Как преодолеть дефицит
профессионалов в индустрии

Интервью с и. о. ректора СПбГИКиТ Наталией Гориной

Это первое интервью портала «Ректор говорит!» с руководителем вуза, в котором совмещен творческий и технический профили. Пожалуй, других таких институтов в нашей стране нет. Тем интереснее было пообщаться с исполняющим обязанности ректора Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Наталией Гориной.



Всё по-новому
— Наталия Людвиговна, Вы исполняете обязанности ректора СПбГИКиТ полгода. До этого долгое время там преподавали. Однако между работой на кафедре и возвращением в институт уже в качестве руководителя был 7-летний перерыв. Как Вас воспринял коллектив? Вы сами вернулись в вуз как в знакомое место или пришлось изучать его заново?

— За свою жизнь я четыре раза меняла вектор профессионального развития и привыкла сразу же, с первого дня работы на новом месте, воспринимать то, что я делаю, как свое дело.

Мне кажется, мое возвращение в институт восприняли с воодушевлением. Я чувствую поддержку коллектива, вижу, что люди хотят, чтобы институт вышел наконец из того непонятного состояния, когда его воспринимали как вуз, куда легко поступить из-за недобора на некоторых специальностях. Всё это я хочу преодолеть.

Институт должен стать частью современной российской киноиндустрии. Наши выпускники должны туда попадать не какими-то окольными путями, а вливаться в работу сразу после 2-го курса — на практиках и стажировках.

— Надо отдать должное Вашей смелости давать честную, хоть и не самую высокую оценку положению вуза. Но ведь, наверняка, уже есть какие-то изменения, которые замечают Ваши студенты, преподаватели, абитуриенты?

— Мы значительно поменяли набор учебных дисциплин для направлений «Продюсирование», «Режиссура», «Реклама и связи с общественностью». Значительно увеличили количество часов по истории искусств, литературе, музыке.

Мы меняем преподавательский состав. Не секрет, что у нас было много педагогов, которые никогда не видели съемочной площадки. Это неправильно. В таком вузе, как наш, среди преподавателей должны быть и практики, и теоретики, потому что кинематограф — это живое производство. Там невозможно существовать, если ты не знаешь современного контекста и игроков этого рынка.

К нам пришли новые преподаватели по музыке, а также новые филологи, и это особенно важно, потому что главная проблема кино- и телеиндустрии на сегодня — это кризис сценариев. Мы усилили значение нашей кафедры кинодраматургии, и теперь любой проект, который делают наши студенты, должен проходить экспертизу у кинодраматургов.

Появилась задача создания телепрограмм и новых идей для них, и мы тут же переформатировали кафедру режиссуры телевидения. Ее возглавил Михаил Баркан, известный телевизионный режиссер. Он будет менять весь процесс подготовки по своему направлению, создавать новые форматы телевизионных ток-шоу.

И последнее: мы купили три новые камеры для съемок учебного кино, о чем институт до недавнего времени даже мечтать не мог. Это серьезное оборудование с линейкой оптики, со световыми приборами. На студии мы выстроили весь процесс подготовки учебного фильма по аналогии с действующей продюсерской киностудией, так что теперь все этапы производства у нас полностью соответствуют стандартам в киноиндустрии.

Я ожидаю существенного улучшения качества фильмов, которые снимают наши студенты. В этом году мы впервые подали на конкурс дебютных фильмов в Минкульт шесть полнометражных проектов — такого не было никогда.

— Вы же успешный продюсер, у Вас своя продюсерская компания. Зачем Вам ректорство в государственном вузе?

— Я не стремилась в кресло ректора, но в министерстве решили, что я соответствую тому, чтобы претендовать на этот пост. Когда я преподавала в СПбГИКиТ, у меня было два успешных выпуска, и все мои выпускники до сих пор работают в кино.

Понимаете, если вы существуете внутри продюсерского кинопроцесса, вы на каждый проект собираете огромную команду единомышленников. Это съемочные группы по 80–100 человек, которые работают с вами на каждом фильме. Все эти люди должны быть профессионалами, а для этого — где-то обучаться, чтобы приходить в индустрию с определенными компетенциями. Мы же уперлись в проблему дефицита профессиональных кадров, потому что вузы не успевают за современным развитием отрасли.

Люди оканчивают институт и куда-то исчезают, они не идут в индустрию. А тех, кто идет, приходится доучивать прямо во время производства серьезных проектов.

В конце концов я поняла, что необходимо решать эту проблему по воспроизводству высококвалифицированных кадров, и взяла на себя эту обязанность.

— Вы собирали новую команду управленцев вуза из внутренних резервов или кого-то приглашали со стороны?

— Конечно, мне пришлось приводить новых людей, иначе бы ничего не получилось. Я пришла со своим первым проектором, со своим соратником по жизни Вероникой Владимировной Кондратенко, она контролирует текущую административную работу. Я благодарна нашему проректору по экономике Елене Александровне Елисеевой, большому профессионалу, которая посвятила меня во все тонкости бюджетной организации.

У нас грандиозные планы по реконструкции института, поскольку вуз размещается в зданиях XVIII–XIX веков, которые находятся в крайне плачевном состоянии. Решением этих задач займется новый проректор по хозяйственной части — Андрей Николаевич Фаер.

Назначен новый проректор по научной и учебной работе, и очень здорово, что это наш выпускник, Александр Вигенович Бабаян, который знает весь профессорско-преподавательский состав и сразу же стал очень продуктивно работать с коллективом.

« Мы должны создавать каждый год не менее десятка качественных анимационных фильмов и столько же короткометражек — не проходных, а самостоятельных произведений с фестивальным или прокатным будущим».

— Мы искренне желаем Вам реализовать все задуманные планы. На это потребуется время, и по прошествии какого-то срока уже можно будет делать выводы, оценивать результаты. На какие показатели Вы будете ориентироваться, чтобы самой себе дать оценку, что Вы хорошо сделали свою работу?

— Мы должны создавать каждый год не менее десятка качественных анимационных фильмов и столько же короткометражек — не проходных, а самостоятельных произведений с фестивальным или прокатным будущим.

Все эти фильмы должны быть оформлены с точки зрения авторского права и передачи прав на показ. Когда я пришла в институт, выяснилось, что ни на один фильм, который был создан внутри института, никогда не было оформлено авторских прав, их нигде невозможно было показать, и в итоге они просто исчезали. Когда в период пандемии к нам обращались за контентом разные платформы, мы не могли ничего им передать, потому что у нас нет прав. Сейчас все фильмы, создаваемые в стенах института, оформляются законным способом.

Перспективы абитуриентов и выпускников
«Абитуриенты будут приходить на громкие имена и на качественное образование».

— Что поможет вузу в этом году привлечь бо́льшее количество абитуриентов?

— Прежде всего, наличие мастерских. Авторитет мастера, который набирает курс, безусловно, влияет на увеличение конкурса. Я абсолютно уверена, что в этом году на продюсирование, на режиссуру, в том числе телевизионную, на актерское мастерство конкурс будет выше обычного, потому что свои мастерские набирают Михаил Баркан, Дмитрий Месхиев, Сергей Мелькумов, Анна Ковальчук.

Абитуриенты будут приходить на громкие имена и на качественное образование.

Также с этого года всех студентов ждет стопроцентное погружение в практику — больше никаких формальных зачетов. Их ждут бесплатные смены в Госфильмофонде, практика на телеканалах, поездки в киношколу.

— Может быть, дело не только в качестве образования? Многие сразу уезжают учиться в Москву, потому что там больше перспектив и легче себя реализовать.

— Это такая бесконечная проблема. С одной стороны, в Петербурге сейчас снимается не менее 15-ти фильмов одновременно. С другой стороны, Вы правы, престиж московского производства и его широкий спектр возможностей вне конкуренции. Зато в Петербурге стоимость обучения ниже, и мы будем бороться за то, чтобы нам выделили больше бюджетных мест на крайне необходимые специальности.

— Вообще Санкт-Петербургу повезло, что в городе есть такой уникальный вуз. Как Вы считаете, местные власти могут быть постоянными заказчиками проектов института? Это было бы плюсом и для города, и для Ваших студентов, которые бы получали практический опыт участия в городских проектах.

— Я не сомневаюсь, что так и должно быть, поскольку в институте есть вся линейка специалистов для городских проектов: художники-графики, художники мультимедиа и анимации, создатели неигрового и игрового кино, рекламщики, пиарщики.

«Когда-то, в ХХ веке, в нашем институте активно развивалась инженерная наука, здесь создавали камеры, мониторы, записывающие, акустические и оптические устройства, линзы.
Я думаю, что какие-то научные исследования мы восстановим».

— В некоторых университетах доля поступлений от научной деятельности довольно высока и составляет до 30–40% бюджета. А какое место наука может занимать в Вашем вузе?

— Это, конечно, не наш случай. 40% бюджета у нас не от научной деятельности, а от факультета дополнительного образования, которым прекрасно руководит наш декан Екатерина Сазонова, и где у нас много слушателей на курсах, интенсивах и мастер-классах. Достаточно сказать, что трехгодичные курсы на этом факультете ведет Александр Николаевич Сокуров и в этом году у него первый выпуск.

Вместе с тем с первых дней в должности ректора я понимала, что наука и высшая школа неразделимы, потому что это огромная проблема, что технологии в области кинопроизводства и мультимедиа в России развиваются слабо.

Не секрет, что всё оборудование, программы, которыми мы пользуемся, зарубежного производства. А ведь когда-то, в ХХ веке, в нашем институте активно развивалась инженерная наука, здесь создавали камеры, мониторы, записывающие, акустические и оптические устройства, линзы.

Я думаю, что какие-то научные исследования мы восстановим. В частности, будем развивать кафедру аудиовизуальной техники. Недавно у нас начались филологические исследования, в рамках которых мы создаем двуязычный терминологический словарь современной российской киноиндустрии.

Новые компетенции творцов
— Сейчас во многих отраслях появляются новые профессии. В индустрии, для которой Вы готовите специалистов, тоже возникают новые виды деятельности. Вы уже включаете их в образовательный процесс?

— К моему удивлению, только месяц назад в реестре профессий была зарегистрирована профессия кастинг-директора. До этого в трудовом законодательстве не существовало специалистов, которые подбирают актеров для фильмов и предлагают их режиссерам на пробы. То есть кастинг-директоры в отрасли есть, но их нигде не готовят.

То же касается еще десятка профессий, среди которых DIT-инженер, скрипт-супервайзер. Мы будем заниматься подготовкой таких специалистов, запустим программы дополнительного профессионального образования либо будем предлагать студентам получить дополнительную специальность внутри их основной подготовки.

— Еще вопрос о будущих профессионалах. Создается впечатление, что раньше в кино ходили «на режиссера», а сегодня имя творца уходит на второй план, гораздо важнее — контент. Фильмы и сериалы тоже стали контентом. Как к такому раскладу относятся молодые режиссеры? Разве это не уязвляет их творческие амбиции?

— Смотрите: контент — это то, что наполняет ту или иную стриминговую платформу или телеканал. Из-за влияния пандемии мы наблюдаем взрывное развитие стриминговых платформ. Сейчас эти киносервисы пришли к тому, что они не хотят закупать контент на стороне, а хотят сами его создавать, чтобы отличаться друг от друга. Но я вас уверяю, ни одна платформа наполнение внутри себя контентом не называет. Им очень важно, какой режиссер, какая творческая группа и какой сценарист будет создавать тот проект, который они будут у себя размещать. За режиссеров идет борьба, каждого рассматривают «под лупой»: может ли он создать для конкретной платформы тот проект, который ей нужен.

— Какие новые компетенции необходимы, чтобы создавать, а потом и продвигать свой контент?

— Большая задача для молодого режиссера, в том числе в нашем институте, — научиться работать с длинным форматом, не полуторачасовым, как обычный художественный фильм, а с сериалом. Наряду с фильмом, который они должны защитить в качестве дипломной работы, мы теперь будем принимать разработку сериала с первой снятой пилотной серией.

Мы хотим создавать не простые сериалы, а сериалы с социальным смыслом, потому что, Вы сами видите: сериальное наполнение платформ сегодня гораздо более содержательное, нежели наполнение любого телеканала.

— Какие фильмы Вы рекомендуете посмотреть всем руководителям вузов, независимо от их профиля?

— Я сторонник фундаментального академического образования в любой области, в том числе в кино. Применительно к современному кино это звучит, пожалуй, странно, но я вас уверяю, что и режиссура, и операторское искусство, и продюсирование, и другие кинематографические специальности основаны на фундаменте прочного гуманитарного образования, широких знаниях зарубежной и русской литературы, истории искусств.

Поэтому я рекомендую посмотреть всю классику из списка «100 лучших фильмов всех времен и народов». Это картины режиссеров, имена которых мы все знаем: Фрэнсис Форд Коппола, Федерико Феллини и другие великие мастера.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

05 июля 2022


[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.