— Владимир Владимирович, если позволите, несколько вопросов о Вас как о личности. Возглавив ОГИК, Вы стали самым молодым руководителем вуза в Орловской области, и вообще тренд на омоложение управленческих кадров в высшей школе очевиден. Многим Вашим коллегам-ректорам мы уже задавали такой вопрос: какие плюсы или минусы Вы видите в том, что главный пост в вузе занимает молодой руководитель, причем из другого университета?
— С моей точки зрения, возраст не основной показатель компетенций, поэтому в отношении конкретно ректоров мне кажутся правильными два момента, которые сейчас закрепили в нашем законодательстве.
Во-первых, ограничили возраст ректоров до 70 лет, дальше — только по решению правительства или президента. Во-вторых, ограничили их тремя сроками, и теперь на этой должности можно проработать максимум 15 лет.
Идею сменяемости вузовского руководства не случайно взяли из корпоративной культуры акционерных обществ. В некоторых корпорациях одному и тому же человеку нельзя больше 10 лет занимать пост СEO (главный исполнительный директор — прим. ред.), и не потому, что по истечении этого срока управленец хуже работает, а потому, что компании нужны новые идеи, свежий взгляд.
— Недавно в Вашем институте открылся тренажерный зал. Судя по тому, что Вы сами в хорошей физической форме, рискнем предположить, что это была Ваша инициатива или по меньшей мере при Вашей поддержке реализованная. Со спортом Вы явно дружите. Каким видам отдаете предпочтение?
— Я никогда не занимался спортом профессионально, но в разные периоды плавал, играл в большой теннис, в баскетбол.
Для меня в занятиях спортом всегда должна быть какая-то идея. Что это важно для здоровья, и так понятно, мне этого мало.
Когда за значок ГТО ввели дополнительные баллы при поступлении в вуз, мне стало интересно, насколько сложно его получить, и я решил попробовать сдать эти нормы, почувствовать себя на месте студента. Получилось со второго раза.
Другой показательный случай произошел со мной в 2019 году, когда на новогодних каникулах, разминаясь на беговой дорожке, я увидел новость, что открыта запись на участие в Лондонском марафоне (один из самых престижных и массовых забегов в мире. Всего проводится 6 великих марафонов: в Бостоне, Нью-Йорке, Чикаго, Лондоне, Берлине и Токио — прим. ред.).
Я вообще-то не люблю бегать — по-моему, это очень скучное занятие, и этим видом спорта никогда не интересовался. В частности, не знал, что марафон — это 42 километра 195 метров и что к нему надо готовиться минимум за полгода.
Тем не менее я подумал: почему бы не поучаствовать? По первому образованию я лингвист, закончил факультет иностранных языков, и у меня всегда были такие романтические представления о Лондоне, я был там несколько раз, мне нравится этот город, и я решил: всё, побегу.
Звоню записаться для участия, а меня спрашивают: «Какой год вас интересует?». В смысле — какой год?! Оказывается, там уже за три месяца до старта все места заняты. В итоге записался на марафон в Берлине, где еще оставались свободные слоты.
Ну а дальше закрутилось: надо было очень серьезно готовиться, следить за показателями здоровья. 42 километра я в итоге пробежал, но с тех пор на такие дистанции не бегал. Это действительно тяжело физически.
— Помните свой результат по времени?
— 4 часа 39 минут.
— Здо́рово! Пробежать марафон — это действительно большое достижение.
— Теперь я регулярно участвую в благотворительных забегах в Орле и получаю от этого удовольствие, хотя, повторюсь, раньше бег не любил.
— В Вашем рабочем кабинете висит несколько картин. Увлекаетесь живописью?
— Наверное, «увлекаюсь» — не то слово. Мне нравится. Это вопрос эстетического удовольствия. Картины, которые есть у меня в кабинете и дома, должны отвечать этому критерию.
Помимо эстетического восприятия, мне важно понимать профессиональную суть картины: почему на ней такая перспектива, почему изображены те или иные детали. Еще важно, чтобы работы принадлежали кисти проверенным временем художникам. И если посмотреть на авторов, то это все знаменитые орловские художники.
Мне в этом плане проще говорить о книгах. Дома у меня хорошая библиотека, в том числе на английском языке. Мне интересна поэзия Серебряного века, но при этом не чужда западная классическая приключенческая литература. Если спросите, какая у меня любимая книга, я наивно, но искренне скажу, что с детства это «Граф Монте-Кристо».
Еще у меня в рабочем кабинете есть комната отдыха, там всегда открыта дверь и стоит виниловый проигрыватель, который я принес из дома вместе с пластинками. Может, звучит несколько тщеславно, но мне кажется важным, чтобы в творческом коллективе была именно такая обстановка.