— Как Вы анализируете, какие направления обучения востребованы, на какие профессии есть спрос? И кто задает эти тренды?
— Выбор программ, с которыми нам выходить на рынок, — пожалуй, самая интересная, самая чувствительная и, я бы сказала, сакральная часть нашей деятельности, потому что от этого очень многое зависит.
Первое и главное, на что мы опираемся, — есть ли на эту профессию запрос у работодателей. Если есть вакансии и понятно, сколько соискателю могут предложить денег на выходе в зависимости от его грейда, можно проектировать программу. Одновременно мы смотрим, что запускают конкуренты как в российской, так и в зарубежной среде, изучаем тренды развития профессий, куда будет двигаться рынок труда.
У Нетологии есть интересный опыт запуска программы по профессии, которая еще не была на тот момент оформлена. Например, мы первыми открыли программу магистратуры по продакт-менеджменту «Управление цифровым продуктом» с Высшей школой экономики. Это был абсолютный хит! Два года подряд мы набирали на нее максимальное количество людей — 164 человека только за 2022 год. Успешность этой магистратуры была обусловлена тем, что уже несколько лет профессия продакт-менеджера была востребована среди работодателей, появилось много курсов ДПО по этому направлению, но программы высшего образования не было ни одной.
А есть программы, в которые мы не пошли даже несмотря на то, что они активно популяризировались на государственном уровне. Пару лет назад многие вузы открыли магистратуры по обучению ESG-специалистов (специалисты по экологическому, социальному и корпоративному управлению — Прим. ред.). Мы же проанализировали ситуацию на рынке труда и поняли, что пока спроса на таких специалистов нет. Какие-то направления, например, e-commerce, хорошо собирают аудиторию на ДПО-курсы, но магистратура по ним не соберет.
— Насколько быстро меняются эти тренды? Можно ли спрогнозировать на примере того же продакт-менеджера, сколько еще эта профессия будет на гребне интереса?
— Продакт-специалисты, думаю, еще долго будут востребованы, потому что эта профессия относительно недавно вышла на рынок. А вообще тренды меняются по-разному. Есть области, где всё очень быстро меняется, — например, языки программирования. Бесполезно делать магистратуру по какому-то одному языку программирования, потому что через пару-тройку лет появится новый или существенно изменится существующий, и придется полностью переупаковывать программу. А вот программы бакалавриата делаем: даем студентам общие подходы разработчиков и несколько примеров тех языков, которые именно сейчас полезно знать на базовом уровне, а самое главное — обучаем быстро осваивать новые языки программирования.
То же самое касается таких хайповых направлений, как искусственный интеллект. Сейчас все бросились думать, что можно сделать по этой теме, — да, классной, интересной, но магистратуру по ней создавать бесполезно. Не очень понятно, что это будет за специалист. Зато можно в текущую программу интегрировать модуль, например, по взаимодействию с ChatGPT и адаптировать этот навык под самые разные профессии, чтобы это была еще одна компетенция в рамках базовой программы. А дальше, если направление разовьется, думать, как под него строить отдельную программу.
— Могут ли образовательные платформы некоторые тренды задавать сами, искусственно вызывать к ним интерес? Как человеку, который планирует учиться на онлайн-курсах, не повестись исключительно на модную разрекламированную профессию, но по факту мало востребованную, и выбрать действительно перспективное направление обучения?
— Навязывать искусственные тренды не очень эффективно, потому что даже если программа взлетит сейчас и на этом удастся заработать, в итоге получится ерунда. Соберете людей на один поток, который потом не будет знать, куда трудоустроиться, получите массу негативных отзывов, при этом потратив на разработку много времени и денег. На мой взгляд, это неотбиваемая инвестиция, поэтому нам гораздо интереснее взаимодействовать с вузами по долгосрочным программам высшего образования. Глобально наша задача состоит в том, чтобы находить такие профессии, по которым люди потом смогут успешно трудоустроиться и останутся довольными тем, что они отучились и могут применять свои знания на практике.
— А если, предположим, человек проживает в небольшом городе, откуда не собирается никуда уезжать, и при этом понимает перспективы трудоустройства в своем регионе, как ему не ошибиться и выбрать программу онлайн-обучения по той профессии, которая даст ему возможность реализоваться?
— Огромное преимущество получения онлайн-профессий, которым мы обучаем, как раз в том, что ты можешь жить в Ханты-Мансийске, Новосибирске или Барнауле, а работать в Москве или где угодно по всему миру и зарабатывать в той сфере, которая нетипична для твоего региона. Ты можешь жить в шахтерском городе и работать тестировщиком или программистом. Учись на кого угодно и работай в любой сфере, если у тебя хватает сил и энергии на то, чтобы увидеть этот горизонт возможностей.
Вообще этот вопрос про то, как не ошибиться с выбором профессии, по которой ты потом не найдешь работу, — он больше про внутренние страхи человека, а не про реальную ситуацию.