— К теме проектного управления мы еще вернемся. А пока продолжим разговор о партнерстве, которое может быть и на уровне образовательного процесса: когда в университет приходят преподавать специалисты сельхозпредприятий, агрохолдингов. Сложность в том, что экспертов из бизнеса трудно привлечь в вузы, которые, как Вы сказали, живут в «другом измерении». Они не привыкли к университетской бюрократии, ФГОСам, РПД, отчетам и прочему формализму. Что тогда предлагать им взамен, чем заинтересовать? Ведь это сотрудничество выгодно обеим сторонам.
— Был период, когда бизнес полагал, что предложений в части технологических инноваций на рынке достаточно, и они всегда могут найти готовое коробочное решение. Как выяснилось, это было ошибочное представление, и сегодня бизнес по-другому смотрит на науку, университеты и подготовку кадров. В Белгородском ГАУ 20% преподавателей — представители реального сектора экономики. Это не малая доля. Но, как вы верно отметили, желание заходить в аудиторию к студентам у специалистов из бизнеса невелико.
Причина не только в бюрократии и формализме, которые свойственны бюджетным учреждениям, но и в том, что далеко не все эксперты обладают навыками преподавания и умеют устанавливать контакт с аудиторией. Многие чувствуют себя на занятиях неуверенно, хотя обладают прекрасными знаниями предмета, но они заточены под совершенно другую возрастную аудиторию. Студентам 18−20 лет нужно подавать информацию максимально ясно, просто, доходчиво, иначе они просто не поймут, о чем им рассказывают, а некоторые могут еще и попытаться «закружить» лектора вопросами. Это не всем нравится, особенно топ-менеджерам.
Тем не менее, теперь все — от руководителей среднего звена до председателей совета директоров и собственников компаний, понимают, что если сегодня они не подготовят для себя кадры, то завтра рискуют не просто не выполнить показатели, но и потерять бизнес. Поэтому многие идут по пути создания в вузах образовательной экосистемы.
Уже давно в университетах практикуется организация брендовых аудиторий компаний-партнеров — работодатель создает в вузе собственное образовательное пространство, в котором студент не только обучается, но и привыкает к корпоративной культуре компании. Помимо этого работодатели организовывают в вузах сетевые формы обучения, с помощью которых проводят занятия сразу для нескольких аудиторий. У крупных предприятий есть возможность приглашать на такие занятия лекторов мирового уровня. С одним из таких партнеров, компанией «ФосАгро», у нас составлен сквозной календарный план-график.
Так что, я думаю, для бизнес-партнеров нужны не убеждения участвовать в образовательном процессе, для них нужно создавать условия, в которых они почувствовали бы себя увереннее в аудитории. Полагаю, у нас это получается, потому как некоторые из наших приглашенных лекторов потом становились нашими аспирантами, успешно защищали кандидатские и докторские диссертации и, продолжив работать на производстве, остались нашими преподавателями.