«Новые вызовы для медицинского образования»

Интервью с ректором Тюменского государственного медицинского университета Иваном Петровым.
Руководитель Тюменского ГМУ Минздрава России рассказывает о том, как коллектив вуза совместно формулировал стратегию своего развития и трансформации, почему возникли споры о выборе целевой модели и как в итоге пришли к общему решению.

Структурная трансформация
— Иван Михайлович, Вы официально возглавили Тюменский ГМУ в августе 2022 года и уже провели существенные изменения в организационной структуре университета. Ранее существовавшие факультеты и кафедры были собраны внутри институтов для новых задач. Зачем это было нужно вузу?

— Традиционная структура университета состояла из привычных всем факультетов и кафедр. Логика создания такой системы была привязана к образовательным программам. Когда вуз открылся в 1963 году, у нас была одна образовательная программа — «Лечебное дело» и один лечебный факультет, который реализовывал все дисциплины. Постепенно по такому же принципу формировались другие факультеты, и каждая кафедра — по сути отдельный коллектив — занималась определенной образовательной деятельностью.

Теперь цель изменилась: исследовательские коллективы нужно было собрать под научные задачи институтов. К примеру, в институте клинической медицины выделили хирургические, терапевтические и несколько узкоспециализированных кафедр. То же самое сделали в других институтах.

Параллельно с их организацией был создан единый студенческий офис, аналог единого деканата, который централизованно взял на себя часть задач по работе со студентами, независимо от того, по какой образовательной программе они обучаются.

Основная задача структурных изменений — перенацелить новые подразделения на научную деятельность, чтобы они не концентрировались только лишь на реализации образовательной программы и на управлении студенческим контингентом.

— Как к этим переменам отнесся коллектив?

— На мой взгляд, с пониманием. Эта идея возникла задолго до моего официального утверждения в должности. Я исполнял обязанности ректора с марта 2021 года, и с этого времени университет провел несколько стратегических сессий по дальнейшему развитию. Для достижения тех целей, которые мы сами себе поставили, предполагалась в том числе трансформация факультетов в институты. Так что это было не мое единоличное решение, оно родилось в ходе обсуждений коллектива на стратсессиях и окончательно принималось ученым советом.

— Переориентирование на научно-исследовательскую деятельность подразумевает соответствующие перемены в мышлении сотрудников. Как убедить тех, кто до этого активно не занимался научной деятельностью, что университет уже не просто организация по подготовке кадров, что от него требуется стать центром науки и инноваций?

— Задача была не столько убедить сотрудников заниматься научной деятельностью, потому что в том или ином виде они и так это делали на определенном этапе своей жизни, сколько переориентировать их на иной результат этой работы. А вот это гораздо труднее.

Традиционно в университете велось два вида деятельности: образовательная и на клинических кафедрах. Многие преподаватели после защиты кандидатской либо докторской диссертации становились доцентами или профессорами и в целом исправно выполняли свою роль педагога, но исследовательской работой больше не занимались. Сегодня задача университета в том, чтобы внедрить такие стандарты научной деятельности, которые бы позволяли получать конкретные технологии, востребованные на федеральном уровне и достойные представления на мировой арене. Мы ставим цель добиться соотношения 50 на 50 — тех, кто занимается в университете наукой, и тех, кто только преподает.

Для мотивации к научной деятельности используем три инструмента: финансовое стимулирование, привлечение экспертов извне и подготовку собственных кадров. Несмотря на ресурсы, которые у нас появились за счет участия в «Приоритете 2030», совместных с правительством Тюменской области программ и привлечения собственных средств, их всё равно не хватает, чтобы привлекать достаточное количество внешних специалистов. Мы рассчитываем на наших студентов, тех, кто сейчас учится в ординатуре, что они будут более интенсивно заниматься научной деятельностью.

О роли стратегических сессий
«По-настоящему учить можно только тому, в чем мы лучшие».
— Как Вы формировали команду, когда планировали участие в программе «Приоритет 2030», по какому принципу определяли, какие специалисты Вам нужны?

— Это тоже был естественный процесс. Информация о запуске программы «Приоритет 2030» появилась за год до начала конкурсного отбора, в 2020 году. Я тогда был проректором по научной деятельности, и мы сразу же начали обсуждать возможное участие Тюменского ГМУ в программе. Однако в тот год нам не удалось так сформировать стратегию развития университета, чтобы ее можно было бы предложить на конкурс. Новый подход к ее осмыслению начался в 2021 году, опять же в рамках проводимых стратсессий, для которых мы приглашали в том числе внешних профессиональных модераторов. Среди них был, например, Борис Маркович Островский (эксперт по игровой методологии и моделированию, руководитель проектной работы корпоративных программ Московской школы управления «Сколково» — Прим. ред.).

В этом процессе было задействовано 80 сотрудников вуза, порядка 15% всего профессорско-преподавательского состава. Вместе мы разработали новую стратегию развития, которая органично вписалась в те задачи, что ставятся перед участниками «Приоритета 2030». Большинство из тех, кто тогда были лидерами процесса, сейчас находятся в управленческой команде Тюменского ГМУ и руководят модернизацией системы управления, трансформацией образовательной деятельности, цифровизацией. Помимо руководителей, свой интеллектуальный потенциал и креативность в развитие университета вложили многие преподаватели, профессоры.

— Сколько сотрудников и для решения каких задач Вы впоследствии еще вовлекали в стратегические сессии?

— На второй стратсессии у нас было чуть меньше участников, около полусотни, но зато был большой борт экспертов.

Новый формат работы обнаружил в составе коллектива три группы участников. Первая — это активная молодежь, вторая группа — представители более старшего поколения, которые так же легко включились в этот процесс. Третья группа — это те, кто поначалу не воспринимал такой формат взаимодействия. Их мы привлекли в качестве экспертов на защите проектов. В итоге после двух стратсессий вопросы трансформации вуза мы обсуждали на ученом совете, и там уже не было не вовлеченных людей.

Кроме того, в конце 2021 года команда нашего университета участвовала в проекте центра развития компетенции Западно-Сибирского научно-образовательного центра, где были представители 24-х регионов России. Участники должны были разработать модель привлечения в проектную деятельность сотрудников своего университета и представителей практического здравоохранения, с чем наша команда успешно справилась. В 2022 году мы совместно с правительством Тюменской области этот проект реализовали, задействовав в общей сложности порядка 150 человек из Тюменского ГМУ и столько же из других вузов.

— Наверняка Вы обсуждали на стратсессиях целевую модель университета. Были ли споры по этому поводу в коллективе?

— Конечно, спорили, рассматривали разные варианты. Львиная доля бюджета и государственного задания в университете расходуется на образовательную деятельность, потому как медицинское образование достаточно востребовано, в том числе на мировом рынке. Мы обсуждали усиление именно этого компонента, ведь ничто не мешает нам расширить штат англоязычными преподавателями, решить вопрос с общежитием и набрать студентов из дружественных стран, где наше образование высоко ценится. И при этом не вкладываться в научную составляющую.

Однако в ходе обсуждений мы единогласно пришли к выводу, что нельзя акцентировать внимание только на этом и научная составляющая должна быть обязательно, иначе есть риск потерять эту функцию, которая тоже востребована. Не все студенты собираются заниматься исключительно медицинской деятельностью. Большой интерес обучающиеся и выпускники проявляют к научной работе. Так что исследовательская часть в ежедневной работе вуза должна занимать как минимум сопоставимую долю с образовательной. По-настоящему учить можно только тому, в чем мы лучшие.

— Среди участников обсуждений были те, кто считал, что не надо идти в эту сторону и лучше сохранить традиционную образовательную модель?

— Были, но они исходили из другой позиции. Бизнес-модель, которая применяется в университете, — я имею в виду получение доходов, которые идут на зарплату сотрудникам, — больше ориентирована на образовательную деятельность. У нас есть определенная стоимость предоставляемых услуг, определенная нагрузка, и возникали сомнения, получится ли нужными темпами наращивать медицинскую деятельность параллельно с образовательной в условиях ограниченных ресурсов. В итоге сошлись на том, что должно получиться.

Новые вызовы
«Сейчас приветствуется, когда на отдаленных территориях, где не всегда можно быстро добраться до медицинской организации, один специалист обладает как минимум двумя специальностями».
— В отчете о реализации программы «Приоритет 2030» в конце 2022 года Вы отметили: «Мы начали трансформацию из учреждения по подготовке кадров в университет, создающий технологии, готовый ответить на вызовы глобального демографического перехода». Что это за вызовы?

— Глобальный демографический переход озвучен как один из вызовов в стратегии научно-технологического развития нашей страны, а поскольку мы медицинский вуз, то, конечно же, концентрируемся на этом вопросе.

Что такое глобальный демографический переход? Это процессы, связанные, с одной стороны, со старением населения и распространенностью соответствующих заболеваний, а с другой — с увеличением продолжительности жизни людей. Высокая доля населения старческого пожилого возраста и долгожителей предполагает новые медицинские проблемы и требования к подготовке медицинских специалистов.

В нашем случае переход осложняется тем, что Россия еще не достигла тех цифр по продолжительности жизни населения, которые сегодня есть во многих странах. По ожидаемой продолжительности жизни мы, к сожалению, находимся даже не в первой сотне в мире. Получается замкнутый круг: сейчас мы стремимся увеличить продолжительность жизни, а потом будем решать, что с этим делать.

— С сентября 2023 года в ординатуре Тюменского ГМУ появится 7 новых специальностей, подготовка будет идти 2 года, кроме программы «Пластическая хирургия» — ее освоение займет 5 лет. Можно ли утверждать, что в плане варьирования сроков обучения медицинские вузы гибче остальных отраслевых?

— Разная продолжительность обучения на разных программах всегда была составляющей медицинского образования. Это связано в первую очередь с объемом компетенций, которыми должны овладеть выпускники того или иного направления.

Стали возникать вопросы: не слишком ли долго длится обучение по одним специальностям и не слишком ли мало по другим. Пластическая хирургия — один из примеров того, что продолжительность учебы может быть увеличена, на мой взгляд, оправдано — на этом направлении необходим больший объем компетенций.

В целом же мы постепенно приближаемся к модели, которая распространена в западных странах, когда узкий специалист обладает широким спектром навыков.

— По программам ДПО в Тюменском ГМУ обучаются более 10 тысяч человек в год. Это почти в два раза больше студенческого контингента вуза. Какой вариант сейчас наиболее распространен: когда узкий специалист совершенствует набор определенных компетенций вглубь, или когда он набирает с каждым пройденным курсом новые смежные компетенции?

— Больше распространен второй вариант, когда специалист набирает на курсах новые компетенции, потому что, как правило, для погружения вглубь какой-либо темы специалисты узкой направленности выбирают медицинские учреждения, которые занимаются конкретно этой проблемой. Чаще всего — федеральные медицинские исследовательские центры, которые особенно востребованы у врачей из небольших городов. Там специалисты выбирают в основном междисциплинарные программы, которые позволяют освоить смежные направления.

Сейчас приветствуется, когда на отдаленных территориях, где не всегда можно быстро добраться до медицинской организации, один специалист обладает как минимум двумя специальностями. Одна из них — более востребованная, другая всегда может понадобиться в том или ином случае, а в отдельном таком специалисте с учетом небольшой территории обслуживания нет необходимости.

— С 2023 года в Тюменском медицинском университете будут готовить специалистов по программам СПО, причем это набор для выпускников 11-х классов. Вы будете набирать их по результатам ЕГЭ? Это будут выпускники профильных классов?

— На программу среднего профессионального образования мы планируем принимать не по результатам ЕГЭ, а по среднему баллу. Если абитуриент по каким-то причинам не сдавал ЕГЭ либо не набрал нужное количество баллов, у него есть возможность поступать в Тюменский ГМУ без их учета, независимо от того, учился он в профильном классе или нет.

С выпускниками одиннадцатого класса нам привычнее работать, они уже более осознанно относятся к выбору профессии.

— Тюменский ГМУ был одним из восьми исследовательских центров страны, на базе которого проводились испытания вакцины «ЭпиВакКорона». Расскажите, пожалуйста, простыми словами, что это за процесс, потому что в период пандемии научная информация о создании вакцин от коронавирусной инфекции буквально тонула в потоке непрофессиональных и фейковых сведений.

— Клинические исследования проводятся в медицинских университетах не только для вакцин, но и для любых лекарственных препаратов, которые уже прошли доклинические испытания, по определенному протоколу Министерства здравоохранения РФ. Задача испытаний — подтвердить эффективность и безопасность этих препаратов, определить оптимальную дозировку. В нашем университете постоянно находится целый перечень таких протоколов, но они, как правило, не настолько интересуют общественность, как это было с вакциной против коронавирусной инфекции.

Уникальность этой ситуации была связана с тем, что вокруг вакцины изначально было очень много противоречивой информации, страхов и в целом нервозная обстановка. Обычно в клинических испытаниях у нас участвуют от 10 до 100 человек. Здесь необходимо было включить 500 участников из числа тех, кто не контактировал с коронавирусом, то есть людей без антител. Однако уже к концу 2020 года, то есть по результатам полугода персистирования вируса в популяции, несмотря на то, что каждый потенциальный участник отмечал, что он официально не переболел коронавирусной инфекцией, среди них был очень высокий процент людей с антителами. Это те, кто переболел бессимптомно. Особенно много их было среди учителей и репетиторов.

Исследование новой вакцины на базе Тюменского ГМУ было доведено до конца, и, надо сказать, что каждый случай заболевания его участников, у которых после вакцинации все же выявлялась коронавирусная инфекция, мы воспринимали близко к сердцу. Изначально всё-таки была надежда на то, что вакцинированные вообще не заболеют, но практика показала, что основная цель прививки — снизить тяжесть этого заболевания, на 100% ни одна вакцина от инфицирования не защищает. И действительно, ни у одного из вакцинированных не наблюдалось тяжелого течения болезни.

Что такое здоровье
«Мне ближе такое определение здоровья: если в своем возрасте человек может физически и умственно делать то, что положено делать в этот период, соблюдает диету, периодически занимается спортом, то он здоров».
— Иван Михайлович, для Вас как для профессионала что такое здоровье? Отсутствие болезней?

— Официальное определение здоровья, которое учат студенты-медики, — это действительно отсутствие заболеваний, полное физическое и психическое благополучие. Но в моем понимании здоровье это все-таки нечто другое. Разве можно назвать больным человека 50 лет, у которого есть артериальная гипертензия, что часто встречается у этой возрастной группы, но он ее контролирует и при этом ведет активный образ жизни, правильно питается?

Мне ближе такое определение здоровья: если в своем возрасте человек может физически и умственно делать то, что положено делать в этот период, соблюдает диету, периодически занимается спортом, то он здоров. Всему свое время: есть время не иметь заболеваний, а есть время иметь заболевания, но контролировать их и прилагать усилия к сохранению своего хорошего самочувствия, а не надеяться только на лекарственные препараты.

Знаете, как у нас говорят: сибиряк — это не тот, кто не мерзнет, а тот, кто тепло одевается. Так же и здоровый человек — это не тот, кто не болеет, а тот, кто правильно лечится и профилактирует развитие заболевания.

— На Ваш взгляд, что или кто является главным вредителем здоровью? И реально ли для современного работающего горожанина вести полностью здоровый образ жизни?

— Если мы вынесем за скобки случаи генетической предрасположенности к ряду заболеваний и врожденные патологии, то увидим, что зачастую сам человек прикладывает максимальные усилия, чтобы навредить своему здоровью. Вместе с тем не будем забывать о том, что у нас у всех разные возможности по питанию, условия проживания, климатические условия. Легко рекомендовать регулярные получасовые прогулки на свежем воздухе, но для жителей Нового Уренгоя, где зимой на улице минус 47 градусов, это точно невыполнимо. Полностью исключить влияние негативных факторов на здоровье нельзя, но можно их максимально снизить, и не всегда это требует больших финансовых вложений.

— Привычка заниматься профилактикой — это же своего рода элемент культуры. Насколько у нас в обществе меняется отношение к здоровью, к важности вести правильный образ жизни и обращаться к врачу именно с целью профилактики, а не когда уже начались серьезные проблемы? Есть ли какие-то исследования по этой теме?

— Да, такие исследования в России проводит Национальный медицинский исследовательский центр терапии и профилактической медицины. Один из их масштабных мониторингов показал, что распространенность таких факторов риска, как гиподинамия, неправильное питание, курение, отчетливо снижается. Это значит, постулат, что главная ценность для человека — это его здоровье, разделяет всё больше людей.


Интервью провели: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.