— «Большие университеты в столицах получают лучших абитуриентов и специалистов из регионов. За счёт высокой заработной платы, более высокого качества городской инфраструктуры», — отмечаете Вы в одной из публикаций. Среди перечисленных преимуществ столичных вузов Вы не называете качество образования и уровень профессионализма преподавателей. Означает ли это, что основной перевес, по Вашему мнению, больше связан с материальной составляющей? В чем, помимо этого, Вы видите отставание региональных вузов?
— Однозначно ответить на этот вопрос было бы несправедливо по отношению и к региональным, и к столичным университетам. Надо открыто признать, что вуз, как правило, выбирают не абитуриенты, а их родители, причем подменяя понятия. Ссылаясь на то, что ребенок должен получить качественное образование, они решают вопрос с новым местом жительства и для себя.
Учеба в столичном вузе в этом случае является, скорее, дополнительным бонусом. Гораздо более привлекательными представляются перспективы, которые открываются после окончания университета.
Вуз часто выбирают исходя из того, какое вокруг академическое сообщество, к какому кругу знакомств и связей студент, а потом и выпускник может приобщиться. От этого во многом зависят удачное трудоустройство, карьерный рост. Всё это говорит, безусловно, в пользу столичных вузов.
ЕГЭ сделал возможным миграцию выпускников школ из одних регионов в другие и поступление в любой вуз страны, что, с одной стороны, хорошо, а с другой — обнажило серьезную проблему. На огромной территории нашей страны существует колоссальная нехватка населения. Как мы будем осваивать эти пространства? Россия — это не только московский мегаполис и города-миллионники. Давайте подумаем, как выстроить пространственное развитие страны с помощью вузов в регионах. Питать человеческим капиталом нужно не только столицы.
Я наблюдаю за отдельными успешно развивающимися странами: там, где ты родился, там и живешь всю жизнь, учишься, работаешь. Если хочешь чего-то большего, придется прилагать усилия: эмоциональные, физические, финансовые. Наверное, это тоже вариант, но могут быть и другие.
Можно пофантазировать и представить, что ЕГЭ отменили. Тогда у абитуриента будет возможность поступить только в один вуз в том месте, куда он сможет доехать на вступительные экзамены. Миграцию это, может, и замедлит, но тот ли это способ? Я, кстати, за ЕГЭ. Его введение существенно облегчило работу ректора: есть проходной балл, списки — всё прозрачно.