Люди, которые отвечают в вузе за взаимодействие с корпоративными партнерами, за ведение проектов, должны уметь разговаривать на языке бизнеса, для которого они делают сложные научные изыскания и технические разработки. А когда вуз работает как система в себе, с убеждением, что «мы всё лучше всех знаем и сами научим “необразованных” коммерсантов», то, естественно, никакого взаимодействия не получается, потому что нет доверия.
Основа доверия — это прохождение барьера «свой — чужой». Когда представители вуза общаются с представителями бизнеса, у тех система не опознает, что это «свои». Для них это люди с совершенно другим восприятием мира, которые говорят на сложном академическом языке. Обучение помогает преодолеть этот первичный барьер и начать по-другому мыслить, понимать, что тебе говорит бизнес, и как отвечать ему на том же языке.
— Ярослав Юрьевич, у нас есть несколько вопросов о том, как в ИМИСП строится образовательный процесс. Перечислите, пожалуйста, ключевые реперные точки при проектировании образовательной программы в Вашем институте. Интересно сравнить этот процесс с тем, как это происходит в государственном вузе.
— Основное отличие — это высокая степень свободы за счет того, что программы MBA Executive и MBA DBA (Доктор делового администрирования) попадают в раздел ДПО, а потому испытывают значительно меньше государственного регулирования. У меня был опыт запуска магистратуры в рамках высшего образования, и я знаю, сколько там устаревших и чрезмерно усложненных подходов. Приходилось делать много работы, не приносящей ценности.
В ИМИСП мы работаем в продуктовом подходе. Наши ключевые программы разработаны так, что они максимизируют LTV слушателя (LTV, Lifetime Value — это метрика, которая показывает, сколько всего денег компания в среднем получает от клиента за всё время сотрудничества с ним — Прим. ред.) Если человек зашел к нам на программу, он может учиться у нас всю жизнь.
Под каждую целевую аудиторию мы формируем набор продуктовых гипотез, для чего постоянно изучаем рынок и клиентские исследования. Далее работаем с ценностным ядром с точки зрения дизайна обучения: какие ценности клиент хочет обрести по результатам своей учебы, какие ограничения на такие программы ставит, какие образовательные успехи помогут человеку в будущем самостоятельно выполнять те задачи, которые у него появятся. Мы смотрим, какими инструментами он может выполнить свои жизненные цели, и начинаем выстраивать программу.
Наконец, запускаем тестовый продукт и по результатам первого выпуска проводим глубинные интервью с выпускниками для сбора обратной связи. По ходу обучения отслеживаем определенные метрики, проводим анкетирование и интервью с теми слушателями, кто показывает максимально разные результаты в учебе. На основе этих данных делаем выводы, что необходимо улучшать в программе, корректируем содержание. С 3–4 набора мы считаем, что программа запущена в продакшен как полноценный продукт.
— Как Вы находите своих преподавателей? Есть ли у Вас опыт, когда преподавателем стал Ваш же выпускник?
— У нас есть несколько ключевых требований. У преподавателя должны быть обширные фундаментальные знания. За плечами должна быть программа MBA, Executive MBA либо кандидатская или докторская степень. Хорошее MBA-образование для нас предпочтительнее, чем наличие ученой степени, потому что у кандидата наук далеко не всегда есть практический опыт.
Наличие актуальной бизнес-практики — еще одно обязательное требование. Преподаватель ИМИСП должен иметь опыт непосредственного руководства или консалтинга как минимум за последние три года. Наша модель ценности, которую мы доносим до клиента, подразумевает, что обучение у нас обязательно проводят практики из бизнеса.
Сейчас таких людей на рынке очень мало, поэтому значительную часть преподавателей мы взращиваем среди наших выпускников. Для этого у нас есть целая программа — Management Start — для тех, кто впервые стал руководителем. 70% ее преподавателей — наши выпускники.
Кроме того, у нас есть внутренняя школа преподавателей, различные семинары, мастерские по освоению методических и методологических подходов.
— Академический инбридинг для университетов считается фактором, скорее мешающим развитию. Но в бизнес-школах, как мы понимаем, это не является слабой стороной или недостатком?
— Вузам, здесь я полностью с вами согласен, академический инбридинг (наем вузом на работу преподавателей, которые получили образование в этом же вузе — Прим. ред.) может быть вреден, потому что университетам важно «переопыляться», чтобы создавать новую среду.
В зарубежном высшем образовании с этим еще строже: выпускник Гарварда, будь он хоть семи пядей во лбу, вряд ли станет постдоком в Гарварде в ближайшие 15 лет. Сначала ему придется поработать за пределами альма матер.
В нашем случае получается примерно так же. Мы не зовет сразу же к себе преподавать выпускника Executive MBA, но поддерживаем с ним связь, пока он набирается опыта в бизнесе. Через 5, 7, 10 лет после того, как он у нас отучился, мы ему предлагаем: тебе интересно было бы вести у нас программу, поделиться своими знаниями и накопленной практикой?
Например, наш новый директор программы Executive MBA — наша же выпускница, которая закончила эту же программу лет 9 лет назад. После этого она стала вице-президентом по HR и стратегии в крупном агрохолдинге, училась в Сколково и сейчас перешла к нам.
— Индивидуализация образования: как она строится в ИМИСП? Как при проектировании индивидуального образовательного трека избежать риска сместиться в сторону коучинга?
— А я не вижу в этом никакого риска. Мы можем себе позволить бутиковый образовательный продукт, в том числе для весьма обеспеченных людей, у которых может быть запрос на полностью индивидуальную программу. Допустим, член совета директоров банка хочет прокачать определенные навыки, но по каким-то причинам не может присоединиться к общей группе слушателей программы. Тогда мы проектируем для него индивидуальный трек, который больше похож на репетиторство, когда слушатель тет-а-тет с преподавателем разбирает учебный материал.
Для нас это абсолютно нормально, хотя для 99% учебных заведений такая модель не подходит, потому что это дорого и не так много людей готовы за это платить. Мы же используем свое уникальное положение.
— Как Вы считаете, на что в образовательном процессе важнее делать упор: на обучение практическим навыкам или на формирование у слушателя мышления, без которого ему будет сложно развиваться в бизнесе или любом другом деле? Допустим, Ваш выпускник окончил программу, обучился навыкам управления проектами, хорошо разбирается в «операционке», но не обладает предпринимательским мышлением, видением. Это осложнит ему работу или нет?
— Смотря какую программу он окончил, какие она закрывает Jobs To Be Done (концепция, суть которой в том, что один и тот же продукт разные клиенты приобретают для разных целей — Прим. ред.)
Если человек считает, что у него развито предпринимательское мышление, и приходит на короткую программу набрать навыков, она вполне может быть навыковой. Но, как я уже сказал в начале нашего разговора, компетентностный подход очень ограничен. Формировать мышление намного ценнее, чем получать новый навык. Но это задача другого порядка, значительно более сложная, требующая больше времени.
Браться за то, чтобы как-то влиять на развитие мышления, мы можем только на программах продолжительностью не менее одного года.
— А Ваши клиенты как-то формулируют этот запрос?
— Расскажу на примере двух наших программ: Executive MBA и DBA, которые более всего заточены на трансформацию мышления.
Как правило, на программу Executive MBA люди приходят, когда у них назрел управленческий кризис. Человек добился успеха, но не понимает, куда ему двигаться дальше: он перегружен, начинает выгорать, и при этом никаких качественных изменений в его жизни не происходит. Это кризис, который выражается в несоответствии желаний и возможностей. Вот в этот момент и нужно менять мышление. Простыми инструментами здесь не обойтись — необходимо понять, как именно слушатель сможет достичь своих целей, и заложить это в программу его обучения.
Другой подход мы используем, если человек приходит и говорит: в бизнесе я достиг всего, чего хотел, и теперь мне нужно научиться доносить этот опыт до других. Это уже про развитие стратегического мышления и, соответственно, — иное содержание программы.
— Ярослав Юрьевич, Вы получили высшее образование в университетах в России и за рубежом, прошли множество программ обучения. Понимаем, что это необходимо Вам как управленцу для поддержания формы, для пребывания в постоянном профессиональном тонусе. Но каждая ли пройденная программа влияла на Ваше мышление?
Конечно нет. Обучение обогащает меня новыми идеями, инструментарием. Работа над собственным мышлением для меня — это выход за пределы того, что мне привычно.
Помимо того, что я занимаюсь своей основной деятельностью в институте, я еще фотохудожник, у меня проходят выставки. В этом направлении я тоже развиваюсь, прохожу обучение и делаю что-то кардинально отличающееся от ректорской работы. Переключение позволяет мне иначе взглянуть на то, что я делаю в институте. Это как раз то, что мы закладываем в наши трансформационные программы, когда даем слушателям принципиально другой опыт.
— Какие образовательные программы повлияли на Вас особенно и почему? Какие ключевые тезисы, убеждения, формулы Вы зафиксировали для себя, обучаясь на них?
— Высшее техническое образование, которое я получил в ИТМО, сформировало мое системное мышление, за что я особенно благодарен университету. Теория системы и системный анализ стали для меня в свое время фундаментальными курсами.
Когда я учился в Высшей школе экономики, я запомнил фразу профессора Дмитрия Леонидовича Волкова, который сейчас возглавляет Центр программ MBA и DBA в Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ: «Запомните: если вы сюда поступили, значит, наверняка вы чем-то отличаетесь от подавляющего большинства людей. И что-то вас отличает от тех, кем вы будете руководить. Это не значит, что вы лучше или хуже, но это значит, что вы, когда будете принимать управленческие решения, не имеете права смотреть на ситуацию только со своей личной позиции — вы должны понимать позиции всех тех, кем вы руководите». Для меня лично это был важный инсайт.