«Образование для урожайного будущего»

Интервью с ректором Орловского государственного аграрного университета имени Н. В. Парахина Владимиром Масаловым.
Ректор Орловского ГАУ рассказывает о том, как компании-партнеры изменили свой подход к аграрным университетам и подготовке кадров и почему теперь они заинтересованы в сотрудничестве.

Спрос на инженеров в АПК — колоссальный
«Последние два года мы переходим на технику российского производства, и теперь нужны инженеры, которые смогут не только ее обслуживать и ремонтировать, но и создавать для нее новые двигатели, распредвалы, навигационные системы».
— Владимир Николаевич, аграрным вузам, которые год назад перешли в ведомство Минобрнауки, новый учредитель поручил разработать и представить до 10 сентября программы развития. Упор в них необходимо было сделать на потребности региона присутствия. Что представил в своей программе Орловский ГАУ?

— Да, действительно, глава Минобрнауки на встрече с ректорами поручил нам консолидировать усилия по развитию аграрного образования. В частности — сосредоточиться в программах развития своих университетов на конкретных региональных задачах и проблемах, для более целевого финансирования вузовских проектов. Нашему новому учредителю важно, чтобы аграрные университеты сохранили свой отраслевой профиль и не превратились в вузы, где готовят исключительно юристов и экономистов. Для нас это очень ценно.

Что касается Орловского ГАУ, то для нас приоритетом остается качественная подготовка специалистов в области растениеводства и генетики. Государство ставит задачу заниматься не только импортозамещением, но и импортовытеснением, а для этого необходимо производить полностью свой генетический материал. Именно поэтому в своей программе мы решили сосредоточиться на развитии семеноводства и высокого уровня генетики в области растениеводства и животноводства.

Совместно со Всероссийским институтом животноводства планируем создать на базе университета региональный селекционный центр, где лучшие специалисты, магистры и аспиранты будут создавать новые линии, сорта и скрещивания. Для реализации проекта первое, что нам понадобится, — обновить материально-техническую базу и обеспечить молодым кадрам комфортные жилищные условия. Мы заинтересованы в том, чтобы начинающие исследователи оставались в нашем регионе и здесь, на орловской земле, создавали новую генетику в сотрудничестве с ведущими агропромышленными предприятиями России.

— Все эти проекты университета — это в большей степени запрос федерального центра или региона?

— В нашем случае запросы совпадают. Регион заказывает нам специалистов в области растениеводства и животноводства, высококлассных селекционеров, агрономов нового уровня. Эту же задачу ставит нам и федеральный центр.

— В этом году на Петербургском международном экономическом форуме замглавы Минобрнауки Андрей Омельчук отметил, что ведомство работает над включением в программы подготовки кадров для аграрной отрасли инженерных компетенций. Какие инженерные навыки актуальны для Вашего вуза?

— Ровно об этом же я говорил на упомянутой встрече с главой Минобрнауки — чтобы аграрные вузы не ограничивались подготовкой только по своим традиционным направлениям. Да, мы готовим ветеринарных врачей, агрономов, селекционеров, генетиков, но также у нас всегда была сильна подготовка инженерных кадров. К примеру, в Орловском ГАУ техническая подготовка ведется на факультете агротехники и энергообеспечения. Мы проводим в этом направлении научные исследования, планируем открытие диссертационного совета. На совещании ректоров мне возразили: «Но вы же не можете готовить инженеров лучше ведущих технических вузов». Мы и не ставим такой задачи, лишь исходим из того потенциала, которым обладаем.

В Орловской области, аграрном регионе, огромный парк сельхозтехники, в том числе импортной. Последние два года мы переходим на технику российского производства, и теперь нужны инженеры, которые смогут не только ее обслуживать и ремонтировать, но и создавать для нее новые двигатели, распредвалы, навигационные системы. Для этого на базе Орловского ГАУ мы открыли учебные классы практически всех ведущих производителей сельхозтехники. Также мы подписали договор о сотрудничестве и создании профильных классов с китайскими фирмами, которые пришли на российский рынок.
«Заказ региона на специалистов инженерного профиля для АПК колоссальный. А наши бакалавры хороши тем, что на выходе, вместе с дипломом инженера-механика, энергетика или инженера безопасности жизнедеятельности, они приобретают дополнительные рабочие специальности».
Несмотря на санкции и сложные логистические цепочки, аграрии продолжают работать на «джон дирах», и эти машины надо обслуживать. Сегодня наши студенты занимают ведущие роли во всех фирмах, которые занимаются ремонтом и восстановлением деталей техники от крупнейших мировых компаний. Если в 2021—2022 гг. доля трудоустройства выпускников Орловского ГАУ составляла не менее 80%, то в этом году показатель достиг 93,7%.

Кроме того, в 2022 году мы открыли рабочую специальность по ремонту и обслуживанию беспилотных летающих объектов.

Всё это подтверждает, что заказ региона на специалистов инженерного профиля для АПК колоссальный. А наши бакалавры хороши тем, что на выходе, вместе с дипломом инженера-механика, энергетика или инженера безопасности жизнедеятельности, они получают права тракториста, комбайнера или диплом сварщика. За 4 года в вузе они приобретают дополнительные рабочие специальности и, выйдя на работу, они уже не просто вчерашние студенты, которые могут только ездить на комбайне, а могут полностью его обслуживать.

— Вы упомянули об открытии направления по эксплуатации беспилотников. Из интервью с Вашими коллегами из других аграрных университетов ясно, что сейчас это одно из самых перспективных направлений в сельском хозяйстве.

— Так и есть. Я вам больше скажу: за последние 5−7 лет, с развитием цифровизации сельского хозяйства, такая профессия, как зоотехник, фактически стала айтишной, потому что сегодня эти специалисты большую часть времени проводят не на ферме, а за компьютером, где с помощью программ отслеживают работу производственных линий. Агроном буквально не выпускает рабочий планшет из рук: с его помощью он получает и оцифровывает данные по земельным участкам с дронов, следит за состоянием посевных площадей, внесением удобрений, делает анализы почв.

IT-технологии стали неотъемлемой частью учебного процесса, потому что если вуз не будет на одной волне с теми высокотехнологичными предприятиями, которые работают в нашем регионе, те просто не возьмут к себе наших выпускников.
«Долгое время бизнес вообще не понимал, почему он должен работать с вузами».
— Как вообще менялось Ваше сотрудничество с агропромышленными партнерами в последние годы? Вопрос возник, потому что складывается впечатление, будто поначалу взаимодействие вузов и бизнеса было в большей степени формальным, но со временем вы пришли к действительно серьезному и взаимовыгодному сотрудничеству.

— Вы попали в самую точку. Скажем так: долгое время бизнес вообще не понимал, почему он должен работать с вузами. Коммерсанты считали, что государство обязано обеспечить их кадрами, но себя они не видели в университетах. С 2010-х годов ситуация начала меняться.

Перерабатывающим компаниям, которые просто переклеивают этикетки, нет нужды выращивать сырье и нанимать соответствующих профессионалов. А вот тем крупным предприятиям, которые производят реальную продукцию, владеют собственными землями, кормовой базой, сырьем, у которых есть своя переработка и полки в магазинах, остро необходимы квалифицированные сотрудники. Производители поняли, что лучше готовить для себя кадры, пока они еще учатся в вузе, и за них отвечает ректор. Они даже готовы платить им стипендию, тем более она меньше зарплаты, не включает ни соцпакета, ни налогов. Зато благодаря производственной практике компания получает подготовленного квалифицированного рабочего на конкретный участок.

Изменился подход наших партнеров и к собственным ресурсам. Когда все начали закупать высокотехнологичную сельхозтехнику, и не было еще мастерских для ее обслуживания, никакой инженерной мысли компании от нас не требовали. Им достаточно было, чтобы мы научили студентов эксплуатировать технику на элементарном уровне. Мы, ректоры аграрных вузов, всегда были против: «Мы, что, так и будем постоянно обслуживать „джон диры“ и „нью холланды“? А где же наши „Ростсельмаш“, „кировцы“, „Полесье“, „белорусы“?» Сейчас всё по-другому. На российских заводах по производству сельхозтехники используется до 85% наших комплектующих, наш металл.

То же самое в животноводстве. Мы уже не привозим танкерами коров из-за границы, а выращиваем их в российских регионах, их генетика адаптирована к местным климатическим условиям, к нашей кормовой базе. Так что сейчас при правильной работе вуза отдача от бизнеса очень хорошая.

— А что Вы думаете по поводу периодически высказываемых предложений вернуть распределение для выпускников вузов? Для аграриев это подходящий вариант?

— Я как ректор против распределения. У нас не крепостное право. Если человек решил стать ветеринарным врачом, заплатил за свое обучение, почему вуз должен куда-то его направлять? Он вправе за свои деньги устроиться туда, куда считает нужным.

Государство выделяет деньги на целевую контрактную подготовку специалистов, но предприятия не хотят заключать эти договоры, потому что не хотят обеспечивать молодого специалиста жильем, брать на себя социальные обязательства работодателя. Так что я вижу иное решение — у нас и без целевых договоров эта программа работает, потому что мы плотно сотрудничаем с региональными предприятиями и договариваемся с ними на взаимовыгодных условиях.
Студенты-предприниматели
«Примерно один процент молодых людей в вузе готовы открыть свой бизнес. Большинство предпочитает работать в крупных корпорациях, потому что там есть примеры успешного карьерного роста».
— Владимир Николаевич, Ваши студенты проходят опрос об удовлетворенности качеством полученного в Орловском ГАУ образования. Предлагаем Вам ответить на пару вопросов из анкеты. Один из них: «Насколько Вы удовлетворены достижением конечных целей образования?» Что для Вас является конечной целью аграрного образования, по каким критериям Вы оцениваете его качество?

— Для меня главный показатель качества образования — это востребованность выпускников на рынке труда. А для этого университет должен в первую очередь научить молодого человека учиться, быть мобильным к обучению.

— Другой вопрос из той же анкеты: «Считаете ли Вы полученное образование и практические навыки востребованными в Вашем регионе, видите ли Вы возможность профессиональной реализации без смены места жительства?». Для Вас важно, чтобы выпускники оставались работать в Орловской области, или это не имеет значения, главное — что они будут работать в той сфере, для которой вы их подготовили?

— Конечно, для нас принципиально важно, чтобы выпускники оставались в Орловской области. Наш регион небольшой, рядом с Москвой, но не все же должно крутиться возле столицы. Тем более, что у нас хорошо развит АПК.

С другой стороны, в Орловском ГАУ обучаются почти 1000 иностранных студентов из 34 стран мира. Это и дальнее зарубежье, и страны Африки, Латинская Америка, Азия. Среди наших студентов представлена почти вся Россия, к нам приезжают ребята из северных регионов, Сибири, Дальнего Востока. Кто-то из них остается, кто-то получает образование и уезжает.

— В начале учебного года у Вас проходят встречи с первокурсниками для выявления их научной активности. Каким образом Вы определяете, у кого из студентов есть интерес к науке, исследованиям? Как поддерживаете этот интерес?

— Мы проводим колоссальную профориентационную работу с абитуриентами, заранее выявляем одаренных детей, победителей олимпиад по биологии, математике, взаимодействуем со студентами колледжей.

Как только они становятся студентами Орловского ГАУ, предлагаем им участие в научных кружках, «Точке кипения», конструкторском бюро. Первокурсники участвуют во внутривузовских студенческих конференциях, начинают публиковаться в университетских журналах, что очень помогает им в практике публичного выступления, а впоследствии — при защите курсового и дипломного проекта. Наши бизнес-партнеры назначают отраслевые стипендии. 80 стипендий выделяет губернатор. Всё это в комплексе позволяет вовлечь талантливых студентов в мир исследований и университетской науки уже с первого курса.

— В 2023 году на базе Орловского ГАУ в пятый раз будет проходить обучение в региональной «Школе фермера». Проявляют ли Ваши студенты интерес к фермерству? Есть ли у них стремление начать собственное дело или же большинство предпочитает быть наемными сотрудниками на хорошем предприятии?

— Недавно мы столкнулись с интересной ситуацией по этой теме. Наши студенты выиграли 9 грантов по одному миллиону рублей на открытие собственного дела. По условиям конкурса каждый из них должен открыть ООО, на счет которого переводится выигрыш, и реализовать на эти деньги свой мини-проект, предложенный на конкурс. Если за год у студента получится запустить проект, на следующий год сумма гранта вырастет уже до 12 000 000 рублей. Представляете, как это круто для ребят! Но когда студенты поняли, что они не просто получат почетную грамоту за победу, а выиграли миллион рублей на собственное дело, они растерялись. Потому что, как у нас обычно бывает, еще деньги не пришли на счет, уже приехали налоговики и прокуратура. Чтобы поддержать студентов-победителей, мы создали для них проект, который будет вести их предприятия с точки зрения юридического и бухгалтерского сопровождения, чтобы они могли спокойно с сентября реализовывать свои проекты.

— Это действительно здорово, что Ваши ребята получили такой шанс. А Вы знаете примеры из других вузов, где такие гранты выигрывают уже не первый год? Какие проекты там запускают студенты?

— В одном из московских вузов студент на средства гранта купил себе 3D-принтер и организовал малое предприятие по производству изделий на этом оборудовании. Через год он получил грант на 12 млн рублей, и у него уже работают 18 сотрудников.

Конечно же, таких студентов немного, примерно один процент молодых людей в вузе готовы открыть свой бизнес. Большинство предпочитает работать в крупных корпорациях, потому что там есть примеры успешного карьерного роста. Они видят, что от раздатчика корма можно вырасти до начальника цеха или управляющего, а простой бухгалтер может стать главным экономистом, и таких предприятий появляется всё больше.

— Вы сами выпускник Орловского ГАУ. Как Вы считаете, чем абитуриент, который поступал к Вам в 2023 году, отличается от того абитуриента, которым были Вы?

— Я поступал в 1991 году сразу в три университета: в тогда еще Ленинградский институт педиатрии, в пединститут и Орловскую сельхозакадемию, которая потом стала Орловским ГАУ. Так вот мне приходилось лично отвозить документы в эти вузы, в каждом из них сдавать экзамены с учетом того, чтобы они не совпали в один день.

Сейчас некоторые сетуют на то, какой это стресс для ребенка — сдавать ЕГЭ. Но ведь сегодня школьники сдают экзамены, к которым готовятся минимум год, у себя в школе или в центре сдачи ЕГЭ. А вы представьте, какой стресс для 17-летнего подростка приехать в чужой город сдавать экзамены, в том числе сочинение, по которому никто не знал заранее темы.

Недавно студенты меня спросили: «Владимир Николаевич, а Вы сами-то ЕГЭ сдадите?» И я, доктор биологических наук, вместе с ними прошел тестирование по русскому языку и биологии, не готовясь к вопросам. Сдал на четверки.

В мое студенческое время в вузе были совершенно другие условия обучения. Материально-техническая база в 1990-е годы была очень слабая. У нас были преподаватели еще советской школы с прекрасными фундаментальными знаниями, но часто без практических навыков. Сегодня же преподаватель ни в коем случае не должен отставать от технологий, что используются в той сфере, по которой он ведет дисциплины. Заходя в аудиторию, он не может допустить, чтобы студент знал о последних открытиях в науке и инновациях, а он — нет. Раньше такое было невозможно, потому что студенту лень было читать несколько томов книг, а сегодня он за 5 минут в интернете найдет всю необходимую информацию. Так что современное аграрное образование, с одной стороны, предоставляет множество возможностей для развития, а с другой — предъявляет к участникам образовательного процесса гораздо больше требований.

Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.