«Онлайн-обучение — это добавленная ценность к хорошему базовому образованию»

Интервью с директором по работе с организациями образования МТС Линк Татьяной Федотовой.
Как изменилось отношение вузов к онлайн-образованию в 2024 году? Почему некоторые университеты стали терять абитуриентов, а другие — наращивать свой потенциал? В интервью с директором по работе с организациями образования МТС Линк Татьяной Федотовой мы поговорили о том, что мешает университетам активнее переходить на цифру, как решить проблему сопротивления преподавателей и что общего между гибридным обучением и будущим высшего образования.

«2024 год опять развернул ситуацию в сторону цифры. Стало понятно, что без онлайн-формата невозможно организовать качественное высшее образование».
— Татьяна Альбертовна, тему цифровизации образовательного процесса мы обсуждали в 2024 году со многими ректорами. А что Вы считаете главным в цифровой трансформации образования в уходящем году?

— В этом году пришло понимание, что онлайн-образование — это часть общего процесса, а не что-то чужеродное, что появилось в период пандемии и отступило, как только все ограничения закончились.

В 2023 году ситуация была другой. Тогда многие вузы, которым сложно было «продираться» через цифровую трансформацию, сделали шаг назад. Некоторые из них категорически запретили онлайн-занятия и настояли на том, чтобы преподаватели работали исключительно очно в аудиториях.

2024 год опять развернул ситуацию в сторону цифры. Стало понятно, что без онлайн-формата невозможно организовать качественное высшее образование. Высокая конкуренция вынуждает вузы использовать все возможности для дальнейшего развития, в том числе расширять географические рамки, чтобы, с одной стороны, привлекать абитуриентов из разных регионов, а с другой — по максимуму задействовать преподавателей из разных городов и даже стран, особенно на новых направлениях подготовки.

Еще одно значимое явление — это, конечно, искусственный интеллект. Внедрить эту технологию в образовательный процесс и сделать так, чтобы в ней стали разбираться преподаватели и студенты, — большой вызов для университетов.

И наконец, третий тренд этого года — ускоренное импортозамещение в ситуации ограниченности ресурсов и все связанные с этим сложности, прежде всего финансовые.
Вы отметили, что в 2023 году случился некий откат назад, когда некоторые вузы отменили онлайн-занятия, но в 2024-м все убедились, что это необходимый элемент качественного образовательного процесса. Что повлияло на эти перемены в отношении к онлайн-обучению?

Организация обучения на цифровой платформе требует усилий. Недостаточно просто купить доступ к сервису видеоконференцсвязи и раздать преподавателям учетные записи. Онлайн-образование — это не про ведение занятий в режиме «говорящей головы». Чтобы оно было качественным, нужно много работать. Нужна хорошая платформа, нужно обучить преподавателей совершенно по-другому вовлекать студентов в образовательный процесс, потому что часто в онлайне используются иные педагогические навыки, нежели в аудитории.

Некоторым вузам, особенно региональным, где не весь профессорско-преподавательский состав технически был подготовлен к использованию цифровых инструментов, было сложно выстроить эту работу. Проще было сказать: пандемия закончилась, возвращаемся к прежнему формату. У нас есть аудитория, доска, мел — мы так всю жизнь работали и дальше будем. Но выяснилось, что так уже не готовы обучаться студенты, особенно те, кто учатся на платной основе. Они не понимают, почему, заплатив за образование, они не могут участвовать в занятии удаленно в ситуации, когда, например, заболели. Вузы, которые были не готовы перестроиться под этот запрос, стали терять и преподавателей, и абитуриентов, и, соответственно, бюджеты. Разворот в сторону принятия онлайн-образования был для них, скорее, вынужденным.

— Есть ли у Вас аналитика и другие данные по использованию цифровых инструментов в высшем образовании в России?

По официальным данным, половина российских вузов внедрила стратегии цифровой трансформации. Нашу платформу активно используют более 200 вузов. Из них не менее десяти университетов организовывают с ее помощью гибридное, по сути иммерсивное обучение. Для этого оборудуют свои аудитории так, чтобы любой присутствующий на занятии человек, даже будучи онлайн, полноценно погружался в процесс, как если бы он находился на лекции вживую. Для создания эффекта присутствия интеллектуальная камера следит за преподавателем с разных ракурсов, студенты, которые подключаются удаленно, могут быть отдельно выведены на большой экран, могут поднимать руки, задавать вопросы. На другом экране для всех может отображаться учебный контент.

Хорошая онлайн-платформа может обеспечить качественное гибридное обучение, и эта история сейчас активно развивается.

Но пока гибрид применяют только 10 из 200 университетов, ваших партнеров…

— Потому что это дорого. Камеры, звук, специальное затемнение окон стоит денег — не всем вузам доступны такие расходы.

— Какие еще потребности закрывают для себя образовательные организации, внедряя в учебный процесс сервисы для онлайн-обучения?

— Первое — это возможность расширить географию студентов и приглашенных преподавателей. Привезти в небольшой региональный вуз эксперта из московского офиса Газпрома может быть проблематично, но ничто не мешает подключить его для чтения лекции по видеосвязи. Всё, что касается онлайн-формата, — это добавленная ценность к уже существующему хорошему базовому образованию. Плюс возможность впоследствии переиспользовать учебный контент, который создается в вузе в процессе живого обучения.

Другой важный момент связан с управлением образовательным процессом. Цифровые платформы позволяют получать прозрачную историю просмотров онлайн-занятий, статистику подключений и вовлечения студентов. К примеру, у вас 10 преподавателей ведут занятия в онлайне. Как их сравнить между собой? Как оценить, насколько качественно они выполняют свою работу? Платформа предоставляет данные для такого анализа, по которым видно, что у одного преподавателя 90% студентов активно взаимодействуют с ним на занятии, пишут вопросы в чат, участвуют в опросах, а у другого средний процент вовлеченности — 20%. Возникает вопрос: как улучшить этот показатель? Как сделать занятия интереснее?

Что, как Вы считаете, вызывает сопротивление у преподавателей при использовании цифровой платформы?

— Преподавателям, учитывая их высокую нагрузку, приходится работать с большими объемами необразовательных задач: готовить документацию, отчетность и так далее. Среди всего этого сложно выделить время еще и на освоение новых инструментов.

Очевидно, что цифровая платформа нужна в обучении, но для ее освоения нужно приложить усилия. К примеру, наша платформа не самая простая, в ней много функций, поэтому на первом этапе взаимодействие с ней может вызвать определенное сопротивление. Мы стараемся помогать в обучении работе с ней. Для этого у нас есть команда тренеров и мощная система поддержки, в которую мы инвестируем много средств и времени.

Заходя в вузы с предложением своего продукта, с руководителями какого уровня Вы, как правило, взаимодействуете? Это ректоры, проректоры, директора департаментов, институтов? Кто из них наиболее погружен в этот вопрос?

— Обычно всё, что касается цифровых инструментов, находится в ведении IT-подразделения. 60% нашего общения происходит с отделами информационных технологий. И хотя внедрение этих сервисов выполняется для учебной части, выбор очень часто происходит на стороне технических специалистов. На мой взгляд, это не совсем правильно, потому что для IT-специалистов важно то, как администрируется система, как она интегрируется в информационные системы вуза, а вот функциональность, которая, собственно, и придает ценность платформе, — это потребность учебного отдела. Поэтому когда проректор по цифровизации или по учебной работе, а тем более ректор вовлечен в этот процесс, — это большая удача. Тогда платформа становится не просто очередным инструментом для автоматизации, а переходит в ранг той самой добавленной ценности к образовательному процессу.
«Нельзя рассматривать платформу для онлайн-обучения в вузе как возможность сэкономить — это возможность расти и предоставлять студентам еще более качественное образование».
У Вас были ситуации, когда ИТ-подразделение вуза сопротивлялось появлению сторонней платформы для обучения, аргументируя это тем, что у них есть, к примеру, собственная разработка? И вообще, насколько приоритеты технического отдела могут перевесить задачи учебного?

— Это вопрос о том, кто в университете управляет бюджетом. Если всё упирается в бюджет IT-департамента, которому в настоящий момент важнее купить картриджи для принтера, чем инвестировать в более дорогую платформу, тогда становится очевидно, что переговоры необходимо выносить на уровень проректоров по цифровизации и по учебной работе. Нельзя рассматривать платформу для онлайн-обучения в вузе как возможность сэкономить — это возможность расти и предоставлять студентам еще более качественное образование.

Многие вузы еще до всех историй с импортозамещением пытались экономить средства — пользовались бесплатными предложениями, встраивали инструменты с открытым кодом в свою LMS. Проблема подобных рукотворных систем в том, что когда IT-специалисты сделали или «докрутили» что-то самостоятельно, своими руками, без них потом сложно будет поддерживать эту систему. Такая вынужденная зависимость создает для них некий защитный механизм, а иногда и несколько преувеличивает их значимость, в том числе при решении вопросов о появлении в цифровой среде вуза новых инструментов.
«Если бы мы смотрели на развитие платформы исключительно со стороны разработчика, мы бы не видели ключевые образовательные потребности наших пользователей».
— Есть ли у вас как у разработчиков возможность каким-то образом влиять на потребности вузов в цифровых сервисах и, возможно даже, формировать их, задавать новые тренды?

— Разработчики могут подталкивать вузы к использованию новых инструментов, на базе того же искусственного интеллекта, например. Если в платформу такие сервисы уже встроены, то ее пользователям будет проще начать их использовать. Но с точки зрения глубинных потребностей и трендов, я бы все-таки предпочла, чтобы мы отталкивались от запросов самих вузов.

С самого начала, когда я только пришла в компанию, я настояла на том, что мы должны создать экспертное сообщество вузов, которые уже де-факто используют нашу платформу, потому что только они знают лучше, куда нам идти. Каждые полгода мы собираем представителей из всех крупных вузов, которые используют наши сервисы, и в режиме открытого диалога обсуждаем, какой функциональности им не хватает, как нам скорректировать нашу дорожную карту. Если бы мы смотрели на развитие платформы исключительно со стороны разработчика, мы бы не видели ключевые образовательные потребности наших пользователей.

— Татьяна Альбертовна, в завершение нашего разговора вопрос о будущем, о перспективах. Какие новые цифровые инструменты и сервисы ждать в учебных аудиториях в ближайшие пару лет?

— Очевидно, что в ближайшие годы будут активно развиваться сервисы с эффектом присутствия и вовлечения, дополненная реальность и всё, что с этим связано. Для инженерных направлений подготовки, где требуется знакомство со сложными механизмами, это будет особенно ценно.

Если говорить про развитие платформы МТС Линк, то я верю, что мы идем в сторону ее большей инклюзивности. Уже сейчас платформа содержит механизмы, помогающие работать в ней слабовидящим студентам. Мы подключили первый вуз к технологии потоковой транскрибации, чтобы слабослышащие студенты могли сразу видеть расшифровку занятия, а также адаптировали интерфейс всех наших приложений для незрячих пользователей. Очень хочу, чтобы в 2025 году мы сделали еще несколько шагов в работе с технологиями для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, потому что, как мне кажется, образование не может не быть инклюзивным, равные возможности должны быть у всех студентов.
Беседовали: Александр Никифоров, Екатерина Позднякова
Текст подготовила: Екатерина Позднякова

Материал подготовлен редакцией информационно-аналитического портала «Ректор говорит!». При копировании ссылка на портал «Ректор говорит!» обязательна.

[ Рассылка ]
Каждую неделю — новый материал

Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми узнать о ключевых изменениях в академической среде, сенсационных научных открытиях, образовательных трансформациях и опыте ведущих вузов.
Подписаться на рассылку
Подписывайтесь на рассылку, чтобы первыми получать актуальную информацию о высшем образовании от руководства учебных и научных организаций, экспертов в области высшего образования и представителей профильных министерств.