— Что Вы думаете о таком формате получения образования в вузе, как ускоренное микрообучение, актуальное сегодня, в условиях быстрого устаревания знаний, навыков и компетенций? Рассматриваете ли Вы возможность его широкого внедрения в университете, или это подходит только ДПО?
— Я не уверена, что микрообучение имеет исключительно больше плюсов, чем минусов. Да, рынок труда меняется быстро, и сегодня нужно уметь оперативно пересобирать свои профессиональные компетенции. Но у меня, например, физико-математическое образование, и я ничуть не чувствую, что оно устаревает. Безусловно, мы добираем в течение жизни различные дополнительные компетенции, но фундаментальная составляющая базового прочного образования, мне кажется, будет оставаться ведущей.
Университет, конечно, реагирует на спрос рынка, на тренды образования. Например, в педагогических направлениях подготовки мы спроектировали индивидуальные треки на выбор студента. Это «учитель-наставник», «учитель-исследователь», «учитель-новатор». То есть, помимо того, что он учитель-предметник, он добирает микростепень.
В нашем университете предусмотрена система дополнительных квалификаций. Условно: если ты айтишник, ты можешь добрать определенный язык программирования или какой-то трек абсолютно в иной дисциплине и получить допквалификацию, например, по компьютерному дизайну. По сути это профпереподготовка, а не просто короткий курс — повышение квалификации. В этом, кстати, изъян некоторых микрокурсов, предлагаемых на просторах интернета, которые имеют красивую вывеску для привлечения клиентов при неважном содержании. И здесь вопрос компетентного выбора, а он присущ не каждому. Мы же полностью сопровождаем студента в его выборе, прежде чем он выйдет на открытый рынок труда. Работают наставники, руководители образовательных программ.
— Вы, пожалуй, первая наша героиня, которая так четко обозначила свою позицию о том, что Вы не уверены в бесспорном преимуществе микрообучения. Поясните, пожалуйста, что Вы считаете его минусами?
— Первый минус — это зависимость от компетентности того, кто выбирает курс: насколько он способен не ошибиться и выбрать то, что ему требуется, ориентируясь не только на название программы. При выборе надо смотреть глубже, а как раз этих-то компетенций людям зачастую и не хватает. Наша навигация помогает студентам сделать точный выбор, даже если они берут курсы извне. Кафедры готовы их консультировать и сопровождать в ходе обучения.
Второй момент — рынок насыщен обучающими курсами, и зачастую это некачественный продукт с красиво декорированной вывеской. И нет протокола верификации этих предложений, это сильно неупорядоченный рынок. Хотя есть мощные EdTech-платформы, где более чем качественный продукт. В конечном счете выбор за человеком.