«Как организовать доступное высшее образование на сельских территориях»

Интервью с ректором Нижегородского государственного инженерно-экономического университета Анатолием Шаминым.
Княгинино находится в ста километрах от Нижнего Новгорода. В городе проживает всего 7000 жителей, и половина из них — студенты Нижегородского государственного инженерно-экономического университета. Это редкий пример вуза, который стал градообразующей организацией, ядром притяжения для тысяч молодых людей, выбравших жить, учиться и работать в сельской местности.

«Мы решили создать „домовитый“ вуз, чтобы удержать на селе молодежь и готовить специалистов для местных организаций и предприятий».
— Анатолий Евгеньевич, Вы были гендиректором местных сельхозпредприятий, главой районного самоуправления и стали идейным вдохновителем образования Княгининского университета. Какую концепцию Вы использовали при создании вуза?

— Идея открыть в Княгинине учебное заведение возникла в начале 2000-х, когда я был главой местной администрации. Когда-то в городе было профтехучилище, но в 1990-е оно пришло в упадок. Я предложил руководству: давайте снова организуем техникум, сохранив рабочую подготовку. Тогда образовательные заведения уровня СПО были в основном в крупных городах, но мою идею поддержали. Так в Княгинине появился техникум. Потом мне многие говорили, что нашему примеру последовали не только в Нижегородской области, но и по всей России: учреждения СПО на базе ПТУ стали создавать в том числе в сельских населенных пунктах.

Дальше возникла идея преобразовать техникум в институт. Прежде всего ради того, чтобы у местной молодежи была мотивация оставаться на малой родине, получать здесь высшее образование и потом работать по специальности, а не уезжать сразу после школы в Нижний Новгород и другие большие города.

Не буду лукавить: идея не наша, мы ее «подсмотрели» во время рабочей поездки в США, где изучали опыт открытия образовательных организаций в провинции. В одном из штатов после закрытия местной шахты, на которой работал весь город, открыли региональный университет. Учебное заведение «вытянуло» экономику всего штата благодаря тому, что обеспечивало для него необходимые кадры. С этой идеей я вернулся домой.

Бизнес-подход это или нечто иное, но мы решили создать «домовитый» вуз, чтобы удержать на селе молодежь и готовить специалистов для местных организаций и предприятий. В начале 2000-х Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, как пылесосы, затягивали к себе всю интеллектуальную элиту. Тогда считалось, что крупные вузы должны быть в крупных городах, а в селах, в лучшем случае, — филиалы, да и те закрывали. Мы же пошли другим путем: начали набирать ребят из сел, пригласили преподавателей из числа своих же земляков. Никто не верил, что у нас получится. В моногороде с населением 7000 человек организовать вуз? Зачем? Мы исходили из того, что в Княгинине и близлежащих районных центрах есть десяток крупных предприятий, и наша программа подготовки будет тесно связана с местным производством. И у нас начало получаться. За 20 лет работы Княгининский университет собрал материальную базу девяти локальных образовательных учреждений, развил собственную научную базу. Сейчас у нас на всех площадках обучается около 6000 человек, из них в Княгинине около 3500 обучающихся.

— Получается, половина жителей города — ваши студенты.

— Журналисты в свое время назвали Княгинино самым студенческим городом Европы. Я в шутку отметил, что по соотношению численности студентов и прочих категорий населения мы обогнали Оксфорд и Кембридж. Теперь наша задача — обогнать их по качеству образования.

— Вы планируете как-то использовать эту особенность и развивать университет в студгородок или кампус?

— Это моя мечта — сделать Княгинино городом-кампусом. Местное самоуправление тоже поддерживает эту идею.

Надо отдать должное, в последние годы сельским территориям уделяют больше внимания, вкладываются в развитие общественных пространств. В Княгинине построили большой ФОК с искусственным льдом, бассейном, есть хорошая поликлиника. Всё это влияет на привлекательность территории. Результаты мы видим по своим студентам. К нам начали приезжать абитуриенты из других регионов и даже ближнего зарубежья, чему я даже иногда удивляюсь.

— Чем их привлекает Княгининский университет, как Вы считаете?

— Думаю, во многом благоприятной обстановкой. У нас небольшой, но уютный город с необходимой инфраструктурой. Благодаря возросшему числу студентов в Княгинине даже возродилось такси, которым активно пользуются учащиеся. Таксисты признаются, что во время летних каникул заказов у них заметно убавляется, и они всегда ждут начала учебного года.

Другая причина — наличие бюджетных мест и более низкая стоимость платного обучения, по сравнению с городскими вузами. Стараемся держать цены, потому что знаем: к нам поступает много ребят из семей, которые не могут себе позволить дорогостоящее образование.

— Вы упомянули Оксфорд как пример высочайшего качества образования. Какие у Вас критерии оценки? По какому показателю определить, что в университете дают качественное образование?

— Востребованность выпускников — это самое главное, я считаю. По данным мониторинга образования, трудозанятость наших выпускников составляет 97%. Разве это не показатель качества обучения?

— Согласны, это хороший результат. А то, в какие компании устраиваются на работу выпускники, — это для Вас критерий?

— У нас есть представительства Газпрома, Транснефти, Ростелекома, Сбербанка, Россельхозбанка, с ними заключены договоры о подготовке специалистов. Но наша позиция и задача всё же в том, чтобы выпускники оставались жить и работать на сельских территориях, в местных отделениях и филиалах этих компаний.
«Работодатели приезжают к нам и подбирают себе студентов на практику уже на 2−3 курсе».
— Многие Ваши коллеги-ректоры в интервью нам говорят, что для них важным критерием востребованности студентов является тот факт, что предприятия подписывают их на контракты уже с 3−4 курса. И речь не о целевиках, а об основном потоке студентов. Есть ли такое в Вашем вузе?

— В 2022 году НГИЭУ выиграл стомиллионный федеральный грант от Министерства просвещения. На эти средства был создан образовательно-производственный центр (кластер) сельского хозяйства Нижегородской области ФП «Профессионалитет». В развитие проекта финансово вложились местные предприятия, и сегодня работодатели приезжают к нам и подбирают себе студентов на практику уже на 2−3 курсе. Многие заключают договоры о работе, предоставляют жилье. Так что процесс налаживается, и мы будем продолжать его развивать, потому что это одна из наших стратегических задач.

— В 2023 г. число бюджетных мест в магистратуре в российских вузах выросло, по сравнению с прошлыми годами. По прогнозам экспертов, в новой системе высшего образования годичная магистратура может стать гибким инструментом подготовки кадров для решения конкретных задач работодателей. Вы уже используете этот подход?

— Да, активно используем, потому что 99% обучающихся в нашей магистратуре студентов работают. Многие получают образование по той причине, что до этого вынужденно трудились не по своему бакалаврскому профилю и теперь им нужно специализированное образование для выполнения конкретных рабочих задач.

— Анатолий Евгеньевич, поговорим о приемной кампании. Интересна Ваша позиция по такому вопросу. Университеты в ходе ее проведения, как правило, обращаются напрямую к абитуриентам, стараются завоевать их внимание. Однако ряд исследований показывает, что каждый второй поступающий учитывает при выборе вуза мнение родителей, и в целом окончательное решение принимается внутри семьи. Так на кого надо воздействовать прежде всего: на поступающих или на их родителей?

— Мы работаем и с теми и с другими. С детьми начинаем взаимодействовать еще до школы. В наш Центр цифрового образования детей «IT-куб» приходят с 5 лет. Участвуем в родительских собраниях в школах, встречаемся с родителями в рабочих коллективах и всегда собираем у них обратную связь.

— Какой запрос сейчас у родителей к университету?

— Они хотят, чтобы их дети были в безопасности в стенах университета и получали хорошее образование, которое пригодилось бы им на всю жизнь. Я всегда говорю: образование — как удочка, университет должен научить, как ею добывать себе рыбу.

— Каким Вы хотели бы видеть Княгининский университет в будущем?

— Научно-образовательным центром подготовки кадров не только для юго-востока области, но и для всего региона, особенно сельских территорий. Я всю жизнь прожил в Княгинине, хотя меня звали и в Нижний Новгород, и в Москву, но я не поехал. Считаю, нам нужно развивать образование на селе, потому что это вклад на долгие десятилетия и залог того, что в глубинке сохранится жизнь.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.