— Михаил Николаевич, до назначения на должность ректора Вы были проректором по научно-инновационной деятельности, поэтому разговор хотелось бы начать с вопросов о науке в ТГТУ. Тем более, что университеты сегодня становятся центрами исследований, и государство финансово поддерживает этот процесс. С какими вызовами столкнулся Тамбовский технический университет, когда средства на развитие науки начали выделять, но их еще надо уметь грамотно направлять на решение тех или иных задач?
— Последние несколько лет мы действительно ощущаем большой приток средств на развитие научной деятельности. Причем заметен акцент на выполнении различного рода хоздоговорных работ, связанных с заказами от предприятий.
Вы верно отметили, что полученные финансы необходимо расходовать максимально эффективно и грамотно, чтобы после окончания того или иного проекта в университете сохранилась база, на основании которой будут продолжены дальнейшие исследования.
Для этого нужно было создать эффективную систему управления, которая бы помогала распределять основные ресурсы, прежде всего, всё, что связано с инфраструктурой для проведения научных исследований, и кадры.
В части инфраструктуры мы закупили аналитическое оборудование, открыли лаборатории с технологическими установками для выполнения проектов по различным грантам и хоздоговорным работам. По основным направлениям научных исследований создаем сеть центров коллективного пользования. Они носят межкафедральный и даже межинституциональный характер, то есть ученые с разных кафедр и институтов могут проводить там исследования, работать с оборудованием.
Второй ключевой ресурс — это кадры. Привлечь в науку молодых ученых, аспирантов, это только полдела. Нужно создать условия, которые бы позволили им остаться в научном сообществе после защиты диссертации или выполнения гранта, продолжить исследовательскую работу.
Первое, что мы для этого сделали, — создали проект кадрового резерва для молодых кандидатов и докторов наук. В 2022 году запустили такой же проект для студентов, на некоммерческой основе. Пригласили учащихся первого–второго курсов, которые показывают хорошие результаты в математике, информационных технологиях, информатике, и создали для них отдельную дополнительную программу обучения сверх основной.
В программу добавили дисциплины с разных направлений подготовки. К примеру, информационщики, химики-технологи, материаловеды углубленно изучают разделы высшей математики, информатику, вычислительную технику, программирование, web-дизайн, проходят серьезную языковую подготовку. Таким образом, базовые предметы, которые в дальнейшем будут необходимы для проведения научных исследований, студенты изучают на более высоком уровне.
Также организовываем для них стажировки и экскурсии на предприятия Тамбовской области и в другие регионы. Недавно наши ребята ездили в «Университет Дубна», где познакомились с работой ядерного центра. Сейчас у нас запланирована еще одна поездка, в Московский политех и на предприятия региона.
— Изменились ли в чем-то принципиально вопросы, с которыми 7–10 лет назад Вы работали как проректор по науке? Сегодня у Вашего коллеги на этой же должности такие же цели и задачи, какие были у Вас, или Вы видите разницу и понимаете, что в Ваше время каких-то вопросов не было?
— В последние годы, на мой взгляд, существенно изменилось отношение предприятий, в первую очередь наших индустриальных партнеров, к вопросу привлечения российской науки, университетов и академических институтов к решению своих проблем. На протяжении нескольких десятилетий целый ряд предприятий был в основном нацелен на приобретение коробочных технологий. В них есть определенное преимущество — вы покупаете полностью готовое решение. Но есть и существенный недостаток: вы до конца не понимаете, что происходит в этой «коробке», как реализуется процесс, как правильно его перенастроить под себя, если возникла такая необходимость, как это и случилось в 2022 году, когда начались проблемы с иностранными поставщиками оборудования и технологий. Теперь многие предприятия увидели, чем это может обернуться, и поэтому развернулись в сторону университетов.
Еще одна тенденция, которой раньше не было, — это коммерциализация и развитие технологического предпринимательства в университетах. Технические вузы всегда были нацелены на работу с промышленными предприятиями и готовили кадры для отраслей экономики. Сегодня же большое внимание уделяется вопросам, как помочь студентам реализовать их идеи по целому ряду направлений.
В ТГТУ за последний год была создана предпринимательская «Точка кипения» — коммуникационное пространство, где студенты и молодые ученые учатся и проходят различные тренинги. Базисом для запуска этого проекта стали ранее существовавшие в университете Школа технологического предпринимательства и Школа молодого инженера.
Еще мы запустили акселератор, который позволяет собирать студенческие проекты и приглашать на площадку университета ученых-наставников, экспертов и индустриальных партнеров для того, чтобы они могли оценить предлагаемые студентами решения.
В прошлом году сделали приложение «Биржа проектов», которое полностью интегрировано в информационную систему университета и помогает формировать команды для выполнения тех или иных проектов. Наши индустриальные партнеры, эксперты могут опубликовать там пул своих задач, и у каждого студента есть возможность ознакомиться с ними и собрать команду из разных институтов и факультетов для ее решения. Там же можно получить информацию от наставника. В этом приложении учащийся уже на ранних курсах обучения и особенно в магистратуре может увидеть, какие задачи ставят потенциальные работодатели, и проверить свои возможности при их выполнении, предложить свои решения.
— А как в эту работу включены преподаватели, они замотивированы в ней участвовать? Для них это дополнительная нагрузка, дополнительный источник заработка?
— Для многих преподавателей это совершенно новый вид активности, многие никогда раньше не занимались подобными проектами. Вовлеченность с их стороны сильно зависит от того, насколько каждый конкретный преподаватель нацелен развиваться в области технологического предпринимательства в качестве наставника или эксперта.
Профессия преподавателя предполагает постоянное самообучение, особенно это касается педагогов, которые ведут дисциплины в области информационных технологий, где изменения происходят порой несколько раз в течение года. Участие в проектах по технологическому предпринимательству для них — это возможность осваивать новые актуальные подходы и технологии.
Это отдельная нагрузка в рамках индивидуального плана работы в течение года, поэтому мы со своей стороны стараемся помочь: организовываем для них дополнительное профессиональное образование, курсы повышения квалификации по ведению проектной деятельности. К нам постоянно приезжают эксперты из других университетов и акселераторов, рассказывают, как это работает в других вузах, на других платформах и площадках.