— Елена Александровна, стратегическая цель Самарского государственного экономического университета (СГЭУ) — к 2032 году стать проектно-исследовательским университетом предпринимательского типа. Для этого Вы намерены создать образовательные программы «Бакалавриат 3.0», «Магистратура 3.0», «Аспирантура 3.0». Как это будет работать на практике?
— Концепция «университета 3.0» кардинально отличается от классического университета, в котором сочетаются образовательная и научно-исследовательская функции, тем, что в ней появляется функция коммерциализации результатов образовательной и научной деятельности. Мы стараемся развивать научную деятельность, но все-таки общественные и в частности экономические науки в этом отношении имеют ограниченный потенциал. Поэтому для нас на первом месте стоит развитие предпринимательского направления в части образовательной деятельности.
Когда мы готовили программу развития и определялись с позиционированием, то решили, что СГЭУ — это университет, который работает в интересах сервисной экономики. Мы готовим специалистов не для конкретной отрасли, вроде металлургии, педагогики, здравоохранения. Наши выпускники сервисно обеспечивают все сферы экономической деятельности. Экономисты, финансисты, кадровики, юристы, IT-специалисты, маркетологи нужны любому бизнесу. И при этом любую из этих профессий можно превратить в самостоятельный бизнес: кадровые и маркетинговые агентства, юридический и IT-консалтинг. Каждое наше направление подготовки может стать для выпускников направлением для собственной предпринимательской деятельности. В этом контексте мы строим все наши образовательные программы.
Два года назад мы начали активно интегрировать предпринимательскую компоненту во все образовательные программы всех направлений подготовки и уровней образования и переписали под это все учебные планы. Теперь, начиная с первого-второго курса, у всех студентов в расписании есть дисциплины, которые предполагают формирование важных для предпринимательской деятельности навыков.
Одна из таких обязательных сквозных дисциплин — «Предпринимательское дело» — есть абсолютно на всех направлениях: ее изучают юристы, логисты, будущие специалисты по государственному и муниципальному управлению, маркетологи, айтишники. Ведут занятия не академические преподаватели вуза, а привлеченные преподаватели-практики, у которых есть собственный бизнес.
На третьем-четвертом курсе обучение становится более практико-ориентированным. Студенты выходят на защиту выпускных квалификационных работ в форме стартапа. И если в 2023 году, когда предпринимательский трек у нас реализовывался еще не в полном объеме, на защиту вышло всего 9 команд, то в 2024-м мы ожидаем уже порядка 25 команд.
— А Вам самой какой студенческий стартап-проект в прошлом году показался наиболее интересным?
— В прошлом году одна из наших команд выиграла министерский конкурс «Стартап как диплом» и получила грант на 1 млн рублей на развитие своего проекта «Арт-туризм». История завязана на технологии дополненной реальности: когда на онлайн-картах города размещаются метки различных туристических объектов, и пользователь, оказываясь возле той или иной достопримечательности, может получить о ней информацию в приложении.
Проект потенциально может быть интересен туристической инфраструктуре, потому как Самарская область сейчас позиционируется и развивается как туристический регион.
— Интересно, что в программе развития СГЭУ отмечается «априорная готовность студентов к предпринимательской деятельности». Некоторые руководители вузов говорят как раз-таки об очень небольшом проценте студентов, которые реально готовы развивать собственное дело. Поясните, пожалуйста, — Вы считаете иначе?
— Смотрите: реально заниматься частным предпринимательством, действительно, будут немногие. Мировая статистика говорит о том, что самостоятельным бизнесом занимается от 5 до 10% занятых в экономике.
Вместе с тем, мы много взаимодействуем с предпринимательским сообществом региона. Среди наших стратегических партнеров — региональные отделения общественных организаций «Деловая Россия», «Опора России», которые активно вовлечены в деятельность университета. Их представители выступают в качестве преподавателей и менторов в рамках нашего предпринимательского трека. Так вот они говорят о том, что на самом деле главное препятствие на пути к самостоятельному предпринимательству — это культурный барьер в общественном сознании. У большинства студентов перед глазами нет примеров успешных предпринимателей с позитивным имиджем. К сожалению, образ бизнесмена у нас скорее негативный, в отношение него есть предубеждение, что это какой-то мошенник, потому что честно заработать большие деньги невозможно.
Наша задача — снять у студентов, пока они учатся в университете, эти отрицательные ассоциации. Особенно это важно для юристов, многие из которых потом будут работать в правоохранительных органах, — чтобы они не видели заведомо в любом предпринимателе правонарушителя.
Что может изменить отношение к бизнесменам? Встречи с действующими предпринимателями, их рассказы не только об успехах, но и об ошибках, о поиске самостоятельных инициативных подходов к решению задач. Студенты, у которых была возможность узнать о таком опыте от самих предпринимателей, будут понимать ценность бизнеса и в случае, если начнут собственное дело, и став наемными работниками. Многие наши выпускники работают в Министерстве экономического развития, которое занимается поддержкой предпринимателей. Им тоже надо понимать, что такое бизнес и как он работает.
Мы исходим из того, что потенциально предпринимательское мышление может быть развито у любого человека. Да, не факт, что потом оно обернется в собственный бизнес. Но смена мировоззрения в отношении предпринимателей будет важным подспорьем в дальнейшем профессиональном развитии каждого нашего выпускника.