— Анатолий Викторович, Южно-Уральский технологический университет учрежден частными лицами. Какие в связи с этим есть особенности в управлении университетом? В чем преимущество Вашего статуса и с чем возможны сложности?
— У нас есть возможность совмещать традиционные формы коллегиального управления университетом, такие как общее собрание коллектива, ученый совет, ректорат, студенческая ассоциация, с исключительной индивидуальной ответственностью ректора, который остается практически не сменяемым на этой должности более 20 лет. Всё это позволяет быть мобильными в формировании структуры управления и оперативно откликаться на возникающие проблемы. Необходимо увеличить штат или создать новый отдел — от обсуждения вопроса до принятия решения проходит один день, и реализация намеченного занимает небольшой промежуток времени.
К примеру, когда один из наших доцентов заявил тему своего научного исследования по гидропонике*, мы увидели в этом интерес для всего университета, тематическая лаборатория для ее изучения была создана в течение полугода. Теперь студенты направления информационных технологий осваивают в ней технологии программирования, которые позволяют обеспечить функционирование городского фермерского хозяйства.
По-моему, образование инертно по своей природе, а в российском варианте эта инертность усиливается дополнительно за счет многочисленных бюрократических процедур. Так что мобильность можно назвать нашим преимуществом.
Но и сложности, конечно, есть. Иногда наступают тяжелые времена, и за нашей спиной нет мощной государственной поддержки, все бремя ответственности лежит на нас самих.
— Среди перечисленных Вами форм управления университетом нет наблюдательного совета. Во многих, особенно зарубежных, университетах это серьезная и важная институция внутри вуза. Вы ее не создаете, потому что не нуждаетесь?
— Наблюдательный совет — это способ привлечения внешнего финансирования. На сегодняшний день такое явление, как эндаумент, в России пока не распространено. Вероятно, потому что всё, что касается привлечения средств, настолько серьезно прописано в государственных реестровых налоговых документах, что мало какие вузы хотят с этим работать.
То, что я знаю о наблюдательных советах в государственных университетах, — это обычно привлечение в них своих выпускников для последующего лоббирования интересов вуза в государственных структурах. Я в своей практике не встречал, чтобы они занимались вопросами определения стратегии или участвовали в управлении финансами.
— А для понимания стратегического развития вуза Вы можете обратиться за консультацией к экспертам в какие-либо ведомства?
— Нет, мы не пользуемся услугами экспертного сообщества при формировании своих стратегических проектов. Экспертные организации, которые занимаются стратегическим планированием университетов, — это, как правило, либо внутренние организации самих вузов, либо организации, привязанные к Минобрнауке, либо межведомственные организации, которые занимаются внедрением различных программ на стыке нескольких министерств. У нас другой подход.
При стратегическом планировании мы используем возможности коллегиальных органов: ректората и ученого совета, где обсуждаем материалы исследований рынка труда, анализируем данные по спросу и ожиданиям населения, изучаем тенденции в развитии региональной и национальной экономики, после чего принимаем решения и ставим себе стратегические задачи.
Приведу пример. Весной 2023 года мы решили открыть у себя направление подготовки по эксплуатации беспилотных авиационных систем и вышли на задачу лицензирования основной образовательной программы. И тут мы получаем приглашение к участию в стратегической сессии, которая проводилась в Уральском федеральном округе. По ее результатам мы поняли, что наши планы нужно менять, потому как основная образовательная программа по БПЛА не востребована на рынке труда, и нужно проектировать дополнительную образовательную программу для конкретного сегмента. Допустим, для землеустройства и кадастра, где такие компетенции нужны для работы с геопространственными решениями.
После этого мы занялись организацией лаборатории программирования БПЛА и созданием материальной базы, в частности, строительством полигона для беспилотников.
Следующим этапом, буквально с нового учебного года, мы вводим модуль «БПЛА в профессиональной деятельности» практически во все образовательные программы университета. Правоохранительная деятельность, дизайн, архитектура, землеустройство — всюду нужны решения для визуализации объектов. Сложнее будет с медициной и фармацией, потому что там БПЛА в перспективе могут использоваться только в качестве способа доставки лекарственных средств.
— Обсуждаете ли Вы на подобных больших коллегиальных заседаниях ту самую идеальную модель, к которой стремится университет, — «каким вузом мы хотим стать»? Есть ли у Вас такая модель или Вы ее создаете?
— С идеалами есть определенные сложности — в них иногда разочаровываешься. Когда мы обсуждаем на заседаниях коллегиальных органов те или иные вопросы, определение идеальной модели не стоит как цель стратегического развития. Мы, скорее, ориентируемся на модель, которая представлена в виде надписи на входе в наш университет, — это высказывание философа и педагога Джона Дьюи: «Образование — это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь». Эта мысль позволяет говорить о роли и значении каждой личности в образовательной системе университета: и преподавателя, и сотрудника административно-хозяйственной части, и студента.
Когда мы говорим об идеальной модели университета, мы имеем в виду и внутреннюю корпоративную политику, которая основана на взаимном уважении, и материально-техническое обеспечение. Все эти вопросы часто обсуждаются на коллегиальных органах, особенно на ученом совете.
— Если «образование — это не подготовка к жизни, это и есть сама жизнь», означает ли это, что все Ваши программы подготовки нацелены на то, чтобы выпускник ЮУТУ стал востребованным специалистом в какой-то определенной профессии, трудоустроился на конкретное предприятие, или это про другое?
— Вы знаете, когда я вручаю дипломы студентам, то часто вспоминаю фразу, которую услышал от своего декана, когда сам заканчивал университет: «Вы получаете один диплом на всю оставшуюся жизнь». Я же говорю студентам: «Для того чтобы дальше жить, вам нужно будет постоянно учиться, постоянно доказывать свое профессиональное мастерство, а для того, чтобы доказывать, вам нужно постоянно учиться». Именно эту идею мы пытаемся заложить в умы студентов. И я рад, что, когда это удается, мы получаем хорошие результаты.
Недавно Минобрнауки прислали рейтинг университетов, который они составляют по результатам независимого тестирования студентов по оценке развития у них управленческих компетенций. Наши студенты заняли 2 место в Российской Федерации и первое место в Уральском федеральном округе. Эти победы подтверждают, что студенты готовы применять на своей работе не только профессиональные навыки, но и универсальные компетенции, необходимые в любом виде деятельности.