—Что Вы считаете самым большим вызовом для гуманитарного высшего образования в России сегодня?—Кризис теорий. Большие обобщения и теории двигают науку, а их не появляется с 1960-х годов. Это большой вызов для всех наук, не только гуманитарных. Об этом писал еще Фрэнсис Фукуяма в своей книге «Конец истории и последний человек», которую многие восприняли как вопль отчаяния — кончается история, что же будет дальше! Потом выяснилось, что история всё же не заканчивается, и сам Фукуяма позже признал, что поторопился с некоторыми выводами. Но кризис обобщений сохранился.
Вся научная система в нашей стране опирается на наукометрию. Это хорошая история, нужная и полезная для конкретных целей, но она стимулирует ученых писать статьи и только. Публикационная активность, бесспорно, неотъемлемая часть работы любого ученого, но должны появляться и обобщающие работы в виде книг. А пока у нас главный показатель работы ученого — это его статьи в журналах, монографии воспринимаются больше как опциональный результат деятельности, поэтому их либо нет, либо очень мало. В гуманитарных науках с этим полегче, потому что там сохранилась традиция, что докторскую диссертацию невозможно защитить без монографии. В идеале кандидатская тоже должна оформиться в монографию, но такой обязанности у исследователей нет.
Методологический вызов дополняется тем, что на смену советской марксистской идеологии, которой следовали абсолютно все науки, никакой другой не появилось. Все начали хвататься за всё подряд. В ряде научных дисциплин за методологическую основу брали западные концепции, причем на Западе не сильно популярные, вроде идеи всеобщей глобализации, которая была всего лишь одной из частных англо-американских концепций, изрядно, кстати, раскритикованных.
В результате у нас сегодня наблюдается кризис осознания себя как большого научного центра. Мало просто продекларировать, что Россия — великая научная держава, нужно понять, что это значит и как поддерживать этот статус. Иначе это будет похоже на известное заявление о том, что советское общество было самым читающим в мире. Когда спрашиваешь, чем это доказано, оказывается, что ничем, кроме общего тиража издаваемой литературы на душу населения. Книги недостаточно напечатать в большом количестве, нужно, чтобы их читали. Тот факт, что в каждой библиотеке страны на полках стояли тома энциклопедий и трудов классиков марксизма-ленинизма, вовсе не подтверждает, что мы были самой читающей нацией в мире. Заявляя статус великой научной державы, его нужно постоянно поддерживать значимыми научными работами, открытиями. Как и всякий процесс идентификации, он беспрерывен.
—На Ваш взгляд, за 300 лет высшего образования в России на какой период пришелся золотой век гуманитарного образования?—Вопрос, безусловно, дискуссионный, но я бы сказал, что для гуманитарных наук самое интересное время, когда происходило множество всевозможных открытий и в целом становление важнейших социальных институций, многие из которых до сих пор существуют, — это середина XIX века, эпохи царствования Николая I и Александра II.
В эти десятилетия в России действовали четко продуманные государственные программы поддержки начинающих преподавателей. С появлением всё большего числа университетов государство начало создавать систему подготовки профессоров, россиян по происхождению. К тому времени стало очевидно, что привлекать для российских университетов иностранных специалистов из Европы, во-первых, дорого, а во-вторых, там нет столько профессоров, которые бы согласились переехать в Россию преподавать. Пора было воспитывать своих, причем как можно скорее. Именно в тот период, буквально за 10−20 лет, была выстроена вся система подготовки кадров для научного и профессорского состава высшей квалификации. Для меня эта эпоха — образец того, как надо внимательно, продуманно подходить к этому вопросу.
—Еще одно доказательство, что от государственной политики и воли в науке зависит очень многое.—В те времена каждый выпускник университета, если он заявлял о намерении пойти в науку или преподавать в университете, обязан был пройти двухлетнюю стажировку в Европе за государственный счет. Весь цвет российской науки XIX века — Лобачевский, Павлов, Менделеев, Бодянский, Герье, Кареев и многие другие ученые проходили через эту систему. Заканчивая обучение в университете, будущие светила наук подавали прошение императору, как бы сейчас сказали, на грант, чтобы им одобрили посещение лучших университетов Европы, где они могли слушать лекции выдающихся профессоров, собирали темы для своих будущих диссертаций и таким образом готовились к получению профессорского звания, а потом возвращались в Россию и создавали здесь свои научные школы.
Вся великая русская императорская наука родилась из этой программы государственной поддержки. Только к концу XIX века систему начали менять, кстати, под влиянием всё тех же гуманитариев, когда историк Ключевский заявил: зачем ехать в Европу, когда в России есть огромные неразобранные хранилища документов, и пора изучать собственные архивы.
—В тему влияния государства и роли гуманитарного знания: важную мысль в своем блоге высказал филолог Борис Орехов. Рассуждая на тему ключевой миссии гуманитариев, ученый пишет, что «гуманитарии действительно иногда (в особенно тяжелые периоды для общества) исчезают с карты социальных явлений и существований, но почему-то всегда возвращаются», вероятно, потому, что «обеспечивают две важные для человеческого сообщества функции: память и диалог». Зачем сегодня в нашем обществе сохранять память и вести диалог?—Исследование памяти сейчас вообще большое актуальное направление в целом ряде гуманитарных наук: истории, социологии, философии, политической науке. Существует отдельный подход к тому, что такое общая, социальная или историческая память. Если говорить упрощенно, это некий аналог человеческой памяти. Когда человек в прямом смысле теряет память, он теряет себя, свою личность, перестает понимать, кто он и что делает. Память общественная, коллективная, пусть временами упрощенная, в чем-то мифологизированная, как и память конкретного человека, держится на выдумках и искажениях. Без этого общество не может осознавать себя и быть хоть сколько-нибудь цельным. Для того, чтобы эту память поддерживать, нужен диалог.
Мы должны разговаривать друг с другом и договариваться о том, кто мы, в чем наша специфика, идентичность, что у нас должно остаться в памяти, а что следует забыть, потому что общее забвение — это тоже неотъемлемая часть памяти. У любого общества в мире есть темы, о которых оно предпочитает не вспоминать.
—Николай Владимирович, у нас есть несколько прикладных вопросов о том, как в Вашем университете выстроен исследовательский процесс. Интересно, например, что считается сгенерированным новым знанием в гуманитарном вузе? Это продукт или заработанные на нем деньги?—Этот вопрос я обсуждаю со своими студентами на занятиях по фандрайзингу, потому что для сферы гуманитарных наук он нетривиальный. В инженерных науках о результатах научной деятельности без возможности их коммерциализации принято говорить как о неудачных. В фундаментальных естественных науках это тоже важный этап, пусть иногда и с отложенным эффектом. У гуманитариев с коммерциализацией совсем всё сложно, там, скорее, получается создать разработки на стыке наук.
Приведу два примера из нашей практики.
У нас в стране есть проект разработки программы для распознавания рукописного текста. Технология пригодились бы историкам и филологам, потому как в архивах хранится немереное количество рукописей на разных языках, и их необходимо оцифровать. Во-первых, чтобы сохранить, а во-вторых, чтобы дальше работать с ними как с большими данными. Едва ли нам удастся коммерциализировать этот продукт из-за его узкой специализации. В отличие от программ по распознаванию печатного текста, которые нужны любому юридическом лицу для электронного документооборота, стоимость программы распознавания рукописного текста будет на два порядка выше.
Вторая наработка — уже непосредственно нашего университета — касается применения технологии блокчейна к электронным научным журналам. Это тоже не вполне гуманитарная тема, хотя и актуальная в нашей сфере. К электронным публикациям, размещенным на сайтах научных журналов, всегда были и остаются претензии, что авторы их временами корректируют, дополняют, и непонятно, какую версию научного результата считать стабильной. Это, на самом деле, большая проблема. Мы предлагаем использовать технологию блокчейна, которая позволяет зафиксировать основную публикацию и отобразить ее последующие версии.
Я привел примеры технологий, и всё же в основном результаты научных исследований в гуманитарных науках — это идеи, теории, мысли, которые выражаются в статьях и монографиях. Так, по результатам нашего масштабного международного мегагранта мы опубликовали более десятка монографий, в том числе за рубежом, и потому считаем этот проект удачным примером научной работы.
—Расскажите, пожалуйста, подробнее об этом опыте. Как Вы собирали команду под проект? Что вообще такое «мегагрант» в гуманитарном университете? —Идея мегагрантов состояла в том, чтобы создавать в вузах или научных организациях новые лаборатории, которых раньше не было, под руководством ведущего ученого — зарубежного или российского, но обязательно приехавшего из другого региона. После окончания действия гранта лаборатория должна продолжить свою работу.
Мы запустили такой проект по истории Нового времени и пригласили в качестве руководителя лаборатории английского профессора Алана Форреста (почетный профессор Университета Йорка (Великобритания), крупный специалист по истории наполеоновских войн — Прим. ред.). Проект действовал три года, и хотя после окончания гранта профессор Форрест больше не руководит лабораторией, она продолжает работать на базе ГАУГН. Там всегда много молодых сотрудников университета, студентов — все постоянно что-то делают, защищают дипломы. Благодаря мегагранту внутри вуза появилась новая небольшая структура — лаборатория западноевропейских и средиземноморских исторических исследований, которая дальше двигает науку.