робототехника военного и специального назначения». Это направление связано с работой на больших глубинах в море, в тяжелых погодных условиях и в космосе. У нас в университете развивается большое количество направлений, связанных с робототехникой. Причем сфера экстремальной робототехники у нас не просто хорошая, а одна из лучших среди всех вузов России. Три перечисленных направления являются магистральными. Про все остальные направления мы тоже не забываем, они также важны. Не бывает прорывных специальностей без всех остальных.

По всем новым и приоритетным направлениям спрос работодателей превышает количество студентов. Но как ни странно, сейчас нужны и специалисты с классическими специальностями. Востребованными являются конструкторы и технологи, знающие современные методы производства. По классическим конструкторам спрос работодателей сейчас превышает возможности университета.

В ближайшее время мы планируем сократить разрыв между спросом и предложением по всем указанным специальностям.


О востребованных кадрах для ОПК в Коврове
Действительно, ситуация, описанная ректором БГТУ Константином Ивановым, характерна и для других технических вузов, готовящих кадры для ОПК.

Так, в Ковровской государственной технологической академии, носящей имя известного российского и советского конструктора стрелкового оружия Василия Алексеевича Дегтярева, долгие годы работавшего на Ковровском пулеметном заводе (ныне ОАО «Завод им. В. А. Дегтярёва»), также готовят специалистов инженерных и экономических направлений и отмечают высокий спрос на выпускников.

В самом Коврове, где множество машиностроительных, оборонно-промышленных предприятий, предприятий госкорпораций «Ростех», «Роскосмос» и «Росатом», востребованы конструкторы-оружейники, инженеры-оружейники, инженеры-технологи, технологи-программисты, операторы, мастера, а спрос на выпускников направления «Конструкторско-технологическое обеспечение машиностроительных производств» в разы превышает предложение.

По словам Елены Лаврищевой, ректора КГТА им. В. А. Дегтярева, именно поэтому многие предприятия реализуют целевой прием и целевое обучение на базе КГТА, гарантированно получая через четыре года молодого специалиста нужного профиля.


Вуз и работодатель: налаженное взаимодействие
Для реализации такого приема в вузах должно быть хорошо налажено взаимодействие между учебной организацией и предприятиями региона.
Например, в КГТА, кроме целевого приема, такое взаимодействие связано и с прохождением практик на предприятиях, и организацией совместной научно-образовательной деятельности.

«Для этих целей у нас действуют совместные научно-образовательные лаборатории, — комментирует Елена Лаврищева, — это лаборатория исследования стрелкового оружия, опытно-экспериментальное производство, лаборатория трибологии и материаловедения, лаборатория специальной робототехники и систем управления, лаборатория цифровизации в промышленности. Кроме того, КГТА реализует важную часть системного подхода в деле подготовки инженерных кадров, тем самым реализуя модель непрерывного инженерного образования во Владимирской области».

«Решение прикладных задач хорошо стимулирует студентов к исследовательской деятельности — это определенный вызов для них»
ректор КГТА им. В. А. Дегтярева Елена Лаврищева
По словам ректора, не меньшее значение играют уже упомянутые программы целевого обучения, когда в вузе учитывают запросы конкретного предприятия, и студенческие практики: «Ознакомительную, производственную и преддипломную практику студенты проходят непосредственно на предприятии, — рассказывает Елена Лаврищева. — Курсовые проекты и выпускные квалификационные работы студентов решают реальные производственные задачи. Решение прикладных задач хорошо стимулирует студентов к исследовательской деятельности – это определенный вызов для них».
Целевой прием и целевое обучение позволяют включить в учебный процесс образовательные модули, согласованные с работодателями, что дает выпускникам КГТА профильные, нужные компетенции.

КГТА им. В. А. Дегтярева


Ключевые исследования и разработки
В результате такого взаимодействия вузы получают стабильный заказ на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по различным тематикам.

Например, в КГТА для нужд предприятий города в академии сейчас занимаются разработками в области машиностроения: разрабатывают алгоритмы и программное обеспечение для автоматизированного расчета технологических цепей, для автоподбора измерительного инструмента.
Но и не только.

Какие еще технологии, исследования, разработки в области наукоемкого производства техники, оборудования, аппаратов, оружия есть в вузе?

«В КГТА наши исследования и разработки в области вооружения в основном связаны с созданием новых боеприпасов повышенной эффективности, — комментирует Елена Лаврищева, — а также с повышением живучести стволов автоматического стрелково-пушечного вооружения. А в области гидравлики сейчас разрабатываются и совершенствуются методы расчета и проектирования гидроприводов; исследуется функционирование элементов гидроприводов, осуществляется имитационное моделирование гидроприводов и их элементов. Большая часть исследований направлена на оптимизацию технологии производства».

БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова также занимается разработками самого широкого профиля, многие из которых интересны крупным предприятиям и корпорациям.

Ректор Константин Иванов, рассказывая об опыте взаимодействия своего вуза и работодателей, также отмечает, что оно активно налажено: «Мы занимаем одно из первых мест на Северо-Западе по количеству договоров с предприятиями. У нас максимальное количество контрактов о сотрудничестве, в основном с предприятиями ракетно-космической и оборонной отраслей».
По его словам, вуз тесно сотрудничает более чем с 200 предприятиями, в числе которых госкорпорация «РОСКОСМОС» и такие крупные предприятия, как «Ростех», «Алмаз-Антей» и др.

Некоторые из разработок вуза были представлены на недавно прошедшем форуме «Армия 2021». По словам ректора, ВОЕНМЕХ всегда выставляет на форуме классический стенд, посвященный новым направлениям науки. «Это прежде всего области спутников, различные материалы, антенны, двигатели, — рассказывает Константин Иванов. — Также мы изучаем вопросы гиперзвука и показываем разработки, связанные с робототехникой, системами вооружения, областями космоса».

Ректор ВОЕНМЕХа уточняет, что на форуме выставляется и отдельный стенд Министерства науки и высшего образования РФ, на котором БГТУ тоже традиционно представляет свои разработки: «В последний раз там были показаны два образца, сделанные ВОЕНМЕХом. Представленные разработки касались силовой установки двигателя, также была продемонстрирована механическая рука. Мы немногие, кто на таком стенде выставил готовые образцы».

Константин Иванов уверен, что военно-техническое направление развития страны будет касаться космоса, сетевой войны, гибридных войн: «Наш университет как раз занимается техническим обеспечением всех этих направлений безопасности».


Достижения в области робототехники
Одно из ключевых направлений научно-технологического развития Российской Федерации, наряду с уже упомянутыми, — это робототехника. Создание робототехнических систем как одно из приоритетных направлений развития науки и технологий даже было закреплено в Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации и Указе Президента РФ от 16.12.2015 № 623.

Какие разработки в этой области есть у ВОЕНМЕХа и КГТА?

В БГТУ робототехникой занимаются как в рамках серьезной науки и изготовления образцов, так и в формате студенческой деятельности. По словам ректора, студенты создают роботов в процессе своей учебной работы, они тестируют образцы, участвуют в советующих конкурсах и различных конференциях, занимают хорошие призовые места.

Но гораздо более интересной с точки зрения прикладной ценности является серьезная научная работа в этой области. «Мы занимаемся созданием систем управления, которые смогли бы работать в экстремальных условиях, и вопросами позиционирования роботов, — делится достижениями вуза Константин Иванов. — Также разрабатываются двигатели для роботов. Очень интересное направление работ беспроводная передача энергии: она передается в космос, на глубину моря. Все без проводов».

В 2018–2019 годах КГТА успешно выполнила государственное задание Минобрнауки как раз по созданию программно-аппаратного комплекса управления беспилотными средствами (№ 8.12192.2018/11.12). Разработки ученых вуза были апробированы на беспилотных транспортных средствах Газель «Бизнес» и Газель «Next», они участвовали в конкурсе НТИ «Зимний город» и ежегодных полевых испытаниях беспилотных транспортных систем «Робокросс — 2015–2021». В данных исследованиях и испытаниях принимают участие и студенты вуза.

Ученые академии занимаются разработками навигационных систем повышенной точности: они позволяют мобильным робототехническим комплексам двигаться в автоматическом режиме даже в случае отсутствия сигналов спутниковой навигационной системы (внутри и снаружи помещений).

По словам ректора, сейчас беспилотник на базе Газели «Next» проходит сертификацию и вводится в эксплуатацию. После прохождения сертификации планируется приступить к тестовой эксплуатации беспилотного транспортного средства — уже не только на полигоне, но и на дорогах общего пользования.


Профессиональная этика инженера и гуманитарные дисциплины в техническом вузе

Увеличение числа робототехнических систем в окружающем нас мире рождает ряд вопросов, в том числе этического характера. Решать их придется всему миру — но техническим специалистам особенно.

Так становится все более актуальной профессиональная этика инженера, учитывающая и другие аспекты системного взгляда на эту профессию и роль человека в ней.
«Профессиональная этика важна в любой деятельности, и инженер не исключение»
ректор КГТА им. В. А. Дегтярева Елена Лаврищева
«Профессиональная этика важна в любой деятельности, и инженер не исключение», — делится своим видением Елена Лаврищева (КГТА им. В. А. Дегтярева). Она считает, что использование высокого нравственного потенциала инженера как личности духовно богатой и высокопрофессиональной должно стать основой его активной гражданской позиции. Все это в итоге способствует умножению авторитета российского инженерного образования.


Вопросы профессиональной этики — из области социогуманитарных дисциплин. Логично, что этот блок должен быть представлен в вузе не только формально, но и содержательно.

Историей развития этого направления в своем техническом вузе делится ректор ВОЕНМЕХа: «В 90-х годах была цель получить статус Университета, — вспоминает ректор Константин Иванов. — Формально для этого и был открыт гуманитарный факультет. Потом оказалось, что он и не формально помогает развитию ВОЕНМЕХа».

Ректор БГТУ рассказывает, что в их вузе изначально экономический факультет, направления лингвистики и политологии развивались самостоятельно, но затем их «связали»: присовокупили к вопросам комплексной безопасности и развитию инженерного факультета.


«Сейчас экономика — одно из направлений воспитания грамотного инженера»
ректор БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова Константин Иванов
«Сейчас экономика — одно из направлений воспитания грамотного инженера, — считает Константин Иванов. — Будущим экономистам читают курсы инженеры, а они в свою очередь слушают лекции экономистов. Например, по математической лингвистике большую часть курсов читает факультет программирования, потому что сейчас актуальны машинные методы. Факультет “Р” занимает достойное место в нашем университете. Благодаря преподаваемым там дисциплинам инженеры могут шире посмотреть на проблему безопасности. Гуманитарные дисциплины питают силовые факультеты, и в рамках современной концепции касаются вопросов комплексной безопасности: силовой, языковой, экономической».

БГТУ «ВОЕНМЕХ» им. Д. Ф. Устинова

С его позицией согласна и ректор КГТА Елена Лаврищева: «Если говорить о подготовке современного инженера, то несомненно, что в условиях экономической, политической и культурной глобализации приоритетными становятся знания и компетенции, связанные с жизнью и работой в многокультурном обществе. Именно дисциплины гуманитарного блока дают возможность сформировать у будущего технического специалиста “системный взгляд” на профессию и себя в ней».

Она отмечает, что в ее вузе востребованы такие направления гуманитарной направленности, как экономика и менеджмент. Их актуальность Елена Лаврищева объясняет так: на крупных предприятиях все больше требуются специалисты экономического профиля со знанием особенностей производственных процессов, обладающие управленческими навыками; меняются технологии, методы и инструменты проведения расчетов и в банковской сфере, но профессиональные экономисты всегда в курсе происходящих изменений.

«Гуманитарные знания проводник в современный многообразный мир, где как раз и обитает наш выпускник», — рассказывает ректор. В числе востребованных знаний, навыков и компетенций она перечисляет также владение иностранными языками, знание психологии, различные soft skills: умение работать в команде, навык самопрезентации. «Нельзя отодвигать развитие этих умений на второй план», — уверена Елена Лаврищева.

С этим мнением спорить уже не приходится: все чаще успешный инженер — это инженер с широким кругозором и развитыми навыками коммуникации.
И ведь на создание такой личности, причем не только являющейся специалистом технического профиля, и ориентировано в конечном счете высшее образование, не правда ли?






18 января/ 2022
Автор: Анастасия Привалова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.