Мы собираем cookies

«Мы формируем у студентов умение решать задачи с неразрешимыми противоречиями»

Интервью с директором Санкт-Петербургского филиала Финуниверситета ​Юрием Путихиным.
В год 95-летия филиал в Санкт-Петербурге подводит итоги глубокой трансформации. Что помогло Финансовому университету, у которого 27 филиалов по всей стране, впервые войти в десятку лучших вузов России RAEX-100, значительно нарастить количество и качество абитуриентов, ввести математические критерии для оценки приема и повысить публикационную активность в рейтинговых журналах? Об этом — наше интервью с директором Санкт-Петербургского филиала Юрием Путихиным.
— Юрий Евгеньевич, Финансовый университет исторически готовил профессиональную элиту для экономической и финансовой сферы, и сегодня 90% ваших образовательных программ созданы совместно с бизнесом. На каких принципах строится это партнерство?

— В 2025 году нам исполнилось 95 лет. Мы не только отмечаем эту дату как праздничную, но и подводим итоги глубокой, серьезной работы. Вуз изначально готовил доходников — тех, кто собирает деньги в бюджет, расходников, которые тратят деньги в бюджет, и контролеров-ревизоров, которые проверяют и тех, кто собирает, и тех, кто расходует деньги.

Вовлеченность бизнеса в образовательный процесс всегда была одной из наших важнейших задач. Это нужно для того, чтобы специалисты из разных сфер экономики делились с нами проблемами и вопросами, с которыми они сталкиваются повседневно в части применения экономических законов и категорий. Чтобы наши выпускники, придя на работу в бизнес, могли сразу включаться в этот процесс.

Если раньше бизнес подключался на этапе четвертого курса и выбирал себе готовых выпускников на государственных экзаменах, то последние 5−7 лет мы привлекаем его представителей уже на первый курс. Практически все наши преподаватели проходят стажировки в компаниях, чему мы способствуем финансово и организационно.

Наши партнеры — это вся банковская система: ВТБ, Сбербанк, Альфа-банк, Газпромбанк, вся финансовая сфера, контрольно-ревизионные службы, счетные палаты, страховой бизнес. Даже правоохранительная система пользуется компетенциями наших выпускников. И ни разу ни от одной структуры в наш адрес не было отрицательной рекламации, что мы не тому или не так научили.
— Это дорогого стоит! Не каждый вуз так может сказать о своих взаимоотношениях с работодателями выпускников.

— Думаю, нам это удается благодаря тому, что мы сохраняем традиции фундаментального экономического образования и даем студентам базовые знания экономической истории нашего государства и в целом мировой экономики. При этом делаем акцент на сегодняшнем дне, потому как почти все наши преподаватели работают в реальном бизнесе и, приходя в аудиторию, делятся со студентами практическими кейсами. Такой живой процесс привлекает обучающихся гораздо больше, чем скучные лекции. Одни только сухие цифры и законы экономики «убаюкивают» студентов.

Кроме того, наши партнеры откликаются на запросы рассказать о том, как открыть свое дело, как организовать бизнес-сообщество. 17 наших молодых ребят с помощью наставников открыли свое дело, некоторые прямо во время учебы запускают бизнес-проекты, получают кредитную поддержку на открытие собственного дела.
— Как, сотрудничая с такими крупными компаниями-финтехами, у вас получается слышать их как рынок, который все-таки работает в других сроках и графиках, нежели университет? Как удается синхронизироваться с ними?

— У нас хорошо развито дополнительное образование, где студент может получить знания не только по тому профилю, по которому он пришел учиться, но и по бизнес-информатике, менеджменту, финансам и кредиту. Это программы на 300, 400 часов, годичные программы. Студент параллельно учится на дневном и на ДПО, если знает, что его берут в конкретную компанию, и там его просят подготовиться по конкретным компетенциям.
«... наша задача на втором курсе — дать студентам представление о финансовом процессе и о том, что, находясь в нем, они смогут так обустроить свою жизнь, что у них не будет ни раболепства, ни благоговения перед деньгами. Мы формируем совершенно другую этику финансовых отношений».
— Как Вы считаете, заходя в Финансовый университет, сторонний человек понимает, в какой вуз он пришел, кого в нем готовят, какая в нем внутренняя культура?

— Вы знаете, в Финансовый университет своих детей направляют прежде всего родители, которые сами работают в финансовой системе. Был период, когда мы обучали особенно много таких ребят, и однажды на Коллегии Минфина я сказал, что мы готовим «детей системы», на что члены Коллегии сказали, что это хорошо, но все же нужен более широкий подход.

Почувствовать атмосферу Финансового университета, войдя в его стены, вы вряд ли сможете. Но побывав на наших конференциях, лекциях, открытых занятиях преподавателей, почти наверняка осознаете необходимость разобраться в том, что такое финансы, как платить налоги, как зарабатывать и тратить деньги, как сформировать экономический иммунитет ко многим проблемам. Поймете, что финансы — это процесс, и в нем надо принимать участие.

Когда наши студенты после первого курса переходят от вопросов общеобразовательных к профессиональным, вот тут у них начинается совершенно другой взгляд на жизнь. Мы не готовим студентов к тому, чтобы они стали богатыми бизнесменами, владели определенными благами и относились к деньгам как к фетишу. Мы готовим студентов, которые должны стать счастливыми. Есть такое выражение: «Я заработаю столько, сколько я хочу». Знаете, как баскетболисты говорят: «Вы забьете, сколько сможете, а мы забьем, сколько захотим». Так вот наша задача на втором курсе — дать студентам представление о финансовом процессе и о том, что, находясь в нем, они смогут так обустроить свою жизнь, что у них не будет ни раболепства, ни благоговения перед деньгами. Мы формируем совершенно другую этику финансовых отношений.
— Сложную задачу Вам приходится решать…

— Недавно на Дне открытых дверей к нам пришли около 300 родителей с детьми, будущими абитуриентами, задавали много вопросов. Я начал им рассказывать о некоторых особенностях бизнеса и отметил, что 15 лет являюсь председателем ТСЖ в своем доме, и все это время мы не повышаем оплату коммунальных услуг. Родители, конечно же, заинтересовались этим вопросом. Как же так: у всех чуть ли не каждый квартал повышается оплата за ЖКУ, а у нас — 15 лет без изменений. Я немного раскрыл специфику коммунального хозяйства совершенно с иной точки зрения, и аудиторию это впечатлило.
— В 2025 г. Финансовый университет впервые вошел в десятку лучших вузов России RAEX-100. Благодаря чему, как Вы считаете? Какие критерии головному вузу и вам как филиалу удалось нарастить?

— Во-первых, много компаний открыли у нас свои базовые кафедры, новые направления подготовки и факультеты. В университет пришло много интересных людей, которые до этого работали в реальном секторе. Во-вторых, увеличилось количество абитуриентов, претендующих на одно бюджетное место, это тысячи человек со всей России. Вуз ввел математические аналоговые критерии, которые позволяют на ранних стадиях определить качество приема.

Появились современные направления подготовки, связанные с искусственным интеллектом, IT-технологиями в системе финансов. Теперь каждый факультет имеет свою научно-исследовательскую лабораторию, где, защитив кандидатскую диссертацию, ученые должны регулярно подтверждать свои научные воззрения.

Все это послужило тому, что сегодня Финансовый университет может не просто принимать всех, кто подал заявление, а уже отбирает абитуриентов с высокими баллами, проводит олимпиады.

Думаю, эта работа не могла остаться незамеченной со стороны рейтинговых организаций, которые увидели, что университет реально преобразился. Наш ректор Станислав Евгеньевич Прокофьев, в прошлом заместитель руководителя Федерального казначейства, продолжает использовать подходы в решении задач и вопросов, в том числе реального сектора экономики, следуя добрым традициям Финансового университета. Отсюда и показатели университета, и возросшая публикационная активность в рейтинговых журналах.

27 филиалов Финансового университета по всей стране по сути работают на одну цель — готовить классных квалифицированных специалистов. При этом вуз не особо «криклив» в плане собственных достижений. Финансы, как известно, любят тишину.
«Университет стал площадкой, где студенты могут и должны ошибаться, учиться на своих ошибках».
— Вы отметили практикоориентированность вашего образовательного процесса, его связь с реальным бизнесом. Сегодня вузы в целом переходят в логику проектного обучения. Как в этом не перейти меру и сохранить академическую среду, где закладывается фундамент образования, а не только практические навыки?

— На практикоориентированности во многом построена Болонская система, которая, как бы мы ее ни ругали, все же дала некоторые положительные результаты. Когда мы на нее переходили, я как раз учился в Лондоне, потом в Олбани, в Соединенных Штатах, потом в Испании и успел познакомиться с тем, как все это реализуется на Западе. Там студенты два дня в неделю учатся, три дня находятся на предприятии. На следующую неделю — наоборот. Мы в свое время в университете построили этот процесс иначе: раньше две недели студент учился и потом сдавал экзамены, которые принимал бизнес.

Болонская система привнесла возможность более свободно говорить и обсуждать какие-то вопросы в ходе обучения. В советское время в специалитете этого не было, надо было все учить по учебникам. Сегодня вы можете высказаться, исходя из своей повседневной практики.

Университет стал площадкой, где студенты могут и должны ошибаться, учиться на своих ошибках. Некоторые говорят: надо учиться на чужих ошибках. Ничего подобного. Надо учиться на своих и делать соответствующие выводы. Нам интересен подход, когда мы учим работать с проблемным в экономическом смысле материалом и отстаиваем тезис, что экономические законы не зависят от воли и сознания человека. Люди могут только их познать и с помощью различных категорий что-то в них поменять.

Есть три способа познания: в процессе исследования, проектирования и на этапе исполнения. На последнем этапе мы создаем в аудиториях такую среду, где студент реально погружается в биржевую, банковскую или финансовую деятельность, чтобы принять и выбрать для себя правильное решение налогового, финансового или экономического законодательства. Мы все-таки готовим госслужащего и заточены на то, что человек должен быть готов служить Отечеству. Уже на стадии обучения студент должен понимать, что, служа государству, нельзя совершать какие-либо финансовые махинации, отклонения или нарушения. Для этого мы соединяем образовательный процесс и воспитательную работу.
«Нам важно, как студенты ищут ответы на парадоксальные вопросы, на тупиковые задачи...»
— Как с учетом вашей профильной специфики Вы подходите к развитию мягких навыков? Чаще всего говорят об умении работать в команде, о креативности. Вы же выпускаете госслужащих и специалистов для больших компаний, которым предстоит работать в четкой системе, где нужны не просто креативные сотрудники, но прежде всего сотрудники компетентные.

— Мы стараемся формировать у студентов умение решать задачи, имеющие неразрешимые противоречия, а для этого им нужно дать фундаментальные знания математических и экономических моделей. Нам важно, как студенты ищут ответы на парадоксальные вопросы, на тупиковые задачи, и, знаете, я бы пошел в финансовую разведку с нашей молодежью. Потому что иногда они так нестандартно решают вопросы, что я удивляюсь тому, что, предложив 10 вариантов решения одной и той же проблемы, они находят 11-й. Это счастье видеть, как твой ученик в каких-то вопросах превосходит своего учителя.

Компетенции формируются не только с помощью учебных планов и программ, но и через общение со студентом, когда мы показываем ему недостатки в его курсовой работе, в расчетных заданиях, где нет правильного ответа, а есть многозначность. Вот тогда эти навыки остаются с ним на долгие годы.

Помню, как мне, еще студенту, профессор дал задание, я его подготовил и получил от педагога ответ: «Готовься заново». Пришлось работать над заданием весь семестр, и когда преподаватель снова спросил меня, готов ли я, — ответил, что не знаю. «Вот теперь я вижу, что готов», — сказал профессор. Теорию, которую я тогда готовил, запомнил на всю жизнь и до сих пор понимаю и помню ее в деталях. Способ познания мира возникает тогда, когда есть необходимость все время пополнять свой багаж знаний.
— Юрий Евгеньевич, что лично для Вас является главным признаком того, что университет работает эффективно?

— Мне приятно осознавать, что многие наши выпускники состоялись в профессии, достигли высоких должностей. В Северо-западном регионе практически все финансовые управления и комитеты заполнены нашими выпускниками. Студенты не переучиваются, не уходят в другие профессии, в том числе модные на рынке, которые дают быстрые деньги, а остаются в финансовой отрасли и делают очень важное государственное дело.
23 декабря / 2025
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова


Материал подготовлен редакцией издания «Ректор говорит!». При копировании ссылка на издание «Ректор говорит!» обязательна.
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.