Вторая сложность: инженерное образование постоянно находится в дихотомии «фундаментальность — практикоориентированность», которые необходимо совместить и найти между ними баланс. Для этого надо выстраивать хорошие отношения с индустриальными партнерами, потому что ни в одном, даже в самом развитом университете, никогда не будет создано никакого аналога, предположим, самолетостроительного производства — это очень дорого. Настоящую практикоориентированность можно получить только на предприятиях, при том что часть материально-технической базы должна быть и у вуза. Поэтому качественное инженерное образование дорогостоящее по определению.
Наконец, третья проблема. Думаю, ни для кого не секрет, что у нас в вузах большое количество возрастных преподавателей. Да, они прекрасные преподаватели, но для того, чтобы к нам в штат приходили молодые ученые, мы не можем конкурировать со своими индустриальными партнерами по уровню зарплат.
Как можно решить эту проблему?
Сейчас существенные льготы, в том числе по ипотеке, получили IT-специалисты. А если молодой преподаватель пришел на факультет информационных технологий, уже отработал три года и дальше планирует там остаться — можно ли его считать айтишником и тоже предоставить ему эти льготы? Мы считаем, что это необходимо сделать.
Также молодые преподаватели наверняка оставались бы работать в университете, если бы их стипендия от индустриалов перекрывала, скажем, возможности рынка.
Вот о таких мерах поддержки важно задуматься на серьезном государственном уровне.
— Проблема удержания молодых ученых в университетах в принципе же мировая, потому что, условно, такая компания, как Google, всегда предложит зарплату больше, чем любой американский университет, даже самый престижный.
— Всё верно, это мировая проблема, но я считаю, ее можно решать комплексно.
Во-первых, значительно выше поднять базовый уровень зарплаты для молодых преподавателей.
Во-вторых, налаживать сотрудничество с индустриальными партнерами, которые заинтересованы в направлениях подготовки конкретного вуза и в привлечении его выпускников на работу.
Мы же развиваем с ними целевые программы для студентов, так почему не создавать такие же целевые программы для молодых преподавателей, которые будут работать в университетах. Понятно, что это вопрос не для малого и среднего бизнеса, а для крупных корпораций.
Следующая задача — создавать в университетах научные группы и лаборатории, где бы молодой преподаватель мог создавать интересные проекты, такие, которых нет у индустриалов. Университеты в этом смысле готовы делать и делают многое, но этого пока недостаточно.
— В одном интервью Вы отметили, что когда в отдельном университете реализуется много инженерных образовательных программ нового типа, то можно говорить о том, что вуз получает особый статус — статус инженерного университета. Что такое инженерные образовательные программы нового типа? В чем их отличие от прежних?
— Вопрос, конечно, дискуссионный, сейчас он широко обсуждается.
Для меня инженерная образовательная программа нового типа — это обязательная программа подготовки такого инженера, который обеспечивает всю линейку жизни технической системы. Да, у него есть определенная специализация: конструктор или технолог, но при этом такой инженер понимает, как организационно обеспечить реализацию всей технической системы, как она дальше будет эксплуатироваться и утилизироваться.
Такого рода инженерная программа не может быть чрезвычайно узкой. Не зря же введено такое понятие, как укрупненная группа специальностей, — в инженерном образовании необходим широкий кругозор.
В то же время мы понимаем, что всему не научишь, а значит в первые годы обучения должен быть заложен правильный фундаментальный инженерный бэкграунд.
Приведу в пример направление подготовки технологов машиностроения. У них есть сложившийся набор фундаментальных дисциплин. Там обязательно будут классическая математика, теоретическая механика. Зато, уверена, не будет дискретной математики и, возможно, курса, который связан с инженерными расчетами. В итоге, когда начнется какой-нибудь курс программирования, без знаний дискретной математики он повиснет в воздухе, и потом все будут говорить: «Почему ваши механики не умеют даже простейшую программу с ЧПУ написать?»
Вот поэтому должен быть общий инженерный бэкграунд: чтобы у механика была дискретная математика, у компьютерщиков — не только сайтостроение и мобильные приложения в качестве практики, но и промышленное программирование. Тогда им не нужно будет объяснять, что такое тяжелые САПР и какой вид особого программного обеспечения представляют собой инженерные расчеты.
Это лишь пример, который показывает, что будет неплохо, если вуз, в котором много инженерных направлений подготовки, будет постоянно работать над преобразованием и модификацией своих образовательных программ и составлять такой бэкграунд.