— Вы отметили, что в 2023 году случился некий откат назад, когда некоторые вузы отменили онлайн-занятия, но в 2024-м все убедились, что это необходимый элемент качественного образовательного процесса. Что повлияло на эти перемены в отношении к онлайн-обучению?
— Организация обучения на цифровой платформе требует усилий. Недостаточно просто купить доступ к сервису видеоконференцсвязи и раздать преподавателям учетные записи. Онлайн-образование — это не про ведение занятий в режиме «говорящей головы». Чтобы оно было качественным, нужно много работать. Нужна хорошая платформа, нужно обучить преподавателей совершенно по-другому вовлекать студентов в образовательный процесс, потому что часто в онлайне используются иные педагогические навыки, нежели в аудитории.
Некоторым вузам, особенно региональным, где не весь профессорско-преподавательский состав технически был подготовлен к использованию цифровых инструментов, было сложно выстроить эту работу. Проще было сказать: пандемия закончилась, возвращаемся к прежнему формату. У нас есть аудитория, доска, мел — мы так всю жизнь работали и дальше будем. Но выяснилось, что так уже не готовы обучаться студенты, особенно те, кто учатся на платной основе. Они не понимают, почему, заплатив за образование, они не могут участвовать в занятии удаленно в ситуации, когда, например, заболели. Вузы, которые были не готовы перестроиться под этот запрос, стали терять и преподавателей, и абитуриентов, и, соответственно, бюджеты. Разворот в сторону принятия онлайн-образования был для них, скорее, вынужденным.
— Есть ли у Вас аналитика и другие данные по использованию цифровых инструментов в высшем образовании в России?
— По официальным данным, половина российских вузов внедрила стратегии цифровой трансформации. Нашу платформу активно используют более 200 вузов. Из них не менее десяти университетов организовывают с ее помощью гибридное, по сути иммерсивное обучение. Для этого оборудуют свои аудитории так, чтобы любой присутствующий на занятии человек, даже будучи онлайн, полноценно погружался в процесс, как если бы он находился на лекции вживую. Для создания эффекта присутствия интеллектуальная камера следит за преподавателем с разных ракурсов, студенты, которые подключаются удаленно, могут быть отдельно выведены на большой экран, могут поднимать руки, задавать вопросы. На другом экране для всех может отображаться учебный контент.
Хорошая онлайн-платформа может обеспечить качественное гибридное обучение, и эта история сейчас активно развивается.
— Но пока гибрид применяют только 10 из 200 университетов, ваших партнеров…
— Потому что это дорого. Камеры, звук, специальное затемнение окон стоит денег — не всем вузам доступны такие расходы.
— Какие еще потребности закрывают для себя образовательные организации, внедряя в учебный процесс сервисы для онлайн-обучения?
— Первое — это возможность расширить географию студентов и приглашенных преподавателей. Привезти в небольшой региональный вуз эксперта из московского офиса Газпрома может быть проблематично, но ничто не мешает подключить его для чтения лекции по видеосвязи. Всё, что касается онлайн-формата, — это добавленная ценность к уже существующему хорошему базовому образованию. Плюс возможность впоследствии переиспользовать учебный контент, который создается в вузе в процессе живого обучения.
Другой важный момент связан с управлением образовательным процессом. Цифровые платформы позволяют получать прозрачную историю просмотров онлайн-занятий, статистику подключений и вовлечения студентов. К примеру, у вас 10 преподавателей ведут занятия в онлайне. Как их сравнить между собой? Как оценить, насколько качественно они выполняют свою работу? Платформа предоставляет данные для такого анализа, по которым видно, что у одного преподавателя 90% студентов активно взаимодействуют с ним на занятии, пишут вопросы в чат, участвуют в опросах, а у другого средний процент вовлеченности — 20%. Возникает вопрос: как улучшить этот показатель? Как сделать занятия интереснее?
— Что, как Вы считаете, вызывает сопротивление у преподавателей при использовании цифровой платформы?
— Преподавателям, учитывая их высокую нагрузку, приходится работать с большими объемами необразовательных задач: готовить документацию, отчетность и так далее. Среди всего этого сложно выделить время еще и на освоение новых инструментов.
Очевидно, что цифровая платформа нужна в обучении, но для ее освоения нужно приложить усилия. К примеру, наша платформа не самая простая, в ней много функций, поэтому на первом этапе взаимодействие с ней может вызвать определенное сопротивление. Мы стараемся помогать в обучении работе с ней. Для этого у нас есть команда тренеров и мощная система поддержки, в которую мы инвестируем много средств и времени.
— Заходя в вузы с предложением своего продукта, с руководителями какого уровня Вы, как правило, взаимодействуете? Это ректоры, проректоры, директора департаментов, институтов? Кто из них наиболее погружен в этот вопрос?
— Обычно всё, что касается цифровых инструментов, находится в ведении IT-подразделения. 60% нашего общения происходит с отделами информационных технологий. И хотя внедрение этих сервисов выполняется для учебной части, выбор очень часто происходит на стороне технических специалистов. На мой взгляд, это не совсем правильно, потому что для IT-специалистов важно то, как администрируется система, как она интегрируется в информационные системы вуза, а вот функциональность, которая, собственно, и придает ценность платформе, — это потребность учебного отдела. Поэтому когда проректор по цифровизации или по учебной работе, а тем более ректор вовлечен в этот процесс, — это большая удача. Тогда платформа становится не просто очередным инструментом для автоматизации, а переходит в ранг той самой добавленной ценности к образовательному процессу.