Мы собираем cookies

«Как перестроить подготовку строителей»

Интервью с ректором Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин) Юрием Сколубовичем.

Строительная отрасль переживает острый кадровый дефицит. Работодатели ищут специалистов уже со второго курса университета, но сами не готовы планировать потребности на годы вперед. Прогноз кадровой потребности строительной отрасли отсутствует, и это существенно увеличивает риски сбоев в развитии всей отрасли и негативно влияет на экономику государства в целом. О том, почему застройщики живут «от проекта до проекта», зачем вузам нужны студенты с профильным средним профессиональным образованием и как помочь отрасли выстроить систему долгосрочной подготовки кадров, рассказывает ректор НГАСУ (Сибстрин) Юрий Сколубович


Юрий Леонидович, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, известный также как Сибстрин, был создан 95 лет назад и долгое время оставался единственным вузом архитектурно-строительного профиля за Уралом. Какие важные для сибирского региона потребности выполняет университет сегодня?

— В настоящее время за Уралом есть всего два профильных архитектурно-строительных университета: Сибстрин и Томский государственный архитектурно-строительный университет. НГАСУ (Сибстрин) — вообще первый вуз в Новосибирске. И безусловно, одна из основных задач, которую решает наш вуз, — это подготовка высокопрофессиональных кадров. Наш университет входит в топ-50 вузов страны по уровню трудоустройства выпускников.

Сегодня я особенно горжусь тем, что наши выпускники широко востребованы, к нам буквально выстраивается очередь из работодателей. Строительная отрасль испытывает огромную нехватку кадров, поэтому многие студенты работают по специальности уже со второго-третьего курса. С одной стороны, это подтверждает качество подготовки, а с другой — подсвечивает важный и когда-то упущенный момент — необходимо срочно пересматривать систему планирования кадровой потребности в отрасли, и, в соответствии с этим, ведомствам строительной сферы принимать непосредственное участие в формировании государственного задания по набору на бюджетные места.

К 2019 г. контрольные цифры приема для нас были снижены примерно вдвое, по сравнению с 2014–2015 гг. Вот сейчас как раз и проявились результаты этих необдуманных оптимизаций — серьезный дефицит инженерных кадров на стройке. Кроме того, сокращение бюджетного финансирования — это серьезный удар по вузу. Мы держались за счет скромной внебюджетной составляющей, так как на строительные специальности нет такого бума поступающих, как на экономические или юридические направления. В технический вуз, особенно в архитектурно-строительный, в основном идут люди, мотивированные получить соответствующую профессию, с хорошими знаниями математики и физики, в настоящее время не популярными среди молодежи.
«...государству необходимо взять на себя прогноз кадровой потребности в строительстве».
Проблема еще больше обострилась из-за того, что строительные организации в основном — это частные компании, а строительный рынок очень динамичен и часто непредсказуем. Периоды бурного развития на нем сменяются стагнацией и наоборот. По этой причине строительные организации не могут вдолгую планировать свои кадровые потребности. Инфраструктурные объекты — дороги, мосты, жилье, школы, больницы — необходимы для нормального функционирования экономики и общества. Без четкого плана подготовки кадров сроки реализации таких проектов затягиваются, создавая препятствия экономическому росту страны.

На мой взгляд, государству необходимо взять на себя прогноз кадровой потребности в строительстве, чтобы понимать, какое количество специалистов потребуется отрасли в ближайшие годы, какие профессии будут востребованы больше всего, и соответственно планировать подготовку кадров в учебных заведениях. Это позволит избежать дефицита квалифицированных работников, повысить эффективность строительной индустрии и обеспечить стабильность рынка труда.

Для этих целей на базе НГАСУ (Сибстрин) при поддержке отраслевых ведомств и ведущих организаций была создана корпоративная кафедра МИНСТРОЙ РФ. Цель кафедры — подготовка управленческих кадров для строительной отрасли, регионального министерства строительства и подведомственных учреждений.

Еще одна важная для сибирского региона задача, которую успешно решает Сибстрин, — это привлечение в наш регион талантливой молодежи. Примерно 35% поступающих к нам абитуриентов — это выпускники новосибирских школ, остальные 65% приезжают из других регионов. Много студентов из Казахстана и других республик СНГ. Больше половины из них потом остаются в России, в том числе в Новосибирской области, пополняя ряды высококвалифицированных специалистов, которые обеспечивают жизнедеятельность всех населенных пунктов региона.
«...многие крупные строительные компании предъявляют повышенные требования к уровню компетенций сотрудников».
Любой вуз, как правило, заинтересован в абитуриентах, имеющих базовое профильное среднее профессиональное образование. Кто чаще всего к вам поступает: выпускники колледжей или уже работающие специалисты, решившие получить высшее образование? Как Вы расцениваете такие результаты?

— Треть абитуриентов поступают к нам после профильных колледжей. Это подготовленные мотивированные ребята, уже знакомые со специальностью. Таких студентов надо особенно поддерживать, чтобы они не уходили из профессии.

Что касается людей с опытом работы — сохраняется высокий спрос на высшее образование среди уже работающих строителей. Причин несколько. Во-первых, сегодня многие крупные строительные компании предъявляют повышенные требования к уровню компетенций сотрудников. Наличие диплома о высшем профессиональном образовании становится необходимым условием продвижения по службе и повышения уровня ответственности. Второе: строительная отрасль быстро развивается благодаря внедрению современных материалов, методов проектирования и организации производства. Учеба в Сибстрине позволяет специалистам ознакомиться с последними достижениями науки и техники, освоить инновационные подходы и технологии, такие как BIM-моделирование, цифровое проектирование и экологичные решения. В-третьих, получение диплома НГАСУ (Сибстрин) повышает шансы на трудоустройство в престижные компании, участие в международных проектах и переход на руководящие должности.

НГАСУ (Сибстрин) предоставляет разнообразные варианты обучения, подходящие взрослым слушателям. Вечерние группы, дистанционное обучение и гибкий график занятий делают возможным продолжение учебы параллельно с трудовой деятельностью, что привлекает многих практикующих специалистов.

Кроме высшего образования, очень востребовано дополнительное образование — переподготовка и повышение квалификации. В Институте дополнительного образования НГАСУ (Сибстрин) помогают оперативно осваивать актуальные профессиональные темы, получать образование удаленно, находясь в любом регионе страны.
— Вы отметили, что частные строительные организации сегодня не планируют вдолгую и закрывают свои кадровые потребности на ближайшие проекты. В таком случае какую корневую проблему индустриальных партнеров Вы решаете, помимо обеспечения их специалистами?

— Мы помогаем им в некоторых сложных вопросах, связанных с адаптацией технологий под новые условия. Период 1990-х — начала 2000-х гг. привел к тому, что частник предпочитал купить готовое решение подешевле и получить потом большую прибыль. Оплатить какую-то разработку выходило дороже, поэтому все покупали оборудование и строительные технологии в основном за рубежом. Иногда это были покупки в красивой обертке, но не достаточно качественные. И вот тогда компании начинали искать тех, кто поможет им с этим разобраться.

Я сам работал 10 лет на производстве и сталкивался с этими проблемами. Ко мне обращались производственники, которые закупали зарубежные установки для очистки воды, и те выходили из строя ровно через год эксплуатации. Поставщики разводили руками: покупайте новое оборудование или соответствующую оснастку. Мы же внимательно изучили гидравлику установок и нашли элементы, которые постоянно давали негативный сбой, из-за чего фильтрующий материал забивался и его приходилось менять. Предложили изменить некоторые конструктивные детали в фильтре и использовать наш собственный материал, который, в отличие от зарубежного, работает дольше и стоит дешевле.

Такие же сложности возникают со строительными материалами. Я называю это «системой полароида». Помните, был такой фотоаппарат, который сам по себе стоил недорого, в отличие от кассет для него. За счет этих расходников все и окупалось. Здесь — то же самое. Производство приобретает дешевый аппарат, а потом за счет дополнительных материалов, которые приходится заказывать из-за рубежа, существенно доплачивает за покупку. Университет может помочь решить эту проблему.
«Организации стремятся быстрее реализовать коммерческие выгоды, тогда как университет ориентирован в первую очередь на академический процесс и долгосрочную научную ценность исследований».
Есть мнение, что главной причиной неудач в совместных проектах являются задержки с принятием решений. Согласны ли Вы с этим? Если да, то на чьей стороне чаще всего возникает эта проблема?

— Проблема с принятием решений возникает с обеих сторон, и я согласен, что это важный момент, из-за которого могут разрушиться проекты. Затягивание управленческих решений зачастую возникает из-за разницы в приоритетах и целях участников проекта. Организации стремятся быстрее реализовать коммерческие выгоды, тогда как университет ориентирован в первую очередь на академический процесс и долгосрочную научную ценность исследований. Но в последнее время мы с партнерами научились оперативно решать эти задачи.

В целом если хотя бы одна сторона не заинтересована в проекте, а исполняет его на всякий случай или из каких-то своих страхов, тогда ничего не получается.
— Одновременно с подготовкой специалистов для строительной индустрии вы проводите научные исследования и поддерживаете тесные связи с Сибирским отделением РАН. Вместе с тем Сибстрин — прикладной вуз. Как удается сочетать эти направления деятельности?

— Ученые Сибирского отделения РАН (СО РАН) занимаются в основном фундаментальной наукой, в большей степени они, конечно, теоретики. Мы же занимаемся и фундаментальной, и прикладной наукой. Чтобы объединить наши усилия, мы создали Научно-образовательный консорциум строительной отрасли Новосибирской области, в котором участвуют 6 институтов СО РАН, 4 новосибирских университета, отраслевые колледжи и 3 СРО, представляющих примерно 2000 строительных и проектных организаций.

Сейчас мы уже все хорошо понимаем друг друга, строим планы, а на первом заседании все будто говорили на разных языках. Профессор из Академгородка рассказывал про химическую теорию, а строитель спрашивал: «Зачем мне это надо?» Со временем мы научились исходить из проблемы: формулировать ее и далее смотреть, каким образом нам увязать разработки с ее решением.

Теперь на совместных встречах консорциума мы рассматриваем, кто что может предложить для строительной отрасли, какие у кого есть решения, и получаем от строителей обратную связь — что им надо, готовы ли они эти разработки оплатить и применить.
«Наукой невозможно все время заниматься исключительно за свой счет, она должна окупаться, иначе ее результаты постепенно будут отмирать».
Наукой невозможно все время заниматься исключительно за свой счет, она должна окупаться, иначе ее результаты постепенно будут отмирать. Целевых средств на финансирование научных разработок в строительном направлении практически пока нет. Это большая проблема нашей отрасли, с которой я обращался в Минстрой России, — нам нужна целевая федеральная программа инновационного и кадрового обеспечения с заложенными в нее средствами. Без этого отрасль развиваться не может. Без этого мы не добьемся независимости от западных технологий и материалов. Давайте посмотрим, сколько вузов и для каких регионов готовят кадры для строительной отрасли, как в них распределяются бюджетные места конкретно на направление «Строительство». Тогда это будет понятная система.

Прикладная наука в нашем университете развита очень неплохо, к научным школам есть интерес со стороны строителей, а подавляющее большинство среди них — наши выпускники. Они готовы поддерживать вуз, наших ученых, причем не только финансово. Самое главное для ученого — чтобы у него была четкая, понятная и реализуемая задача. Тогда он мотивирован добиваться успеха. Когда ученый сам придумывает себе задачи только потому, что он работает в вузе и должен там что-то делать, тогда ничего хорошего не выходит, и он занимается работой впустую.
— Вы инициатор создания крупного отраслевого консорциума. Очевидно, что на Вас возложена особая ответственность за его работу. Что лично Вам необходимо делать, чтобы такое объединение реально работало и достигало результата и не было просто формальным проектом на бумаге?

— Мне повезло, что я поработал и в фундаментальной науке, и в университетской, и на производстве. Мне проще понять самому и объяснить другим проблематику, которая есть в строительной индустрии. Тогда те, кто занимаются фундаментальной наукой, по-другому начинают смотреть на то, что происходит в прикладной области, в технологиях строительства.
«Судя по тому строительному буму, что мы сейчас наблюдаем в Китае, — именно там нам есть чему поучиться».
Какие новые технологии, как Вы считаете, изменили или изменят строительную отрасль в ближайшее время?

— Мы многое умеем, но многое нам еще предстоит освоить. Судя по тому строительному буму, что мы сейчас наблюдаем в Китае, — именно там нам есть чему поучиться. Начиная от организации строительства и заканчивая оборудованием. При этом хочу отметить, что в наших регионах появилось много сильных строительных компаний, умеющих создавать проекты на мировом уровне.

Сейчас, когда в жилищном строительстве наблюдается стагнация, необходимо уделить больше внимания промышленно-индустриальному и инфраструктурному строительству, чтобы поддержать тех застройщиков, кто доказал на этом рынке свою состоятельность и качество работы. Не бросать их в свободном плавании по принципу «кто выживет, тот выживет».

Думаю, в ближайшем будущем в проектировании и строительстве будут активно применяться технологии искусственного интеллекта и полностью роботизированные установки. Это повысит и культуру, и уровень производства. Для нас как профильного вуза это означает, что по всем этим направлениям нам необходимо готовить специалистов уже сегодня.
— А какие у Вас прогнозы насчет популярной сейчас концепции человекоцентричного умного города? Возможно ли реализовать ее в небольших российских городах, или эта идея жизнеспособна только в мегаполисах?

— Концепция человекоцентричного города так или иначе будет реализуема повсеместно. Это естественный ход прогресса и развития человеческого общества. Ее можно сравнить с мобильной связью. Когда-то сотовые телефоны могли себе позволить очень немногие, а сегодня они есть у всех. То же самое, я думаю, будет и с умным городом, и с умной деревней через какое-то время.

В больших городах, безусловно, больше возможностей и интереса у бизнеса осваивать и внедрять новые технологии, потому что там больше потребителей и, соответственно, вложения быстрее окупаются. Но и малые города не останутся в стороне. Вспомните, что лет 10 назад самокаты были распространены на улицах мегаполисов, а сегодня на них ездят везде.
— Города, на Ваш взгляд, будут расти вверх или перейдут преимущественно на малоэтажное строительство?

— Возведение небоскребов — это во многом имиджевая история, демонстрация амбиций. Самим горожанам нет необходимости «забираться» жить так высоко. Кроме того, за высотным строительством сразу же возникает проблема уплотнения населения, а это и недостаток парковок, пробки и т. д.

Человеку в большей степени свойственно жить в малоэтажных зданиях, поэтому, думаю, именно такое строительство будет развиваться в перспективе.
— Юрий Леонидович, а у Вас какие главные цели как у ректора к 100-летнему юбилею университета в 2030 г.?

— Перед нами стоит задача войти в программу «Приоритет-2030», для которой мы предусмотрели три крупных проекта, направленных на развитие региона. К работе над ними подключены все кафедры, чтобы каждый увидел себя в этих проектах.

Важной задачей считаю решение проблем с ремонтом общежитий, оснащением лабораторий современным оборудованием, созданием более комфортных и современных условий для учебы студентов и работы преподавателей в университете. Мы много сделали благодаря нашим партнерам, попечителям, особенно в части оснащения лабораторий, таких как, например, лаборатория кафедры ЮНЕСКО.

Лично у меня есть мечта создать еще и передвижную лабораторию кафедры ЮНЕСКО, предназначенную для мониторинга качества воды и воздуха на объектах Новосибирской области. У нас более 3000 водоемов, есть проблемы со сбросами стоков и газов от промышленных предприятий. Идею мы обсудили с региональным министерством природных ресурсов, там ее одобрили, и сейчас нам надо найти под нее проект, который бы позволил привлечь необходимое финансирование. Считаю, что планку надо всегда поднимать высоко. Уверен, все у нас получится.
17 июня / 2025
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.