«Наша приоритетная задача — сократить технологическое отставание
образовательных процессов»:

Интервью с ректором Ижевской государственной сельскохозяйственной академии Андреем Александровичем Брацихиным.

Ректор Ижевской ГСХА относится к тому типу современных руководителей, с которым интересно обсудить неудобные вопросы. Например, почему вузы не поспевают за развитием технологий в отраслях, для которых готовят специалистов? Как организовывать образовательный процесс, зная, что завтрашних выпускников на производствах могут заменить системы автоматизации? Андрей Брацихин отвечает на эти и другие вызовы со спокойной рассудительностью и пониманием всех внутренних процессов.



«Совместная работа помогла сохранить команду»
— Андрей Александрович, Вы приехали в Удмуртию, в Ижевск с Северного Кавказа полтора года назад. Новый город, новый вуз и коллектив. Удалось уже сформировать свою команду?

— Когда я только планировал сюда приехать, наш учредитель поставил передо мной задачу сформировать на месте новую команду. Я понимал, что в незнакомом коллективе, в новом вузе это будет непросто. Но обстоятельства сложились так, что нам пришлось сразу же после моего назначения активно готовиться к аккредитации. Все были заняты общим делом, результат которого определял будущее академии — будет она вообще существовать или нет. Совместная работа во многом помогла сохранить команду: большую часть проректорского корпуса и весь профессорско-преподавательский состав. В итоге в руководстве вуза у нас нет ни одного приезжего, кроме меня.

«Предыдущий ректор воспитал очень хорошую команду, молодую, сохранившую гибкость ума и отсутствие стереотипов, которые бы сейчас ограничивали нас при рассмотрении каких-то вопросов».

Предыдущий ректор воспитал очень хорошую команду, молодую, сохранившую гибкость ума и отсутствие стереотипов, которые бы сейчас ограничивали нас при рассмотрении каких-то вопросов.

— Вы выпускник Школы ректоров Сколково, закончили ее будучи директором института в Северо-Кавказском федеральном университете. Если бы сейчас была возможность, Вы бы отправили туда учиться кого-то из своей команды?

— Я благодарен своему тогдашнему руководителю за то, что мне позволили пройти Школу ректоров. Я попал в группу своего профильного инженерного образования, и меня поразило, насколько это обучение меняет стереотипное отношение к процессу подготовки инженеров, расширяет горизонты видения.

Очень хочу, чтобы моя команда тоже поэтапно приняла участие в этом проекте. В первой группе — человек семь, с последующей рефлексией по итогам участия и возможными изменениями занимаемых позиций. Еще одна группа — уровня деканов.

Думаю, как только мы чуть свободнее почувствуем себя в части управления финансами, мы это сделаем.


Специалиста заменит робот?
— В программе информатизации Ижевской ГСХА отмечено, что созданию единой информационной среды в вузе препятствуют два основных фактора: устаревание материально-технической базы и нехватка специалистов с цифровыми компетенциями. Как, на Ваш взгляд, преодолеть это отставание?

— Устаревание материально-технической базы сегодня происходит ускоренными темпами. Как бы мы не оснащались, технологии развиваются на порядок быстрее, и мы понимаем, что никогда не сможем полностью за ними поспевать. Никогда не сможем выстроить образовательные процессы четко в соответствии с сегодняшним уровнем развития технологий в той или иной отрасли. Одна из наших приоритетных задач — сократить это отставание. Каким образом?

«Академия должна давать базовые знания и понимание основных процессов, которые лежат в основе будущей профессии. А вот современные тенденции выпускники будут осваивать в отлаженном взаимодействии с ключевыми работодателями».

Первое, что мы для себя решили: академия должна давать базовые знания и понимание основных процессов, которые лежат в основе будущей профессии. А вот современные тенденции выпускники будут осваивать в отлаженном взаимодействии с ключевыми работодателями. Мы для себя определили, что по каждому направлению должны найти такого работодателя и договориться с ним об использовании его материально-технической базы для практической подготовки специалистов.

Выпускник академии должен владеть базовыми цифровыми компетенциями и уметь работать как минимум в одном, а лучше в нескольких типовых программных продуктах, которые сегодня используются на предприятиях отрасли. Знание принципов и специфики этой работы поможет ему быстро освоить любую другую программу со схожим интерфейсом.

Вторая ключевая задача — научить ребят учиться самостоятельно, развивать в них способность к самообразованию, к рефлексии и честному признанию самому себе — чего мне не хватает для того, чтобы получить нужную компетенцию или навык.


— Вы изучаете опыт других вузов в применении цифровых технологий? Кого-то можете назвать передовым в этом плане?

— Мы планируем перевести часть процессов в электронный документооборот, чтобы упростить коммуникации внутри академии и с внешними стейкхолдерами. Хорошими примерами в решении этого вопроса для меня являются Северо-Кавказский федеральный университет, где я проработал долгие годы, Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет и Ленинградский государственный университет имени А. С. Пушкина. С двумя последними вузами мы договорились о взаимодействии. Для нас важно понять, что мы можем позаимствовать у них, потому что каждый вуз специфичен, у каждого своя инфраструктура, структура управления.


— Раз мы говорим о стремительном развитии технологий, можно ли назвать сельское хозяйство высокотехнологичной отраслью?

— Сегодняшний уровень развития сельского хозяйства и переработки можно назвать высокотехнологичным. Большая часть трудоемких процессов совмещается техническими системами, активно внедряется роботизация, автоматизация.

Вместе с тем у этого развития есть и оборотная сторона. Внедрение современных цифровых технологий в процесс управления и контроля на сельхозпредприятиях для некоторых специальностей может привести к сокращению рабочих мест.

Как формировать интерес к аграрному образованию
«Уверен, что в будущем развитие сельского хозяйства обязательно повлияет на рост интереса к нему со стороны поступающих».

— Активное развитие сельского хозяйства уже как-то влияет на рост интереса абитуриентов к аграрным специальностям?

— Зависит от конкретного региона, от того, как там развита эта отрасль. К нам в основном приезжают поступать ребята из районов. Они видели только свое местное фермерское хозяйство, где зачастую практически полностью используется ручной труд. Это формирует у них определенный стереотип о сельском хозяйстве в целом, и хотя ситуация в отрасли меняется, проблема удержания кадров на селе до сих пор сохраняется.

Наши студенты, может, и готовы вернуться в село после окончания вуза, но их родители этого не хотят, они хотят, чтобы ребенок остался в городе, чтобы у него была иная жизнь, отличная от той, которую они прожили. Так что нам приходится работать и с абитуриентами, и с их родителями, менять их стереотипное отношение к отрасли. Уверен, что в будущем развитие сельского хозяйства обязательно повлияет на рост интереса к нему со стороны поступающих.


— Ижевская ГСХА сотрудничает с образовательным проектом «Школа фермера». Что это за проект и каков вклад Вашего вуза в его развитие?

— Основная миссия этого проекта, как мне кажется, помогает решать ту самую задачу по разрушению стереотипов об аграриях. «Школа фермера» ориентирована на повышение популярности профессии фермера.

Обучение ведется два месяца с двумя двухнедельными периодами контактной работы. За это время мы стараемся дать нашим слушателям максимально концентрированную основополагающую информацию: как создать свой бизнес, какую систему налогообложения выбрать, какие законодательные нормы регулируют эти процессы, как составить бизнес-план. Для этого мы подключили все свои ресурсы: профессорско-преподавательский состав, научные коллективы.

Вся практическая часть обучения в школе связана с погружением в специфику будущей профессии. Слушатели выезжают в ведущие фермерские хозяйства региона, общаются с фермерами, которые рассказывают, как организовали свой бизнес, какие сложности возникали на их пути.

Изучить технологию процесса за две недели невозможно, наша задача в рамках этого проекта иная — вызвать интерес к фермерству, показать реальные истории успеха, чтобы слушатели видели: этот бизнес может быть прибыльным при правильной организации. Современные технологии помогают оптимизировать все процессы настолько, что фермер сегодня может управлять теплицей через приложение в смартфоне.


— Вопрос продовольственной безопасности для нашей страны сейчас особенно актуален и важен. Какую роль аграрные вузы играют в ее обеспечении?

— Основным вкладом вузов является качественное образование выпускников, подготовка специалистов с необходимыми навыками, с развитой культурой организации производства и практическим опытом.

Сегодня у многих аграрных вузов есть собственные производственные площадки для практической подготовки студентов, что тоже является важным звеном в обеспечении продовольственной безопасности.

В структуре Ижевской сельхозакадемии тоже появилось такое подразделение — учебно-научный производственный комплекс «Ижагроплем»: 5200 гектаров земель сельхозназначения с 1500 голов крупного рогатого скота. Для нас это серьезный вызов — организовать и содержать такую базу, потому что те технологии, что будут применяться на ее площадках, должны полностью соответствовать требованиям продовольственной безопасности.

Съедобное-несъедобное
— Андрей Александрович, вопрос Вам как специалисту в области технологии пищевых продуктов. К качеству продукции на прилавках магазинов сегодня высказывается множество претензий. На Ваш взгляд — обоснованно?

— Вы знаете, сегодня супермаркет и вообще любой рынок предлагает такой огромный ассортимент продукции, что каждый вправе самостоятельно принимать решение, что ему покупать, а что нет. Производители понимают, что на рынке сегодня можно удержаться лишь благодаря качеству своей продукции, какой-то особенности, которой нет у конкурентов.

Современные тенденции в области пищевых производств ориентированы на формирование сбалансированности продукции. Добавление растительного белка к животному белку — это не плохо, а наоборот, хорошо для усвояемости пищи. Почему-то некоторые считают, что таким образом фальсифицируется продукция, но это не так.

Я уверен, что сегодня никто не стал бы есть ту самую гостовскую колбасу «как раньше» просто потому, что ее вкус непривычен современному человеку. Поменялись наши вкусовые привычки, изменилась восприимчивость к аллергенам и так далее. ГОСТы со временем тоже меняются, как и технологии и требования к сырью готовой продукции.

Действующий технический регламент строго определяет, какого качества должно быть сырье и каким требованиям должен отвечать конечный продукт. И вся та продукция, которую мы видим на прилавках, обязана соответствовать этим требованиям и соответствует в большей степени.

«Сегодня набирает обороты тренд на персонализированное или индивидуализированное питание. Думаю, в ближайшей перспективе он станет основой рынка производства продукции».

— Как изменятся технологии пищевого производства в ближайшие годы?

— Я убежден в том, что еда — это наше главное лекарство, а правильное питание — это залог здоровья, долголетия и благополучия в физиологическом и ментальном смысле.

Сегодня набирает обороты тренд на персонализированное или индивидуализированное питание. Думаю, в ближайшей перспективе он станет основой рынка производства продукции.

На прилавках все больше появляется продуктов питания, которые рекомендованы и адаптированы для отдельных групп потребителей, в зависимости от вида их активности, деятельности, возрастных или гендерных отличий. Для каждой из этих категорий установлено определенное соотношение минералов, витаминов, белков, жиров. Эти подходы сейчас активно используются нутрициологами, которые выстраивают конкретному человеку индивидуальную карту питания.

— А что будет с рынком молочной и мясной продукции?

— Я не особо слежу за тем, что происходит в мясной отрасли, так как уже 20 лет не ем мясо. Насколько я знаю, сейчас пытаются производить сбалансированные мясные продукты, в которых включены белки растительного и животного происхождения.

А вот востребованность молочной продукции, мне кажется, будет нарастать, потому что ее как раз таки можно сегментировать для разных категорий потребителей, для индивидуализированного питания. В «молочку» я верю больше, чем в мясную продукцию.

Фирменное блюдо от ректора
— Вы сказали, что не едите мясо. Придерживаетесь здорового питания?

— Не только мясо. Рыбу и морепродукты перестал есть пять лет назад. Я лакто-ово-вегетарианец, но адептом здорового питания себя не назову, хотя в целом этот тренд поддерживаю.

В разные периоды жизни у меня менялись вкусы, и сегодня отношение к пище у меня совершенно иное, нежели было раньше. Не скажу, что философское — я не особо притязателен в еде — но пища должна отвечать определенным принципам. Здоровое питание связано с правильным образом жизни, а это активность, это определенное отношение к людям, психоэмоциональное здоровье, которое для меня даже более значимо, нежели физиологическое.

— Наверняка, еще помогает йога, которой Вы уже довольно давно занимаетесь?

— Больше шести лет. Это не просто набор упражнений, которые помогают поддерживать в тонусе мышцы, суставы и связки. Йога для меня — важнейший элемент поддержания нормального психоэмоционального состояния.

— Знаем, что Вы увлекаетесь кулинарией. Какое Ваше фирменное блюдо?

— Осетинские пироги по собственному рецепту. Это то, что меня всегда просят приготовить, когда я бываю дома. И еще, пожалуй, тирамису.

У меня есть свой кулинарный канал на YouTube, где я поделился рецептами своих любимых блюд. Они универсальные и очень вкусные. Про рецепты и процесс приготовления я там рассказываю на русском и английском языках.

17 мая / 2022
Автор — Екатерина Позднякова
[ Ректор ТИУ, Вероника Ефремова ]
[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.