— Сочетание инженерного и педагогического профиля в названии университета — довольно редкое для российской системы образования. Расскажите, пожалуйста, об истории основания КИПУ имени Февзи Якубова и о том, почему именно эти два профиля были выбраны ключевыми в его образовательной деятельности.
— История создания Крымского инженерно-педагогического университета восходит к важному событию конца 1980-х – начала 1990-х годов — массовому возвращению на свою родную землю народов, депортированных с полуострова в 1944 году. В их числе были и крымские татары, испокон веков населявшие Крым. Стало ясно, что в сложившихся реалиях для организации образовательного процесса и подготовки квалифицированных кадров нужны особые подходы. Потенциал для этого был, ведь среди вернувшихся было множество людей с учеными степенями, специалистов с опытом научно-исследовательской деятельности, заслуженных педагогов. Важно было их консолидировать, чтобы они продолжили заниматься научной и педагогической работой.
Возглавил этот процесс мой отец, профессор Февзи Якубович Якубов, который вместе со всеми вернулся на родину в Крым из Ташкента. В 1991 году он организовал большую конференцию специалистов «Проблемы экономики Крыма и участие в них крымско-татарских ученых» — событие по тем временам невиданное. Председатель Общественной палаты Республики Крым Александр Андреевич Форманчук, который оказал тогда существенную поддержку, назвал конференцию «первым интеллектуальным нашествием крымских татар на Крым».
В качестве резолюции было принято решение о создании в Симферополе нового вуза, потому как было очевидно, что после возвращения в Крым огромного количества людей возникнет потребность в их образовании.
15 июня 1993 года стало для нас важной вехой — днем рождения нового крымского вуза.
КИПУ по сути начинался с того, что отцу, которого назначили ректором, дали кабинет, стол, стул и приказ о создании университета. На первом этапе у нас не было даже собственного здания, приходилось арендовать помещение.
Университет получил название «инженерно-педагогический», и это действительно редкое сочетание, однако оно объективно отражает острую потребность нашего региона в этих кадрах, которая по-прежнему актуальна.
Сегодня мы готовим учителей, в том числе крымско-татарского языка, потому как в Крыму строится огромное количество школ, дошкольных образовательных учреждений. Нам необходимо поспевать за их потребностями в педагогических кадрах.
Второе направление, инженерное, возможно, кажется менее очевидным, потому что полуостров всегда считался преимущественно туристическим регионом. Не все знают, что еще с советских времен это была дотационная отрасль, а вместе с тем в Республике Крым сосредоточен серьезный промышленный потенциал: здесь много предприятий оборонно-промышленного комплекса, кораблестроительных, машиностроительных заводов, предприятий обрабатывающего и химического профиля. Все они остро нуждаются в инженерных кадрах. Именно поэтому основные инженерные направления в КИПУ имени Февзи Якубова открыты с учетом потребностей региональной экономики.
Кроме того, у нас есть филология, история, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, экономика, психология, в дальнейшем планируем открыть направления подготовки в области этнологии и антропологии.
— В 2023 году вузу исполнится 30 лет. Как Вы сами определяете «возрастную категорию» университета: это самое начало пути, переходный период, молодость?
— Я бы назвал этот период юностью со свойственным ей максимализмом. Уже на закате своей деятельности Февзи Якубов, первый ректор КИПУ, завещал нам вырасти в исследовательский вуз, и мы стараемся поднимать научную планку по мере возможностей. Развиваем публикационную и грантовую активность, вовлекаем в научно-исследовательскую деятельность магистрантов, сотрудничаем с малой Академией наук Республики Крым. Ведем собственный проект «Академия предпрофессионального образования», где обучаются 800 школьников, с которыми мы проводим профориентационную работу. Хотя, не скрою, Москва и Санкт-Петербург забирают у нас многих толковых ребят с высокими баллами за ЕГЭ.
— Что было самым сложным в процессе интеграции университета в российскую систему высшего образования?
— Для нас, разумеется, было много нового: трехуровневая система бакалавриата, магистратуры и аспирантуры, ЕГЭ, работа с Рособрнадзором, лицензирование направлений подготовки, аккредитация. С последним было сложно, но мы с достоинством выдержали этот экзамен, за что я благодарен нашему коллективу.
В целом мы довольно легко интегрировались в российскую систему образования, потому что с самого начала ощущали всестороннюю поддержку — особенно со стороны региональной власти, с чьей помощью мы провели модернизацию материально-технической базы, приобрели современное оборудование для исследований в области автомобилестроения, обработки металлов и охраны труда.
Большим стимулом для нас стала возможность работать с Казанским федеральным университетом, МГТУ имени Н. Э. Баумана, Университетом ИТМО, Донским государственным техническим университетом.