— Почему? Чем здесь рискует предприятие-заказчик?
— Сегодня научная среда, включая опытных исследователей, отличается высокой мобильностью. Если договор НИОКР жестко ограничивает ученого в работе над темой, ставшей его профессиональным призванием и основой научной карьеры, вплоть до защиты диссертаций, это создает прямую угрозу для самого заказчика. Исследователь, лишенный права развивать собственное «детище», может реализовать свой потенциал у конкурентов, предложив им, например, более совершенные штаммы бактерий или усовершенствованные формулы препаратов. Таким образом, избыточные ограничения не защищают интеллектуальную собственность, а наоборот, выталкивают ключевой интеллектуальный ресурс к соперникам.
Иногда договор на НИОКР составляется с условием, что ученые должны подписать соглашение о неразглашении. Возникает вопрос: какую именно информацию о проекте внести в это соглашение? Что конкретно нельзя обнародовать? И как ученого вообще можно ограничить в его разработке, которой он буквально живет? Получается, он не может ни статьи писать по этой теме, ни взаимодействовать с другими научными коллективами. Так наука не развивается. Если загнать ученого в жесткие рамки договора, вред будет нанесен и бизнесу в том числе.
Лучше составлять договор на НИОКР таким образом, чтобы заказчик передавал свою задачу на выполнение вузу, а результат интеллектуальной деятельности закреплялся бы за университетом, с возможностью передать сразу же, в моменте, исключительную лицензию заказчику, чтобы тот мог обладать зарегистрированным патентом. На наш взгляд, это оптимальное решение, но бизнес на это идет очень тяжело, потому что думает, что раз задача в НИОКРах решается разово и предприятие все себе забирает, оно тем самым защищено. Во-первых, нет, не защищено, как мы уже с вами обсудили.
Во-вторых, у научных коллективов в вузах складывается стереотип, что лучше они выполнят разовый договор на НИОКР, передадут сделанное заказчику и здесь и сейчас получат деньги. Это приводит к тому, что никто из ученых не собирает в единую цепочку понимание того, что лучше-то играть вдолгую: заключать лицензионные договоры и получать роялти в течение того периода, что действует патент. Тогда это уже не разовые заказы, а стратегически выстроенная модель взаимовыгодного долгосрочного системного сотрудничества с бизнесом.
У нас есть положение об интеллектуальной собственности с хорошим лайтовым условием для ученых, что если они сами находят рынок сбыта для своей разработки, то 80% от доходов, которые университет получает по лицензионному договору, идут разработчику, 20% — вузу. Вот это игра вдолгую.
Но для этого нужно переструктурировать и мышление ученых, и видение заказчиков.
Несколько лет назад мы спроектировали программы повышения квалификации для ученых, где они обучались основам интеллектуальной собственности на примерах вузовских разработок и могли наглядно увидеть, сколько денег они могут заработать на интеллектуальной собственности. И знаете, у нас стало получаться. Сейчас мы заключаем более 50 лицензионных договоров в год.