— Активное развитие сельского хозяйства уже как-то влияет на рост интереса абитуриентов к аграрным специальностям?
— Зависит от конкретного региона, от того, как там развита эта отрасль. К нам в основном приезжают поступать ребята из районов. Они видели только свое местное фермерское хозяйство, где зачастую практически полностью используется ручной труд. Это формирует у них определенный стереотип о сельском хозяйстве в целом, и хотя ситуация в отрасли меняется, проблема удержания кадров на селе до сих пор сохраняется.
Наши студенты, может, и готовы вернуться в село после окончания вуза, но их родители этого не хотят, они хотят, чтобы ребенок остался в городе, чтобы у него была иная жизнь, отличная от той, которую они прожили. Так что нам приходится работать и с абитуриентами, и с их родителями, менять их стереотипное отношение к отрасли. Уверен, что в будущем развитие сельского хозяйства обязательно повлияет на рост интереса к нему со стороны поступающих.
— Ижевская ГСХА сотрудничает с образовательным проектом «Школа фермера». Что это за проект и каков вклад Вашего вуза в его развитие?
— Основная миссия этого проекта, как мне кажется, помогает решать ту самую задачу по разрушению стереотипов об аграриях. «Школа фермера» ориентирована на повышение популярности профессии фермера.
Обучение ведется два месяца с двумя двухнедельными периодами контактной работы. За это время мы стараемся дать нашим слушателям максимально концентрированную основополагающую информацию: как создать свой бизнес, какую систему налогообложения выбрать, какие законодательные нормы регулируют эти процессы, как составить бизнес-план. Для этого мы подключили все свои ресурсы: профессорско-преподавательский состав, научные коллективы.
Вся практическая часть обучения в школе связана с погружением в специфику будущей профессии. Слушатели выезжают в ведущие фермерские хозяйства региона, общаются с фермерами, которые рассказывают, как организовали свой бизнес, какие сложности возникали на их пути.
Изучить технологию процесса за две недели невозможно, наша задача в рамках этого проекта иная — вызвать интерес к фермерству, показать реальные истории успеха, чтобы слушатели видели: этот бизнес может быть прибыльным при правильной организации. Современные технологии помогают оптимизировать все процессы настолько, что фермер сегодня может управлять теплицей через приложение в смартфоне.
— Вопрос продовольственной безопасности для нашей страны сейчас особенно актуален и важен. Какую роль аграрные вузы играют в ее обеспечении?
— Основным вкладом вузов является качественное образование выпускников, подготовка специалистов с необходимыми навыками, с развитой культурой организации производства и практическим опытом.
Сегодня у многих аграрных вузов есть собственные производственные площадки для практической подготовки студентов, что тоже является важным звеном в обеспечении продовольственной безопасности.
В структуре Ижевской сельхозакадемии тоже появилось такое подразделение — учебно-научный производственный комплекс «Ижагроплем»: 5200 гектаров земель сельхозназначения с 1500 голов крупного рогатого скота. Для нас это серьезный вызов — организовать и содержать такую базу, потому что те технологии, что будут применяться на ее площадках, должны полностью соответствовать требованиям продовольственной безопасности.