— Как университет адаптирует свои образовательные программы к современным вызовам? В чем уникальность Вашей методики?
— Университет делает ставку на практикоориентированное образование. Первое — мы создаем для студентов возможности работать, стажироваться и участвовать в различных городских проектах, начиная с 1 сентября первого курса. Подчеркиваю, что это не производственная или преддипломная практика, которая проводится на старших курсах по 2–4 недели. Это реальная работа в проектах и стажировки с профильными наставниками. Студенты с первого курса могут учиться и работать по своей специальности в городских структурах, органах власти и бюджетных учреждениях.
Второе — мы привлекаем к образовательному процессу преподавателей-практиков, в том числе специалистов и руководителей городских служб.
Третьим элементом формулы успеха мы считаем «обучение на объекте». У нас есть возможность использовать инфраструктуру мегаполиса и проводить занятия непосредственно на городских объектах: в парках, на станциях метро, стадионах, в цифровом центре управления ЖКХ. Занятия для студентов проводят эксперты, которые там работают и руководят каким-либо направлением работы. Обучающиеся не просто погружаются в теорию, а на месте изучают, как работает та или иная городская система, получают актуальные знания из первых рук.
— Ваши студенты учатся на примере развития Москвы, которая по праву считается одним из лучших и комфортных городов мира. Как Вы думаете, смогут ли они работать в других регионах России, где нет тех финансовых, технологических, интеллектуальных возможностей, какие есть в столице? .
— Мы готовим молодых специалистов для развития всей нашей страны, а не только для Москвы. Рискну сказать, что вопрос не в финансовых возможностях конкретного учреждения или субъекта федерации, а в эффективном использовании имеющихся ресурсов, здоровой амбиции, ориентации на результат и развитие.
У нас множество совместных проектов по линии программ дополнительного образования с другими регионами. Понимание и использование своих преимуществ, комплексная оценка ресурсов и умение правильно ими управлять, знание, например, того, что такое брендирование территорий — все эти навыки мы развиваем у наших студентов, чтобы они могли применить их в любом субъекте нашей большой страны.
Управление — всегда оптимизационная задача. Поверьте, нигде нет неограниченных ресурсов, и в Москве тоже. Где-то не хватает денег, где-то кадров, где-то могут быть ограничения, связанные с доступом к информации, технологиям.
— Как Вы оцениваете роль международного опыта в подготовке государственных менеджеров? Что из мировых практик развития городской среды могло бы или уже используется в Москве?
— Примеров взаимодействия российской столицы с другими мегаполисами мира очень много. Интересно, что когда активно развиваешь в городе технологию, сживаешься с ней, потом уже сложно отделить, что именно придумано у нас, а что было творчески заимствовано.
Много лет назад, когда в Москве развивалась система многофункциональных центров (МФЦ), мы активно изучали опыт Европы и Азии, чтобы перенять оттуда лучшее, наложить это на нашу специфику, добавить свои прорывные идеи и получить нужный результат. Мы смотрели на всё, включая организацию внутреннего пространства контактных центров, с секундомером замеряли, сколько времени занимает каждая операция. Так, очень полезен был китайский опыт в организации транспортных потоков в мегаполисах, в устройстве парковок, в тарифной политике.
Мы, кстати, также активно делимся своими наработками и знаем, что наши решения используются в других странах. Это же взаимный процесс, и это не вопрос первенства — кто что придумал. Гораздо важнее знать, как адаптировать различные практики так, чтобы они эффективно работали с учетом специфики конкретного города.
— У нас есть несколько вопросов по управлению университетом. Сегодня вузы работают по программам развития, но очевидно, что все сотрудники университета не могут быть в равной степени погружены в эту стратегию. Не все понимают собственное значение и роль в ее реализации. Как Вы считаете, нужно ли добиваться того, чтобы в вузе все были сопряжены с целями управленческой команды?
— В этой части мы — необычный университет, потому что делаем для города очень много проектов, строго говоря, не только образовательных. Разумеется, у нас есть классическая часть — бакалавриат, магистратура, аспирантура, но есть и большой блок дополнительного образования, где обучение проходят руководители и специалисты из управленческой системы Правительства Москвы. В прошлом году в очном формате по программам ДПО у нас обучались 270 тысяч слушателей, это гораздо больше, чем число студентов на программах высшего образования.
В портфеле наших проектов для ДПО более 200 программ, и все они касаются важных для города направлений. Мы также отвечаем за внедрение и реализацию кадровых проектов, обеспечиваем весь HR-цикл Правительства Москвы, начиная от привлечения, подбора, оценки персонала, заканчивая организационной диагностикой, кадровой аналитикой, автоматизацией кадровых процессов.
Учитывая такое количество направлений, можно сказать, что структура Университета Правительства Москвы больше напоминает холдинг, где все подразделения объединены единой управляющей компанией, в нашем случае — самим вузом. В таких условиях все структуры, все руководители и специалисты должны понимать, куда мы движемся. Понятно, что степень глубины и осознанности этого понимания у всех разная — это связано и с тем функционалом, который выполняет работник, и с его уровнем в управленческой иерархии. Но, с моей точки зрения, не должно быть ни подразделений, ни руководителей, ни специалистов, которые не в курсе наших стратегических целей и задач, не понимают, куда мы движемся, что делаем сегодня для нашего мегаполиса и что планируем делать завтра. Это предъявляет очень высокие требования к персоналу университета.