— Наталия Людвиговна, Вы исполняете обязанности ректора СПбГИКиТ полгода. До этого долгое время там преподавали. Однако между работой на кафедре и возвращением в институт уже в качестве руководителя был 7-летний перерыв. Как Вас воспринял коллектив? Вы сами вернулись в вуз как в знакомое место или пришлось изучать его заново?
— За свою жизнь я четыре раза меняла вектор профессионального развития и привыкла сразу же, с первого дня работы на новом месте, воспринимать то, что я делаю, как свое дело.
Мне кажется, мое возвращение в институт восприняли с воодушевлением. Я чувствую поддержку коллектива, вижу, что люди хотят, чтобы институт вышел наконец из того непонятного состояния, когда его воспринимали как вуз, куда легко поступить из-за недобора на некоторых специальностях. Всё это я хочу преодолеть.
Институт должен стать частью современной российской киноиндустрии. Наши выпускники должны туда попадать не какими-то окольными путями, а вливаться в работу сразу после 2-го курса — на практиках и стажировках.
— Надо отдать должное Вашей смелости давать честную, хоть и не самую высокую оценку положению вуза. Но ведь, наверняка, уже есть какие-то изменения, которые замечают Ваши студенты, преподаватели, абитуриенты?
— Мы значительно поменяли набор учебных дисциплин для направлений «Продюсирование», «Режиссура», «Реклама и связи с общественностью». Значительно увеличили количество часов по истории искусств, литературе, музыке.
Мы меняем преподавательский состав. Не секрет, что у нас было много педагогов, которые никогда не видели съемочной площадки. Это неправильно. В таком вузе, как наш, среди преподавателей должны быть и практики, и теоретики, потому что кинематограф — это живое производство. Там невозможно существовать, если ты не знаешь современного контекста и игроков этого рынка.
К нам пришли новые преподаватели по музыке, а также новые филологи, и это особенно важно, потому что главная проблема кино- и телеиндустрии на сегодня — это кризис сценариев. Мы усилили значение нашей кафедры кинодраматургии, и теперь любой проект, который делают наши студенты, должен проходить экспертизу у кинодраматургов.
Появилась задача создания телепрограмм и новых идей для них, и мы тут же переформатировали кафедру режиссуры телевидения. Ее возглавил Михаил Баркан, известный телевизионный режиссер. Он будет менять весь процесс подготовки по своему направлению, создавать новые форматы телевизионных ток-шоу.
И последнее: мы купили три новые камеры для съемок учебного кино, о чем институт до недавнего времени даже мечтать не мог. Это серьезное оборудование с линейкой оптики, со световыми приборами. На студии мы выстроили весь процесс подготовки учебного фильма по аналогии с действующей продюсерской киностудией, так что теперь все этапы производства у нас полностью соответствуют стандартам в киноиндустрии.
Я ожидаю существенного улучшения качества фильмов, которые снимают наши студенты. В этом году мы впервые подали на конкурс дебютных фильмов в Минкульт шесть полнометражных проектов — такого не было никогда.
— Вы же успешный продюсер, у Вас своя продюсерская компания. Зачем Вам ректорство в государственном вузе?
— Я не стремилась в кресло ректора, но в министерстве решили, что я соответствую тому, чтобы претендовать на этот пост. Когда я преподавала в СПбГИКиТ, у меня было два успешных выпуска, и все мои выпускники до сих пор работают в кино.
Понимаете, если вы существуете внутри продюсерского кинопроцесса, вы на каждый проект собираете огромную команду единомышленников. Это съемочные группы по 80–100 человек, которые работают с вами на каждом фильме. Все эти люди должны быть профессионалами, а для этого — где-то обучаться, чтобы приходить в индустрию с определенными компетенциями. Мы же уперлись в проблему дефицита профессиональных кадров, потому что вузы не успевают за современным развитием отрасли.
Люди оканчивают институт и куда-то исчезают, они не идут в индустрию. А тех, кто идет, приходится доучивать прямо во время производства серьезных проектов.
В конце концов я поняла, что необходимо решать эту проблему по воспроизводству высококвалифицированных кадров, и взяла на себя эту обязанность.
— Вы собирали новую команду управленцев вуза из внутренних резервов или кого-то приглашали со стороны?
— Конечно, мне пришлось приводить новых людей, иначе бы ничего не получилось. Я пришла со своим первым проектором, со своим соратником по жизни Вероникой Владимировной Кондратенко, она контролирует текущую административную работу. Я благодарна нашему проректору по экономике Елене Александровне Елисеевой, большому профессионалу, которая посвятила меня во все тонкости бюджетной организации.
У нас грандиозные планы по реконструкции института, поскольку вуз размещается в зданиях XVIII–XIX веков, которые находятся в крайне плачевном состоянии. Решением этих задач займется новый проректор по хозяйственной части — Андрей Николаевич Фаер.
Назначен новый проректор по научной и учебной работе, и очень здорово, что это наш выпускник, Александр Вигенович Бабаян, который знает весь профессорско-преподавательский состав и сразу же стал очень продуктивно работать с коллективом.