— Владимир Николаевич, Ваши студенты проходят опрос об удовлетворенности качеством полученного в Орловском ГАУ образования. Предлагаем Вам ответить на пару вопросов из анкеты. Один из них: «Насколько Вы удовлетворены достижением конечных целей образования?» Что для Вас является конечной целью аграрного образования, по каким критериям Вы оцениваете его качество?
— Для меня главный показатель качества образования — это востребованность выпускников на рынке труда. А для этого университет должен в первую очередь научить молодого человека учиться, быть мобильным к обучению.
— Другой вопрос из той же анкеты: «Считаете ли Вы полученное образование и практические навыки востребованными в Вашем регионе, видите ли Вы возможность профессиональной реализации без смены места жительства?». Для Вас важно, чтобы выпускники оставались работать в Орловской области, или это не имеет значения, главное — что они будут работать в той сфере, для которой вы их подготовили?
— Конечно, для нас принципиально важно, чтобы выпускники оставались в Орловской области. Наш регион небольшой, рядом с Москвой, но не все же должно крутиться возле столицы. Тем более, что у нас хорошо развит АПК.
С другой стороны, в Орловском ГАУ обучаются почти 1000 иностранных студентов из 34 стран мира. Это и дальнее зарубежье, и страны Африки, Латинская Америка, Азия. Среди наших студентов представлена почти вся Россия, к нам приезжают ребята из северных регионов, Сибири, Дальнего Востока. Кто-то из них остается, кто-то получает образование и уезжает.
— В начале учебного года у Вас проходят встречи с первокурсниками для выявления их научной активности. Каким образом Вы определяете, у кого из студентов есть интерес к науке, исследованиям? Как поддерживаете этот интерес?
— Мы проводим колоссальную профориентационную работу с абитуриентами, заранее выявляем одаренных детей, победителей олимпиад по биологии, математике, взаимодействуем со студентами колледжей.
Как только они становятся студентами Орловского ГАУ, предлагаем им участие в научных кружках, «Точке кипения», конструкторском бюро. Первокурсники участвуют во внутривузовских студенческих конференциях, начинают публиковаться в университетских журналах, что очень помогает им в практике публичного выступления, а впоследствии — при защите курсового и дипломного проекта. Наши бизнес-партнеры назначают отраслевые стипендии. 80 стипендий выделяет губернатор. Всё это в комплексе позволяет вовлечь талантливых студентов в мир исследований и университетской науки уже с первого курса.
— В 2023 году на базе Орловского ГАУ в пятый раз будет проходить обучение в региональной «Школе фермера». Проявляют ли Ваши студенты интерес к фермерству? Есть ли у них стремление начать собственное дело или же большинство предпочитает быть наемными сотрудниками на хорошем предприятии?
— Недавно мы столкнулись с интересной ситуацией по этой теме. Наши студенты выиграли 9 грантов по одному миллиону рублей на открытие собственного дела. По условиям конкурса каждый из них должен открыть ООО, на счет которого переводится выигрыш, и реализовать на эти деньги свой мини-проект, предложенный на конкурс. Если за год у студента получится запустить проект, на следующий год сумма гранта вырастет уже до 12 000 000 рублей. Представляете, как это круто для ребят! Но когда студенты поняли, что они не просто получат почетную грамоту за победу, а выиграли миллион рублей на собственное дело, они растерялись. Потому что, как у нас обычно бывает, еще деньги не пришли на счет, уже приехали налоговики и прокуратура. Чтобы поддержать студентов-победителей, мы создали для них проект, который будет вести их предприятия с точки зрения юридического и бухгалтерского сопровождения, чтобы они могли спокойно с сентября реализовывать свои проекты.
— Это действительно здорово, что Ваши ребята получили такой шанс. А Вы знаете примеры из других вузов, где такие гранты выигрывают уже не первый год? Какие проекты там запускают студенты?
— В одном из московских вузов студент на средства гранта купил себе 3D-принтер и организовал малое предприятие по производству изделий на этом оборудовании. Через год он получил грант на 12 млн рублей, и у него уже работают 18 сотрудников.
Конечно же, таких студентов немного, примерно один процент молодых людей в вузе готовы открыть свой бизнес. Большинство предпочитает работать в крупных корпорациях, потому что там есть примеры успешного карьерного роста. Они видят, что от раздатчика корма можно вырасти до начальника цеха или управляющего, а простой бухгалтер может стать главным экономистом, и таких предприятий появляется всё больше.
— Вы сами выпускник Орловского ГАУ. Как Вы считаете, чем абитуриент, который поступал к Вам в 2023 году, отличается от того абитуриента, которым были Вы?
— Я поступал в 1991 году сразу в три университета: в тогда еще Ленинградский институт педиатрии, в пединститут и Орловскую сельхозакадемию, которая потом стала Орловским ГАУ. Так вот мне приходилось лично отвозить документы в эти вузы, в каждом из них сдавать экзамены с учетом того, чтобы они не совпали в один день.
Сейчас некоторые сетуют на то, какой это стресс для ребенка — сдавать ЕГЭ. Но ведь сегодня школьники сдают экзамены, к которым готовятся минимум год, у себя в школе или в центре сдачи ЕГЭ. А вы представьте, какой стресс для 17-летнего подростка приехать в чужой город сдавать экзамены, в том числе сочинение, по которому никто не знал заранее темы.
Недавно студенты меня спросили: «Владимир Николаевич, а Вы сами-то ЕГЭ сдадите?» И я, доктор биологических наук, вместе с ними прошел тестирование по русскому языку и биологии, не готовясь к вопросам. Сдал на четверки.
В мое студенческое время в вузе были совершенно другие условия обучения. Материально-техническая база в 1990-е годы была очень слабая. У нас были преподаватели еще советской школы с прекрасными фундаментальными знаниями, но часто без практических навыков. Сегодня же преподаватель ни в коем случае не должен отставать от технологий, что используются в той сфере, по которой он ведет дисциплины. Заходя в аудиторию, он не может допустить, чтобы студент знал о последних открытиях в науке и инновациях, а он — нет. Раньше такое было невозможно, потому что студенту лень было читать несколько томов книг, а сегодня он за 5 минут в интернете найдет всю необходимую информацию. Так что современное аграрное образование, с одной стороны, предоставляет множество возможностей для развития, а с другой — предъявляет к участникам образовательного процесса гораздо больше требований.