«Между университетом и промышленностью должно быть связующее звено — власть»

Интервью с ректором Астраханского государственного университета имени В. Н. Татищева Константином Маркеловым.
Мы поговорили с руководителем АГУ им. В. Н. Татищева о новых тенденциях в российском высшем образовании: увеличении бюджетных мест в региональных вузах, сокращении разницы в баллах ЕГЭ между бюджетным и коммерческим наборами, о революционных переменах в позиционировании университета, а также о том, что среди ректоров российских вузов хорошо развита корпоративность.

Команда перемен
«Полтора года назад никто и не предполагал, что мы можем не только заявляться на такие конкурсы, но и побеждать в них. Вот это самый главный эффект — маленькие победы стимулируют дальнейший рост, мотивируют студентов, аспирантов, молодых ученых. Даже корифеи науки, профессоры, доктора наук с известными именами, с высокими научными показателями по-новому взглянули на то, чем занимались последние 20 лет. Оказывается, сегодня можно переформатировать научную школу и участвовать в проектах, которые востребованы и регионом, и страной».
— На прошлогодней встрече с прессой Вы рассказывали об участии университета в программе «Приоритет 2030» и отметили: «Когда мы готовили заявку на программу, мы полностью пересмотрели всю нашу политику. Этот год был годом осознания коллектива и наших партнеров, что же такое для Астраханского госуниверситета «Приоритет 2030». <…> В университете произошла серьёзная перестройка, она касается даже не структуры, а самосознания». Поясните, пожалуйста, что за изменения произошли в вузе.

— До «Приоритета 2030» Астраханский госуниверситет никогда не участвовал в крупных федеральных программах. Мы занимались научно-исследовательскими проектами, грантами, выполняли государственный заказ, но это были разрозненные работы отдельных ученых.

То, что началось с момента подготовки заявки для участия в программе «Приоритет 2030», можно назвать внутриуниверситетской революцией. Мы понимали, что это серьезный конкурс, где участвует огромное количество вузов, и нужно, во-первых, соответствовать заявленным параметрам, а во-вторых, выступить с достойной программой. Для этого необходимо по-другому взглянуть на себя, на университет, полностью пересмотреть стратегию развития и осознать, что мы реально можем стать лидерами.

Когда, к удивлению многих, при поддержке губернатора, правительства Астраханской области и наших партнеров АГУ им. В. Н. Татищева стал полноправным участником программы, для наших ученых, профессорско-преподавательского состава фактически начался новый период в университете.

На этот раз мы не просто поучаствовали в соревновании. Теперь нужно было полностью перестроить всю работу, выстроить межведомственные, межфакультетские, партнерские связи. У многих за годы деятельности в вузе устоялся свой определенный ритм, а здесь нужно было работать на совершенно других скоростях.

Начали с того, что переформатировали пул стратегических проектов. Из 5 изначально отобранных проектов оставили 4, а потом поняли, что все они взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга. Так мы вышли на единый стратегический проект под названием «ТехноКаспий». Он связан с комплексной безопасностью Каспийского макрорегиона и транспортно-логистической системой Волго-Каспийского бассейна. Мы выбрали важнейшую тему, и на сегодняшний день большая часть коллектива — я называю их «команда перемен» — готова выдавать и реализовывать новые идеи, чтобы развивать этот проект.

К старому возврата нет, мы должны двигаться вперед, становиться не на словах, а на деле лидерами многих начинаний в Каспийском регионе, на Юге России.

После «Приоритета 2030» университет начал активнее участвовать и в других проектах. Полтора года назад никто и не предполагал, что мы можем не только заявляться на такие конкурсы, но и побеждать в них. Вот это самый главный эффект — маленькие победы стимулируют дальнейший рост, мотивируют студентов, аспирантов, молодых ученых. Даже корифеи науки, профессоры, доктора наук с известными именами, с высокими научными показателями по-новому взглянули на то, чем занимались последние 20 лет. Оказывается, сегодня можно переформатировать научную школу и участвовать в проектах, которые востребованы и регионом, и страной.

— Из кого формировалась Ваша команда перемен?

— Мне важно было собрать тех, кто готов вести за собой коллектив и генерировать идеи. Я предполагал, что может начаться некое расслоение: кто-то окажется не готов к переменам, кто-то уйдет в сторону или предпочтет пока наблюдать за происходящим, но критическая масса тех, кто по-старому работать уже не хочет и не может, собралась. Это та часть коллектива, которая понимает: университет уловил тренд.

Астраханская область — приграничный регион, наше географическое положение дает нам преимущество стать перспективным драйвером развития и сотрудничества с Азербайджаном, Казахстаном, Туркменистаном, Центральной и Юго-Восточной Азией, Индией, Китаем, арабскими странами. Всё это предусмотрено в стратегии развития вуза, и нам нужно продолжать двигаться в заданном векторе, уметь на ходу ориентироваться, каких компетенций нам не хватает.

Приведу пример. Мы создаем ситуационный центр прогнозирования социально-экономических проблем Каспийского макрорегиона. Для него нужны специалисты по прикладной математике, которые умеют работать с большими данными, искусственным интеллектом, математическими моделями. Сегодня таких профессионалов не хватает. Дефицит на них не только у нас в регионе, а в целом по стране, но мы нашли партнеров, которые готовы вместе с нами идти по этому пути. Результатом этого сотрудничества, я уверен, станет новый продукт, который будет востребован и бизнес-структурами, и государством.

«В университете нельзя всех готовить одинаково»
«ИОТ поддерживают стремление студентов к самостоятельности, адекватности профессионального выбора, критичности в оценке собственных возможностей».
— Расскажите, пожалуйста, о внедренной в АГУ им. В. Н. Татищева системе стимулирования молодых ученых. Интересно также узнать о программе фундаментальных исследований.

— Фундаментальными исследованиями наши ученые занимаются давно, но сегодня мы не ставим главной задачей для университета развитие этого направления, потому как, по моему убеждению, фундаментальными научными исследованиями должны заниматься в большей степени академические институты, Российская академия наук. Разумеется, поддержка этого направления нужна, без него не будет и прикладной науки. Но в первую очередь для университета важно поддержать тех, кто занимается прикладными научными исследованиями, проектами, которые интересны нашим промышленным партнерам и будут приносить эффект для университета, для экономики региона и страны.

За последний год объем научных исследований в расчете на одного научно-педагогического работника у нас увеличился на 30%. Значительно выросло количество аспирантов, которые учатся за счет университетских грантов и после защиты диссертации останутся работать в коллективе по важным для нас направлениям.

— На нескольких факультетах АГУ им. В. Н. Татищева введены индивидуальные образовательные траектории. Есть ли уже какие-то результаты их применения? Какие затраты — ресурсные, финансовые, иные — несет университет при реализации этой концепции?

— Это очень важный для нас вопрос, потому что с ним связано качество подготовки выпускников. От ряда наших партнеров, для кого мы готовим кадры, мы получаем обратную связь. Есть положительные отзывы и рекомендации, но бывают и отрицательные реакции, когда нам говорят о том, что выпущенный нами специалист не готов к выполнению того или иного функционала. Анализируя эти пробелы в подготовке, мы понимаем, что в университете нельзя всех готовить одинаково, и скорректировать набор компетенций можно как раз с помощью индивидуальных образовательных траекторий. Студент может выбрать направление углубленной подготовки и преподавателей в зависимости от того, чем конкретно он планирует заниматься после получения диплома.

Мы только начали внедрять эту концепцию на первом курсе, оценивать ее эффективность рано: студенты сдали лишь первую сессию. Но мы мониторим ситуацию, проводим опросы и видим, что обучающимся это интересно, они активно выбирают различные курсы, и для нас это уже результат. ИОТ поддерживают стремление студентов к самостоятельности, адекватности профессионального выбора, критичности в оценке собственных возможностей.

Наши индустриальные партнеры тоже заинтересованы в применении индивидуальных образовательных траекторий и поддерживают их внедрение, поэтому говорить о каких-то больших ресурсных затратах со стороны вуза не приходится. Это небольшие вложения, но они дают видимый эффект.

— Что представляет собой созданный в университете единый деканат?

— Это новый проект единого цифрового окна для сопровождения студентов. Все необходимые справки, информацию по гарантиям и льготам и прочие документы обучающиеся теперь могут заказать через единый деканат и получить на руки в течение точно регламентированного времени.

Думаю, в дальнейшем мы расширим функционал системы и снимем эти задачи с методистов, которые занимаются их выполнением, да и в целом разгрузим многих сотрудников от рутинных дел.

Новые феномены высшего образования
«Контрольные цифры приема все больше формируются с учетом потребностей регионов, у них начали спрашивать: какие специалисты вам нужны».
— На брифинге 24 января 2023 г. Валерий Фальков заметил: «Сегодня наблюдается новый для российской системы высшего образования феномен. Репутация ведущих нестоличных университетов настолько сильно выросла за последние годы, что, даже увеличив бюджетный прием на десятки процентов, эти университеты сумели удержать и даже нарастить как качество приема, так и численность платных студентов». Как Вы считаете, с чем это связано и будет ли продолжаться этот тренд? Будет ли АГУ им. В. Н. Татищева его учитывать?

— Всё, что сказал министр, — это ответ на проблему, о которой давно говорили многие губернаторы: пора остановить отток специалистов из регионов, особенно из отдаленных. Мы всегда думали: чтобы молодежь, которая уехала учиться в Москву и Санкт-Петербург, после выпуска вернулась обратно, то для нее нужно создавать высокооплачиваемые рабочие места, комфортную среду для проживания. Но есть и другой путь: создавать для нее возможность получать качественное образование рядом с домом, чтобы и уезжать не пришлось. Для решения этой задачи в вузах и создаются бюджетные места, увеличивается количество востребованных в конкретном регионе направлений подготовки.

Министерство уловило эту тенденцию, что заметно по изменившимся контрольным цифрам приема. За последние два года у нас на 16% увеличилось количество бюджетных мест. На ряд направлений на бюджет поступают абитуриенты с высокими баллами ЕГЭ, хотя с такими результатами могли бы поступить в ведущие учебные заведения страны.

Думаю, этот тренд будет продолжаться. Более того, мы видим, что контрольные цифры приема все больше формируются с учетом потребностей регионов, у них начали спрашивать: какие специалисты вам нужны.

Приведу пример. В АГУ им. В. Н. Татищева сильнейший факультет иностранных языков, который сотрудничает с Министерством иностранных дел и о котором знают далеко за пределами Астрахани. На лингвистов-переводчиков и переводчиков-синхронистов к нам поступают люди со всей страны, а выпускники факультета востребованы в крупных компаниях и их представительствах по всему миру. Особый спрос на восточные языки, АГУ — один из лучших университетов в России, где готовят специалистов по персидскому языку.

Однако даже на такое востребованное направление долгое время вуз не получал дополнительных бюджетных мест. Абитуриенты с высокими баллами, отличники, победители олимпиад, которые могли бы подать документы в любой вуз страны, поступали к нам на коммерческое отделение. Наконец, губернатор области лично ходатайствовал о выделении дополнительных бюджетных мест в магистратуру, и министерство нас услышало.

— Еще одна важная тенденция, которая отмечается в мониторинге Института образования НИУ ВШЭ за 2022 год: «В последние два года разрыв в среднем балле между бюджетным и платным приемом впервые стал меньше пяти баллов. Практически все студенты, поступившие на платное обучение в 2022 году, могли бы при желании поступить на бюджетное место». Что это значит для университетов?

— В АГУ им. В. Н. Татищева разрыв тоже менее пяти баллов, причем средний балл ЕГЭ растет год от года. Думаю, эта разница на бюджете и на внебюджете будет и дальше сокращаться. В некоторых университетах, насколько я знаю, на коммерческие места поступают даже с более высокими баллами, чем на бюджетные. Это те программы подготовки, за которые родители студентов готовы платить, чтобы ребенок получил хорошее качественное образование и востребованную профессию.

«Мы — татищевцы»
— На площадке АГУ им. В. Н. Татищева в феврале проходит Зимняя школа «Плавучего университета», программы по подготовке научно-исследовательских кадров в области океанологии и морского природопользования. В этом году интерес к проекту проявило рекордное число соискателей — 3725 человек из 388 вузов России. Какая тематика закреплена за Вашим вузом? Чем такие проекты интересны студентам, аспирантам, молодым ученым?

— Астраханская область — регион с уникальными природно-климатическими условиями. Здесь находится дельта Волги с редкой флорой и фауной, Каспийское море, которое называют штормовым из-за его непредсказуемости и которое сейчас становится крупным транспортным коридором. У нас активно занимаются разработками и внедрением новых морских и речных технологий.

Всё это вызывает огромный интерес исследователей. Изучать Каспийский бассейн к нам приезжают студенты, аспиранты и молодые ученые со всей страны: из Новосибирска, Тюмени, Краснодара, Воронежа, Ростова-на-Дону, Волгограда, Санкт-Петербурга, Владивостока.

Программа «Плавучий университет» — это уникальный шанс собрать редкие научные материалы совместно с нашими партнерами из Института океанографии. Это междисциплинарный проект, в нем участвуют исследователи с разной научной базой и уровнем экспертности, в том числе специалисты и ученые университета. Именно поэтому школа вызывает неизменный интерес, в ходе ее проведения появляется много новых проектов и команд, которые потом становятся научно-исследовательскими коллективами.

— Астраханский госуниверситет получил имя Василия Никитича Татищева в июне 2022 года. Многие вузы, названные в честь выдающихся деятелей, связывают с их именами свои традиции: посвящение в первокурсники, празднование Дня студента. В АГУ могут появиться свои традиции, связанные с именем исследователя Татищева?

— Это была большая честь — получить в юбилейный для университета год имя Василия Татищева, известного исследователя, политического и научного деятеля России, бывшего губернатором Астраханской губернии, который очень много сделал для нашей земли. Университет осознанно выходил с таким ходатайством, наши историки провели большую работу по изучению биографии В. Н. Татищева, и сегодня наша научная библиотека, исторический факультет и информационно-аналитический центр продолжают активно заниматься изучением его трудов. Мы даже получили согласие потомков ученого, которые передали некоторые материалы для исследовательской работы.

Конечно, хотелось бы, чтобы в университете появились свои традиции, связанные с именем Татищева. Многие университеты в нашей стране известны под именем тех выдающихся личностей, в честь которых они названы. Все знают Бауманку, Плехановку, герценовцев, менделеевцев. Надеемся, что и Астраханский госуниверситет станет известен как Татищевский университет.

У выпускников прошлого года у первых в дипломах было написано новое название, чем они очень гордятся, говорят: «Мы — татищевцы».

«Будь у меня на прошлой работе ректорский опыт, действовал бы по-другому»
«Будь у меня на прошлой работе ректорский опыт, действовал бы по-другому. Теперь я понимаю, что как руководитель областного правительства слишком мало опирался на университет в каких-то экспертных оценках».
— Константин Алексеевич, у Вас огромный опыт работы с молодежью. Когда-то Вы занимались идеологической работой в обкоме ВЛКСМ, возглавляли комитет по делам молодежи, теперь руководите университетом. Трудно ли работать с молодыми людьми? Сложнее ли Вам стало понимать молодежь?

— Работать с молодыми людьми всегда непросто, потому что они очень остро чувствуют, когда с ними искренни, а когда нет. С ними важно делиться собственным опытом, но не навязывать свои установки, а находить в них ростки важного, перспективного, интересного и поддерживать эти начинания.

Я регулярно общаюсь со студенческим самоуправлением, стараюсь быть в гуще всех мероприятий вуза, от спортивных до интеллектуальных, и думаю, во многом понимаю студентов. Меня легко найти в социальных сетях, и каждый студент знает, что я читаю все обращения ректору. Так легче работать, потому что многие вещи узнаю напрямую. Я всегда говорю студентам: мне важна ваша прямая реакция, не стесняйтесь рассказывать о проблемах, для меня университет — как дом, мне очень важно, что здесь происходит.

— Вы пришли в коллектив вуза из чиновничьей среды, до этого возглавляли правительство региона. Сложно было осваиваться? И были ли у Вас какие-то неожиданные открытия на новой должности?

— Я же пришел в коллектив по большей части мне знакомый. В АГУ я начинал свою образовательную и профессиональную карьеру и никогда не терял связь со своей альма матер. Даже находясь на государственной службе, в правительстве региона, в Совете Федерации, я неизменно присутствовал в качестве руководителя государственных экзаменационных и аттестационных комиссий, преподавал, встречался со студентами, вел проекты, связанные с расширением инфраструктуры университета и строительством нового здания. Так что назначение на должность ректора воспринял как возможность реализовать множество идей по его дальнейшему развитию.

Те, кто меня учил и помнят меня еще студентом, сейчас руководят кафедрами, научными школами в АГУ. В коллективе есть те, с кем я учился в одной группе, на одном курсе или в одно время, и есть мои ученики, которых я учил. Это очень важно, что в университете работают несколько поколений специалистов.

Большим открытием для меня стало наличие корпоративности среди ректоров российских вузов, их готовность обмениваться опытом на общих площадках, участвовать в совместных научно-исследовательских конференциях. Это то, чего мне не хватало в органах государственной власти.

— Если бы раньше, на госслужбе, Вы как руководитель региона знали бы о потенциале университета столько, сколько знаете теперь, будучи ректором, Вы бы больше задействовали вуз для решения вопросов развития региона?

— Бесспорно! Будь у меня на прошлой работе ректорский опыт, действовал бы по-другому. Теперь я понимаю, что как руководитель областного правительства слишком мало опирался на университет в каких-то экспертных оценках, и сейчас пытаюсь доказать это сегодняшним руководителям региона. Призываю их рассматривать университет как экспертно-аналитическую, научно-исследовательскую базу, как драйвер развития области. Надо сказать, по многим параметрам это удается. В этом году в бюджете региона заложены средства на развитие научно-исследовательского направления университета, и это совместное решение власти и вуза.

Вместе с тем хочу подчеркнуть, что университеты тоже не должны ждать, когда их заметят. Давайте региону свои идеи и предложения, а власть будет помогать их приземлять на реальную почву, превращать в новые технологии и продукты. Но для этого и власть должна быть связующим звеном между университетом и местной промышленностью.


Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.