— Анатолий Евгеньевич, Вы были гендиректором местных сельхозпредприятий, главой районного самоуправления и стали идейным вдохновителем образования Княгининского университета. Какую концепцию Вы использовали при создании вуза?
— Идея открыть в Княгинине учебное заведение возникла в начале 2000-х, когда я был главой местной администрации. Когда-то в городе было профтехучилище, но в 1990-е оно пришло в упадок. Я предложил руководству: давайте снова организуем техникум, сохранив рабочую подготовку. Тогда образовательные заведения уровня СПО были в основном в крупных городах, но мою идею поддержали. Так в Княгинине появился техникум. Потом мне многие говорили, что нашему примеру последовали не только в Нижегородской области, но и по всей России: учреждения СПО на базе ПТУ стали создавать в том числе в сельских населенных пунктах.
Дальше возникла идея преобразовать техникум в институт. Прежде всего ради того, чтобы у местной молодежи была мотивация оставаться на малой родине, получать здесь высшее образование и потом работать по специальности, а не уезжать сразу после школы в Нижний Новгород и другие большие города.
Не буду лукавить: идея не наша, мы ее «подсмотрели» во время рабочей поездки в США, где изучали опыт открытия образовательных организаций в провинции. В одном из штатов после закрытия местной шахты, на которой работал весь город, открыли региональный университет. Учебное заведение «вытянуло» экономику всего штата благодаря тому, что обеспечивало для него необходимые кадры. С этой идеей я вернулся домой.
Бизнес-подход это или нечто иное, но мы решили создать «домовитый» вуз, чтобы удержать на селе молодежь и готовить специалистов для местных организаций и предприятий. В начале 2000-х Нижний Новгород, Москва, Санкт-Петербург, как пылесосы, затягивали к себе всю интеллектуальную элиту. Тогда считалось, что крупные вузы должны быть в крупных городах, а в селах, в лучшем случае, — филиалы, да и те закрывали. Мы же пошли другим путем: начали набирать ребят из сел, пригласили преподавателей из числа своих же земляков. Никто не верил, что у нас получится. В моногороде с населением 7000 человек организовать вуз? Зачем? Мы исходили из того, что в Княгинине и близлежащих районных центрах есть десяток крупных предприятий, и наша программа подготовки будет тесно связана с местным производством. И у нас начало получаться. За 20 лет работы Княгининский университет собрал материальную базу девяти локальных образовательных учреждений, развил собственную научную базу. Сейчас у нас на всех площадках обучается около 6000 человек, из них в Княгинине около 3500 обучающихся.
— Получается, половина жителей города — ваши студенты.
— Журналисты в свое время назвали Княгинино самым студенческим городом Европы. Я в шутку отметил, что по соотношению численности студентов и прочих категорий населения мы обогнали Оксфорд и Кембридж. Теперь наша задача — обогнать их по качеству образования.
— Вы планируете как-то использовать эту особенность и развивать университет в студгородок или кампус?
— Это моя мечта — сделать Княгинино городом-кампусом. Местное самоуправление тоже поддерживает эту идею.
Надо отдать должное, в последние годы сельским территориям уделяют больше внимания, вкладываются в развитие общественных пространств. В Княгинине построили большой ФОК с искусственным льдом, бассейном, есть хорошая поликлиника. Всё это влияет на привлекательность территории. Результаты мы видим по своим студентам. К нам начали приезжать абитуриенты из других регионов и даже ближнего зарубежья, чему я даже иногда удивляюсь.
— Чем их привлекает Княгининский университет, как Вы считаете?
— Думаю, во многом благоприятной обстановкой. У нас небольшой, но уютный город с необходимой инфраструктурой. Благодаря возросшему числу студентов в Княгинине даже возродилось такси, которым активно пользуются учащиеся. Таксисты признаются, что во время летних каникул заказов у них заметно убавляется, и они всегда ждут начала учебного года.
Другая причина — наличие бюджетных мест и более низкая стоимость платного обучения, по сравнению с городскими вузами. Стараемся держать цены, потому что знаем: к нам поступает много ребят из семей, которые не могут себе позволить дорогостоящее образование.
— Вы упомянули Оксфорд как пример высочайшего качества образования. Какие у Вас критерии оценки? По какому показателю определить, что в университете дают качественное образование?
— Востребованность выпускников — это самое главное, я считаю. По данным мониторинга образования, трудозанятость наших выпускников составляет 97%. Разве это не показатель качества обучения?
— Согласны, это хороший результат. А то, в какие компании устраиваются на работу выпускники, — это для Вас критерий?
— У нас есть представительства Газпрома, Транснефти, Ростелекома, Сбербанка, Россельхозбанка, с ними заключены договоры о подготовке специалистов. Но наша позиция и задача всё же в том, чтобы выпускники оставались жить и работать на сельских территориях, в местных отделениях и филиалах этих компаний.